Что такое драма?
Значительную долю существующих кинокартин характеризуют именно как драмы. На «Оскаре», например, этот жанр и вовсе доминирующий. Но в действительности не все то, что называют драмой, ею является. Чтобы внести ясность, обозначим ключевые критерии жанра.
Драма — это драматическое произведение, показывающее общечеловеческие противоречия через изображение частной, обыденной жизни героя и особенностей его характера в ситуации конфликта с обществом, семьей, с самим собой. При этом, в отличие от трагедии, конфликт потенциально разрешим. В отличие от мелодрамы — может не быть четкого противопоставления добра и зла, однозначности нравственной позиции, то есть центральный конфликт неоднозначен и многогранен, а образы более сложны. В отличие от комедии, драма не ставит целью высмеять характеры и ситуации.
Кадр из фильма «Леон» (1994) / Фото: Gaumont
Таким образом, неотъемлемыми элементами драмы являются:
- частная жизнь героя и его характер в развитии;
- острый конфликт с окружающей действительностью (или с самим собой);
- неоднозначность проблематики;
- потенциальная разрешимость драматического конфликта;
- серьезность произведения.
При этом не так много произведений можно назвать чистой драмой. Тем более, если говорить о современном кино, где господствует тотальное смешение жанров. К тому же за счет универсальности, драма обросла большим количеством поджанров: историческая драма, психологическая, криминальная, социальная, военная, биографическая, политическая, судебная, драма взросления и так далее. Приведем наиболее характерные примеры драм различного рода.
Трейлер фильма «Гражданин Кейн» (1941)
Драма, заслуженно удерживающая лидирующие места во всевозможных списках лучшего мирового кино. Орсон Уэллс, вдохновившись биографией медиамагната Уильяма Херста, создал сложное мозаичное полотно, горькую историю человека, который по мере обретения богатства и власти, теряет все, что было ему по-настоящему дорого. Острое драматическое содержание изложено в необычной для своего времени форме — все повествование строится как каскад флэшбеков.
2«12 разгневанных мужчин» (Сидни Люмет, 1957)
Сцена из фильма «12 разгневанных мужчин» (1957)
Образец судебной драмы, примечательный камерным форматом (все действие происходит в одной комнате) и обилием диалогов, никоим образом не отменяющих напряженности и увлекательности истории. Двенадцать героев, присяжных заседателей, решают судьбу подростка из трущоб, обвиняемого в убийстве отца. Лишь один персонаж сомневается в виновности парня, однако постепенно ему удается переубедить остальных. Авторы создали целую галерею ярких образов и добились того, что за развитием каждого интересно наблюдать.
Сцена из фильма «400 ударов» (1959)
Одна из ключевых картин французской «новой волны» и ярчайший образец драмы взросления. В центре сюжета — история вполне обычного подростка, на которого ни у родителей, ни у учителей не хватает времени. Отсутствие внимания вкупе с особенностями возраста порождают конфликт и драматичный поворот в душе юного главного героя. В духе европейского кино особенно примечательным в картине кажется акцент не столько на действие, сколько на состояние.
Сцена из фильма «Пролетая над гнездом кукушки» (1975)
Любимый фильм бунтарей всего мира, создавший собирательные образы протестующего героя (Рэндл МакМерфи) и системного злодея (сестра Рэтчед). Первый пребывает в очевидном конфликте с обществом, а потому оказывается в психиатрической клинике. Однако там из-за вольнолюбивости персонажа конфликт обостряется еще больше. Примечателен финал истории. Он оказывается печальным для главного героя, однако оставляет надежду в целом. Вероятно, одна из самых сильных и красивых концовок драматического фильма в истории.
Трейлер фильма «Таксист» (1976)
Еще одна бунтарская история (кинематограф «нового Голливуда» это вообще сплошной бунт). Правда конфликт человека и общества здесь подан в еще более острой и кровавой форме, чем у Формана. Драма в итоге приобретает уклон криминальной и социальной. Скорсезе утверждает на экране оригинальный тип героя — антигероя одиночки, мечтающего ни много ни мало о переустройстве мира. Такой конфликт потребовал радикальных форм экранного насилия, и фильм даже по сегодняшним меркам способен шокировать. Стоит отметить, что сценарий написан Полом Шредером, одним из виднейших теоретиков и практиков кинодраматургии.
Трейлер фильма «Список Шиндлера» (1993)
Одна из главных картин в обширной фильмографии Стивена Спилберга выполнена на стыке военной и историко-биографической драмы. Режиссер обратился к биографии Оскара Шиндлера, немецкого предпринимателя, члена НСДАП, который нашел в себе силы и смелость пойти против окружавшей его системы, чем спас более тысячи польских евреев. На протяжении трех часов экранного времени мы наблюдаем эволюцию героя: от циничного бизнесмена-авантюриста до надломленного человека, раскаивающегося в том, что он не смог спасти больше людей.
Трейлер фильма «Леон» (1994)
В своей самой известной картине Люк Бессон объединил криминальную драму и драму взросления. Два изгоя — аутичный киллер и осиротевшая девочка — вынуждены противостоять окружающему миру, безумие которого олицетворяют сросшиеся с криминалом полицейские. Одна из ключевых драматических проблематик картины — тотальная подмена и извращение ценностей и сложность однозначного определения добра и зла, хорошего и плохого.
Трейлер фильма «Бойцовский клуб» (1999)
Тоже картина, подвергающая сомнению общепринятую систему ценностей. Особенность работы Дэвида Финчера в том, что внутренний конфликт главного героя здесь реализован как конфликт внешний. Режиссер буквальным образом создает для ведущего персонажа двойника, выразителя темных сторон, провокатора, трикстера. Кроме этого, трудно припомнить другую драматическую картину, где бы столь же ярко и удачно внутренний мир героя выражался через визуальный ряд и пространство. Жуткие локации становятся буквальным зеркалом души главного героя.
Трейлер фильма «Сука-любовь» (2000)
Вклад Алехандро Гонсалеса Иньярриту и сценариста его ранних картин Гильермо Арриаги в эволюцию драмы состоит в том, что они серьезно усложнили ее форму, но при этом сохранили доступность для широкой аудитории. Фильм «Сука-любовь» стал первым опытом тандема по переплетению нескольких драматичных историй. Мы одновременно наблюдаем несколько сюжетов, — напряженные перипетии в жизнях обычных, независящих друг от друга людей, — которые в определенный момент пересекаются. И это пересечение усиливает значение каждой из историй.
Трейлер фильма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» (2017)
Одна из наиболее примечательных драм последних лет (не случайны семь номинаций на «Оскар», в том числе как «Лучший фильм» и за «Лучший сценарий»). Мать-одиночка, устав ждать результатов в расследовании убийства ее дочери, решается на радикальный шаг — вывешивает на билбордах надписи, напоминающие о преступлении и бездействии властей. Этот шаг приводит к череде непредсказуемых последствий, реализуемых в довольно необычной драматургической структуре. Картина также демонстрирует высокое мастерство автора Мартина МакДоны в создании колоритных персонажей и динамичных диалогов.
Список субъективен, а потому приветствуются дополнения и комментарии.
Обложка: кадр из фильма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» (2017) / 20th Century Fox