10 режиссеров, радикально изменивших свой стиль: от Линча до Андреасяна

Леонид Гайдай на съемках фильма «Спортлото-82» / Фото: Николай Малышев / ТАСС
Леонид Гайдай на съемках фильма «Спортлото-82» / Фото: Николай Малышев / ТАСС

Леонид Гайдай на заре карьеры едва не свернул с пути комедиографа. Дело в том, что его первая комедийная картина «Жених с того света», высмеивавшая советскую бюрократию, подверглась жестокой цензуре, а молодого режиссера чуть не вышвырнули из профессии. Чтобы как-то реабилитироваться в глазах начальства, по совету Ивана Пырьева Гайдай снял идеологически «верную» ленту «Трижды воскресший» о пароходе, пережившем Гражданскую войну и Великую Отечественную. О фирменной гайдаевской эксцентрике в этом фильме мало что напоминает. Сам режиссер картину не любил и препочитал о ней не говорить, но хотя бы она позволила ему остаться в кино, и за ней уже последовала классика: «Пес Барбос», «Самогонщики», «Операция „Ы“». Ну, вы знаете.
 

02. Сидни Люмет

 Сидни Люмет (слева) на съемках фильма «Серпико» (1973) / Фото: Paramount Pictures
Сидни Люмет (слева) на съемках фильма «Серпико» (1973) / Фото: Paramount Pictures

За Сидни Люметом закрепилась репутация автора крепкого драматического режиссера. Достаточно вспомнить его «12 разгневанных мужчин» или «Телесеть», «Серпико» и «Собачий полдень». На протяжении пятидесяти лет кинокарьеры Люмету удавалось удерживать довольно высокую планку качества своих работ. Но по распространенному мнению было и одно исключение — фильм «Виз», осовремененная версия «Волшебника страны Оз», выполненная в жанре фантастического мюзикла. Картина провалилась в прокате и подверглась критике за неудачное перенесение стандартов Бродвея на экран, невразумительный саундтрек, мискастинг, а также за обилие темнокожих актеров. Впрочем, все это было в момент выхода ленты на экране. Сейчас же о ней все чаще говорят как о классике. А еще именно здесь состоялся кинодебют Майкла Джексона.
 

Дэвид Кроненберг на съемках  фильма «Опасный метод» (2011) / Фото: Sony Pictures
Дэвид Кроненберг на съемках  фильма «Опасный метод» (2011) / Фото: Sony Pictures

Мастер боди-хоррора и исследователь психологиечских патологий Дэвид Кроненберг на раннем творческом этапе однажды сделал отступление от своих специфических увлечений. Между двумя картинами о биологических мутациях «Бешеная» и «Выводок» в его фильмографии расположился вполне стандартный гоночный экшн категории «Б» «Беспутная компания». Лента ничем особым не выделяется, кроме того, что исследователи Кроненберга, пытаясь хоть как-то определить ее место в эволюции стиля режиссера, обращают внимание на интерес к автомобилям и технике. Спустя годы этот интерес, разумеется, в радикальной форме, проявится в «Автокатастрофах».
 

Эльдар Рязанов на съемках фильма «Жестокий романс» (1983) / Фото: Николай Малышев / ТАСС
Эльдар Рязанов на съемках фильма «Жестокий романс» (1983) / Фото: Николай Малышев / ТАСС

Кинематограф Эльдара Рязанова у широкого зрителя ассоциируется с жизнеутверждающей сказкой, эксцентричной сатирой или грустной комедией. Между тем пару раз режиссер дал такого мрака, что при просмотре возникает мысль: «А не подменял ли Рязанова на площадке Балабанов?». Опыт погружения с черную драму режиссер, как и многие его коллеги, провел на волне перестройки. Сначала была «Дорогая Елена Сергеевна» — пророческое размышление о сумрачных безднах в душах молодого поколения, — а затем «Предсказание» — сюрреалистическая история последних часов жизни писателя. Принято считать, что «Предсказание» получилось столь тяжелым и беспросветным на фоне гибели супруги Рязанова Нины Скуйбиной. В дальнейшем режиссер вернулся к комедии, но, как мы знаем, не особенно удачно.
 

Дэвид Линч в сериале «Твин Пикс» (2017) / Фото: Suzanne Tenner / Showtime
Дэвид Линч в сериале «Твин Пикс» (2017) / Фото: Suzanne Tenner / Showtime 

Всем, жаловавшимся на то, что в фильмах Дэвида Линча ничего не понятно, режиссер ответил в 1999 году картиной с говорящим названием — «Простая история». В ней главный герой, пожилой ветеран Второй мировой войны, проезжает несколько сотен километров на газонокосилке, чтобы навестить своего больного брата. Никакой ломанной драматургии, никакого сюрреализма, никаких загадок. Все просто, понятно и очень трогательно. И, конечно же, фильмографию Линча такая картина делает только богаче.
 

