12 режиссеров, прошедших путь от инди-кино к блокбастерам: Нолан, Вильнев, Мизгирев и другие

01. Сэм Рэйми

Сэм Рэйми

В возрасте всего двадцати одного года на лично накопленные и одолженные у друзей $350 тысяч Сэм Рэйми снял «Зловещих мертвецов» — фильм, который стал одним из самых известных (и кровавых) молодежных хорроров в истории. Энтузиазм, изобретательность и талант молодого постановщика быстро оценили в Голливуде — Рэйми привлекали такие студии, как Columbia и Universal. В 2000-х режиссер снял трилогию о «Человеке-пауке», которая оказалась не только одной из самых прибыльных кинофраншиз в истории кино, но и помогла вернуть популярность жанру супергеройского кинокомикса. 

 

02. Дэвид Линч

Дэвид Линч

Дэвид Линч — один из тех режиссеров, союз которых с крупными студиями кажется парадоксом. Неудивительно, что продлился он недолго. После безбюджетного дебюта «Голова-ластик», ставшего во всех смыслах эталоном авангардного независимого кино, компания Мэла Брукса пригласила Линча для постановки «Человека-слона». За успехом вполне классической по форме картины последовали заманчивые приглашения. Среди них — режиссура очередной части «Звездных войн». Линч остановил выбор на многомиллионной экранизации «Дюны», обернувшейся то ли шедевром, то ли катастрофой — споры ведутся до сих пор. С одной стороны, это крайне любопытный эксперимент в жанре космической фантастики, с другой — оглушительный коммерческий провал. Точно можно сказать одно — без этого драматического для режиссера студийного опыта мы бы сейчас знали совсем другого Линча, если бы знали вообще.

 

03. Питер Джексон

Питер Джексон

Еще один мастер блокбастеров, начинавший с натуралистичного хоррора, — Питер Джексон. Перед тем, как снять «Властелина колец», стать самым кассовым режиссером в мире и обрасти всевозможными титулами и регалиями, Джексон набрал опыта на пародийных ужасах. Его дебютом стал фантастический трэш «В плохом вкусе», снимавшийся несколько лет на студенческую стипендию. Апофеозом же независимого периода творчества стала нетленка «Живая мертвечина» о крысо-обезьяне, распространяющей смертельный зомби-вирус, и газонокосилке-убийце, перемалывающей все живое с рекордной скоростью. Отголоски лихой режиссерской молодости режиссера можно найти во «Властелине колец» с «Хоббитом» — в натуралистичных батальных сценах и монструозных образах орков явно отрывается Джексон-маргинал.
 

04. Стивен Содерберг

Стивен Содерберг, прежде чем оказаться самым производительным режиссером Голливуда 2000-х годов, совершил переворот в мире независимого кино. Кинематографист заявил о себе малобюджетной драмой «Секс, ложь и видео», снятой с четырьмя актерами в паре интерьеров в переходной эстетике от кино к видео.  Фильм стал отправной точкой бума инди-кино 90-х годов, а своему автору принес «Золотую пальмовую ветвь». После череды других независимых картин и авангардистских экспериментов Содербергом заинтересовались в Голливуде, в результате чего появилась, например, франшиза о «Друзьях Оушена». Спустя полтора десятилетия студийное производство режиссеру осточертело. Он громко порвал с Голливудом, перейдя на телевидение, где самым интересным его проектом пока остается «Больница Никербокер».  

 

05. Чжан Имоу

Чжан Имоу

Чжан Имоу — это такой китайский симбиоз Стивена Спилберга и Никиты Михалкова, снимающий наиболее масштабные и амбициозные кинопроекты Поднебесной (например, «Герой», «Дом летающих кинжалов» и ожидаемая американо-китайская «Великая стена»). Однако искушенному зрителю могут показаться куда интереснее ранние картины Имоу. «Красный гаолян», «Подними красный фонарь», «Цзю-Цзю идет в суд» и «Жить» можно назвать китайским арт-хаусом. Поэтические драмы с социальным подтекстом пользовались успехом на западных фестивалях, однако игнорировались и даже запрещались на родине. Сегодня бывший диссидент — один из самых почитаемых в КНР режиссеров, которому доверяют не только блокбастеры, но даже постановку открытия Олимпийских игр

 

06. Тимур Бекмамбетов

Тимур Бекмамбетов

Тимур Бекмамбетов, ведущий продюсер отечественного кино и один из немногих российских режиссеров, востребованных в Голливуде, больше двадцати лет назад дебютировал крайне необычной, непохожей на все его другие картины работой. В момент, когда национальный кинематограф в стране был буквально при смерти, он с горсткой энтузиастов в качестве диплома на Высших курсах сценаристов и режиссеров снял арт-хаусный боевик «Пешаварский вальс». Лента о восстании солдат-афганцев в плену моджахедов была намеренно выдержана в радикальной эстетике: «грязное» изображение и сумбурное действие погружают зрителя в ад военного лагеря. Картина осталась незамеченной в России, однако привлекла к режиссеру первое внимание на Западе. 
 

07. Дэнни Бойл

Дэнни Бойл

Один из ключевых британских режиссеров последних десятилетий Дэнни Бойл начинал в театре и на телевидении, а его кинодебютом стала скромная (в том числе в плане успеха) драма «Неглубокая могила». Зато следующий фильм, «На игле», оказался прорывом. Картина подкупала молодого зрителя современностью киноязыка (клиповый монтаж, ракурсная съемка, нелинейная драматургия), драматизмом истории и яркостью характеров. Дальнейшая карьера режиссера была извилистой. Например, самый масштабный проект Бойла, космическая драма «Пекло», провалилась в прокате. Зато бесспорное мировой признание, восемь «Оскаров» и внушительную кассу кинематографисту принес «Миллионер из трущоб». 

 

08. Вачовски

Вачовски

Посмотрев в 1996 году дебютный фильм Вачовски «Связь», вряд ли кто мог предсказать гигантоманию «Матрицы», «Облачного Атласа» и «Восхождения Юпитер». Картина была изящным камерным нуаром с бюджетом всего лишь в $4,5 млн и скромной базой поклонников. Однако еще до выхода фильма одним их сценарием заинтересовалась студия Warner Bros. Проект казался авантюрой чистой воды, но продюсер Лоренцо ди Бонавентура решил рискнуть. Результатом стала одна из самых значимых и прибыльных голливудских франшиз последних десятилетий — «Матрица».  

 

09. Даррен Аронофски

Даррен Аронофски

Даррен Аронофски с первых малобюджетных фильмов заявил о себе как о самобытном режиссере. Головоломные сюжеты, психически неустойчивые герои, вычурный визуальный стиль и другие детали его авторского почерка указывали на то, что это режиссер не для всех. Однако и «Пи», и «Реквием по мечте» нашли своего зрителя. А после оглушительного успеха «Черного лебедя» (при бюджете в $13 млн картина собрала почти $330 млн) режиссеру предлагали поработать в киновселенной «Людей Икс», чего, правда, не случилось. Аронофски предпочел другую фантастическую историю — студия Paramount поддержала грандиозную задумку кинематографиста по вольной экранизации ветхозаветной истории Ноя.

 

10. Кристофер Нолан

Кристофер Нолан

Кристофер Нолан прошел путь к стомиллионным проектам от безбюджетного кино «на коленке». Дебютный нуарный триллер «Преследование» обошелся ему лишь в $6 тысяч и из экономии снимался на черно-белую 16мм пленку при естественном освещении, что обеспечило картине характерный стиль. Из тех же соображений экономии Нолан был на фильме не только режиссером и автором сценария, но и продюсером, оператором и монтажером. Следующий проект, «Помни», закрепил за молодым кинематографистом славу любителя незаурядных идей и интеллектуальных игр со зрителем. На кино такого плана как раз появился устойчивый спрос, так что Нолан оказался в Голливуде к месту. Как итог — произведенная им революция в кинокомиксе и фантастике, сделавшая привычные жанры более сложными и серьезными. Ждем очередного новаторского переворота в скором «Дюнкерке». 
 

11. Дени Вильнев

Дени Вильнев

Дени Вильнев, один из самых востребованных и обсуждаемых режиссеров Голливуда последних лет,  начинал на рубеже тысячелетий, работая в рамках канадского независимого кино. Его картины (например, «Водоворот») имели фестивальный успех, а после впечатляющей драмы «Пожары» Вильнева наконец пригласили в США. Что примечательно, все пять его американских проектов (последний на данный момент — сиквел «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта) выдержаны в разных жанрах, но сохраняют легко узнаваемый мрачный авторский стиль. А кроме того, собирают приличную кассу и череду кинематографических наград — редкое сочетание.

12. Алексей Мизгирев

В России в последние годы тоже подхватили тенденцию привлекать режиссеров условного арт-хауса к постановке «больших» проектов. Пожалуй, самый яркий пример — Алексей Мизгирев. Режиссер из поколения «новых тихих» снял несколько картин, прошедших по фестивалям, но мимо зрителя: «Кремень», «Бубен, барабан» и «Конвой». Тем не менее, за ним закрепился статус сильного, исключительного автора, что и привлекло внимание продюсера Александра Роднянского. Результатом пока стала одна из самых масштабных и необычных картин прошлого года «Дуэлянт». В прокате она себя не оправдала, однако, в планах Мизгирева и Роднянского новые проекты в той же киновселенной.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *