01. «Веревка» (Альфред Хичкок, 1948)
В «Веревке» Альфред Хичкок попробовал реализовать свою давнюю мечту о безмонтажном кино. Правда, ввиду технических ограничений отказаться от монтажа совсем не получилось, но для создания эффекта непрерывности действия все девять вынужденных склеек были тщательно скрыты. При таком решении закономерно развитие истории в реальном времени. Кроме того, такой подход позволил Хичкоку по-новому поработать с саспенсом — то обстоятельство, что события вокруг убийства происходят здесь и сейчас, не перепрыгивая во времени, позволяет создать дополнительное напряжение.
02. «Ровно в полдень» (Фред Циннеман, 1952)
Классика вестерна о шерифе, который в день отставки вынужден встать на защиту города от свирепых головорезов. Выводя в название час X — полдень — и последовательно показывая события в реальном времени, авторы заставляют зрителя изрядно поволноваться в ожидании развязки. Впрочем, впечатляющий эффект оказывает не только разряжающая напряжение финальная дуэль, но и та эволюция, которую проходит главный герой всего за полтора часа.
03. «Клео от 5 до 7» (Аньес Варда, 1962)
Одна из ключевых картин французской новой волны, демонстрирующая весь спектр техник и приемов, введенных в обиход революционным кинодвижением. Среди наиболее примечательных особенностей — работа с реальным временем. Предлагая зрителю провести полтора часа вместе с начинающей певицей, Аньес Варда делит историю на главы, каждый раз обозначая точное время и тем самым маркируя изменения, происходящие с героиней. На наших глазах она переживает экзистенциальный кризис, преодолевает страх смерти и открывает в себе сочувствие к ближнему. Ну а кроме того, есть мнение, что это одно из лучших исследований женской души в истории кино.
04. «Система безопасности» (Сидни Люмет, 1964)
Военный триллер, оказавшийся в тени «Доктора Стрейнджлава», однако тоже заслуживающий внимания. Коллизия обыгрывается схожая с той, что и у Кубрика — США и СССР из-за нелепицы вот-вот начнут бомбардировку друг друга. У Генри Фонда в роли американского президента есть лишь два часа на принятие судьбоносного решения. Как он к нему приходит — мы наблюдаем в реальном времени, и это помогает втянуться в действие. Заметим, что это не единственный эксперимент Сидни Люмета с реальным временем — ту же технику он не менее эффектно использовал в «12 разгневанных мужчинах» и в «Собачьем полудне».
05. «В последний момент» (Джон Бэдэм, 1995)
Нео-нуарный триллер, в котором именно реальное время создает напряжение и усиливает сопричастность зрителя к незавидному положению героя. Персонажа в исполнении Джонни Деппа ставят перед внезапным и суровым выбором: или он убивает крупного политика, или лишается похищенной дочери. На все про все — полтора часа. Есть от чего поволноваться.
06. «Беги, Лола, беги» (Том Тыквер, 1998)
Оригинальный подход к работе с реальным временем на экране предложил Том Тыквер. В «Беги, Лола, беги» мы становимся свидетелями трех вариантов развития одной и той же истории: главная героиня за двадцать минут должна помочь своему парню с деньгами, иначе он пойдет на смертельно опасное ограбление магазина. Использование реального времени позволяет режиссеру показать, сколь много возможностей таит жизнь, и сколь значимы могут быть самые, казалось бы, неприметные мелочи.
07. «Тайм-код» (Майк Фиггис, 2000)
Первый в истории действительно однокадровый полный метр (то есть без скрытых склеек, как у Хичкока). Причем на наших глазах в реальном времени разворачивается не одна история, а четыре, и все параллельно. Майк Фиггис вел съемку одновременно с четырех камер, а в дальнейшем объединил изображение с них при помощи сегментирования экрана. Для того чтобы синхронизировать сверхсложную работу команды – трех десятков актеров и около семидесяти человек съемочной группы – все действия были расписаны в мельчайших деталях на нотных листах. Съемки заняли две недели, за которые было сделано пятнадцать дублей. Лучший из них и стал фильмом.
08. «Перед закатом» (Ричард Линклейтер, 2004)
Вторая часть знаменитой трилогии Ричарда Линклейтера о двух влюбленных в разные моменты их отношений. В этом фильме герои случайно встречаются после девятилетнего расставания, и, на первый взгляд, не очень понятно, что бы могло их объединить вновь. Однако совмещая экранное время с реальным, Линклейтер фиксирует пробуждение чувства, подчеркивая важность каждого момента. Ну а то, что у героя остается всего час до самолета (то есть всего час на определение ни много ни мало двух судеб), добавляет интриги.
09. «Смерть господина Лазареску» (Кристи Пую, 2005)
Ключевой фильм румынской новой волны со всеми сопутствующими особенностями: бичеванием социальных язв, документализмом и черным юморком. Пожилой господин Лазареску, почувствовав себя неважно, пускается в 2,5-часовую одиссею по медицинским учреждениям Бухареста. Реальное время помогает нам прочувствовать горечь положения героя, отправляющегося, очевидно, в свой последний путь, и особую макабрическую атмосферу ночной румынской столицы.
10. «Потерянный рейс» (Пол Гринграсс, 2006)
В основе этой картины лежит история единственного из четырех самолетов, захваченных 11 сентября 2001 года, который не достиг намеченной террористами цели. Воспроизведение почти двухчасовых трагических событий требовало документальной точности, одним из элементов которой было сохранение реального времени и следование хронологии. Картину в итоге не зря считают одной из лучших среди всего, что было снято о крупнейшем теракте в истории.
11. «Резня» (Роман Полански, 2011)
Одна из любимых тем Романа Полански — потеря обычным человеком покровов цивилизации. В «Резне» режиссер исследовал ее, пожалуй, наиболее остроумно, тонко и точно, во многом благодаря использованию реального времени. Две супружеские пары (звездный кастинг из Кристофа Вальца, Кейт Уинслет, Джона Си Райли и Джоди Фостер) встречаются, чтобы обсудить драку их детей. Разговор плавно переходит в ссору, во время которой герои выясняют о себе много нового. То, как персонажи раскрываются, конечно же, необходимо было фиксировать именно в реальном времени.
12. «Убрать из друзей» (Лео Габриадзе, 2015)
Наконец, реальное время нашло органичное применение и в жанре хоррора. В фильме-первопроходце формата «десктоп-кино» действие происходит на мониторе компьютера — несколько подростков, общаясь в Skype, всего за час двадцать один за другим погибают от рук мистического мстителя. То, что все происходит как бы здесь и сейчас, безусловно, добавляет зрителю лишней нервотрепки. Кстати, как это реализовывалось на практике (а процесс съемок был организован весьма нестандартно) — нам подробно рассказывал режиссер Лео Габриадзе вот в этом интервью.