06. Уэс Крэйвен

Уэс Крэйвен на съемках фильма «Забери мою душу» (2010) / Фото: Nicole Rivelli / Rogue
Уэс Крэйвен на съемках фильма «Забери мою душу» (2010) / Фото: Nicole Rivelli / Rogue

Уэс Крэйвен, отец Фрэдди Крюгера, автор примерно двух десятков хорроров разной степени успешности и вообще классик ужаса, однажды изменил любимому жанру. Причем самым неожиданным образом — снял музыкальную драму «Музыка сердца». В ней Мэрил Стрип сыграла преподавательницу музыки, которая после расставания с мужем устраивается работать в школу в самый неспокойный район Нью-Йорка, Восточный Гарлем. Фильм так волновал режиссера, что он даже согласился на постановку «Крика 3» только при условии, что ему дадут снять «Музыку сердца». Картина провалилась в прокате, но получила благожелательные отзывы, а также отметилась двумя номинациями на «Оскар». А Крэйвен, очевидно, отвел душу, отдохнув от кровищи.
 

Гай Ричи на съемках фильма «Шерлок Холмс: Игра теней» (2011) / Фото: Daniel Smith / Warner Bros.
Гай Ричи на съемках фильма «Шерлок Холмс: Игра теней» (2011) / Фото: Daniel Smith / Warner Bros.

Гай Ричи начал с прорыва — выдал подряд два внезапных революционных хита криминального жанра: «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш». А дальше… Дальше была встреча с Мадонной и «Унесенные», невнятная любовная мелодрама с ней же в главной роли. Лента удостоилась пяти «Золотых малин» (в том числе в номинациях «Худший режиссер» и «Худшая картина») и едва не поставила крест на карьере Ричи. Более того, его возвращение к криминальному жанру с «Револьвером» было воспринято неоднозначно, а критики заговорили о том, что «Унесенные» испортили вкус хорошего режиссера. С тех пор Ричи, конечно же, реабилитировался в глазах зрителя, а об опыте неудачной мелодрамы сегодня он говорит как о необходимом и даже признается, что любит это кино.
 

08. Кевин Смит

Кевин Смит на съемках сериала «Супергёрл» / Фото: Warner Bros.
Кевин Смит на съемках сериала «Супергёрл» / Фото: Warner Bros.

Мы все знаем Кевина Смита как комедиографа, юмор которого от фильма к фильму становится каким-то все более экспериментальным и все менее удачным. Но в 2011 году режиссер удивил всех, сняв социальный хоррор «Красный штат». Картина о религиозных фанатиках, по своему разумению карающих грешников, выделяется натуралистичным насилием и остротой проблематики. Лента не добралась до широкого проката, прямиком попав на сервисы Video on Demand, зато ее высоко оценил сам Квентин Тарантино. Ну и вообще мы узнали, что Кевин Смит может быть серьезным.
 

Джеймс Ван на съемках фильма «Форсаж 7» (2015) / Фото: Scott Garfield / Universal Pictures
Джеймс Ван на съемках фильма «Форсаж 7» (2015) / Фото: Scott Garfield / Universal Pictures

И еще один хоррормейкер, решивший выйти за границы жанра, — Джеймс Ван. Для него работа над «Форсажем 7» была принципиальным вопросом, поскольку с ужасами он планирует завязывать, чтобы снимать более разнообразное кино. В то же время продюсеров экшн-франшизы он привлек тем, что на малобюджетных картинах набил руку в оперативном решении сложных задач. Одна из таких задач на фильме имела трагический оттенок — режиссеру пришлось думать, как сохранить в картине погибшего в период съемок Пола Уокера. Картина стала одной из самых кассовых в истории. Впрочем, вполне предсказуемо. Ван же ненадолго вернулся к хоррору, а сейчас мы ждем его супергеройского «Аквамена».
 

10. Сарик Андреасян

Сарик Андреасян / Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Сарик Андреасян / Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС  

Будем честны. на рубеже 2000-2010 годов никто не сделал для формирования нового лица российской кинокомедии так много, как Сарик Андреасян. Лицо, правда, вышло довольно скверным. Комедии Андреасяна критиковались за низкопробный, «сисько-пердильный» юмор, дурной вкус, навязывание «диктатуры доброты», низкое техническое и исполнительское качество, непонимание азов кинорежиссуры. В какой-то момент, словно бы желая ответить своим критикам и подтвердить профпригодность, Андреасян резко изменил вектор творчества — начал пробовать себя в самых разных жанрах. Мы уже видели криминальную драму «Ограбление по-американски», фантастическую «Мафию», фильм-катастрофу «Землетрясение», супергеройских «Защитников». Пока что каждый опыт сталкивается с валом критики, в которой общей претензией остается навязчивая и не слишком успешная «игра» в драму. Будем надеяться, что в «Непрощенном» ее законы все-таки режиссеру покорились.
 


Обложка: Дэвид Линч / Zuma/TASS

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *