01. Луи Деллюк
Ведущий теоретик кино рубежа 1910-20-х годов Луи Деллюк отстаивал необходимость отхода от традиций коммерческого кинематографа и эмансипации средств киноязыка. Его идеи, в том числе концепция киногении, стали основой французского авангарда 20-х годов (импрессионизм, сюрреализм, «чистое кино») и вдохновили таких мастеров, как Жан Эпштейн, Жан Ренуар, Ман Рэй, Рене Клер, Луис Бунюэль и Жан Кокто. Сам Деллюк успел поставить лишь несколько картин (среди них «Лихорадка» и «Женщина ниоткуда»), на съемках одной их которых заболел пневмонией и спустя несколько недель умер.
02. Марсель Карне
С критических заметок для специализированных журналов начал погружаться в кино другой французский классик — Марсель Карне. В возрасте двадцати с небольшим лет он совмещал сочинение статей с работой ассистентом у тех, о ком писал, вроде Рене Клера и Жака Фейдера. Всего через несколько лет Карне и сам стал ведущим французским режиссером, положив начало направлению поэтического реализма.
03. Джузеппе Де Сантис
Теоретическая база итальянского неореализма во многом сформировалась из дискуссий в журнале Cinema, авторы которого подвергали критике далекий от жизненных реалий итальянский кинематограф фашистской эпохи. Среди тех, кто утверждал необходимость достоверного отражения на экране обыденной и трагической действительности, был Джузеппе Де Сантис, ассистировавший Висконти и Росселлини и в дальнейшем снявший важные неореалистические картины «Горький рис» и «Рим 11 часов».
04. Микеланджело Антониони
Ещё один реформатор киноязыка из Италии, начинавший работу на страницах Cinema, — Микеланджело Антониони. Интересно, что параллельно с занятиями критикой он не только писал сценарии и снимал короткометражки, но и проходил стажировку у Марселя Карне, в своё время, как мы знаем, проделавшего тот же путь. Глубокое знание кино, вероятно, одна из причин, по которой Антониони удалось перевернуть представления всего мира о кинодраматургии, роли камеры, цветовом решении, монтаже, работе с актерами и других аспектах фильма.
05. Франсуа Трюффо
06. Линдсей Андерсон
Развивавшаяся параллельно французской британская «новая волна» также во многом формировалась на почве киножурналов: Sight and Sound и Sequence. Основателем последнего был Линдсей Андерсон, утверждавший отказ от театрализации кинематографа и требовавший обращения к жизни простых людей из рабочего класса. Теорию Андерсон подтверждал практикой: работая кинокритиком, он снял более десяти короткометражек, заложил основы документального движения «Свободное кино», а затем и «новой волны», в духе которой сделал социальную драму «Такова спортивная жизнь».
07. Вим Вендерс
От французской и британской «новых волн» переходим к немецкой. Среди её представителей кинокритикой занимался Вим Вендерс. Благодаря самобытности стиля заметки студента киношколы попадали даже на страницы такого большого издания, как Der Spiegel. Ну а вскоре эта самобытность перешла на экран — уже вторая картина Вендерса «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым» была признана ярким явлением «нового немецкого кино».
08. Питер Богданович
Пример режиссеров французской «новой волны» оказался заразителен. Наблюдая миграцию в кино Трюффо и Годара, заядлый синефил и кинокритик Esquire Питер Богданович тоже решил стать режиссером. Он попал под крыло Роджера Кормана и снял несколько би-мувиз, а затем прославился лентой «Последний киносеанс», ставшей знаковым явлением «нового Голливуда» и заработавшей два «Оскара». Как и Трюффо, Богданович зарекомендовал себя исследователем кино. Он написал несколько книг об Орсоне Уэллсе, Говарде Хоуксе, Джоне Форде, Хичкоке и других.
09. Пол Шредер
Из-за религиозного воспитания в духе кальвинизма Пол Шредер узнал, что такое кино, лишь в семнадцать лет. А уже к двадцати он стал писать критические заметки для Los Angeles Free Press и Cinema. В начале 1970-х Шредер опубликовал книгу «Трансцендентальный стиль в кино», открывшую американскому зрителю творчество Ясудзиро Одзу, Робера Брессона и Карла Теодора Дрейера. Влияние этого исследования, пусть и не всегда очевидное, присутствует в фильмах Шредера — поставленных по его сценариям «Таксисте» и «Бешеном быке», а также в снятых им «Людях-кошках» и «Мисиме».
10. Леос Каракс
11. Мигель Гомеш
Кумир любого современного кинокритика, в тайне мечтающего о такой же творческой судьбе. Из киномана и автора рецензий Гомеш вырос в главного представителя португальской кинематографии, одного из самых ярких и самобытных режиссеров Европы и даже революционера в области киноязыка, легко совмещающего забытые традиции с новаторством. Примеры — поэтическая притча «Табу», многими включенная в топ лучших фильмов 2012 года, или прошлогодняя шестичасовая «Тысяча и одна ночь».
12. Михаил Брашинский
Михаил Брашинский — выпускник театроведческого факультета, кандидат искусствоведения и один из самых интересных критиков, публиковавшихся на страницах «Афиши» и «Сеанса». В 2002 году Брашинский обратился к режиссуре, удивив эстетской драмой «Гололед». Спустя десять лет удивил ещё больше — малобюджетным комедийным хоррором «Шопинг-тур» о финнах, поедающих русских. Искрометный треш покорил публику «Окна в Европу», где ленте был присужден главный приз.
13. Любовь Аркус
Создательница и главный редактор журнала «Сеанс» Любовь Аркус в качестве режиссера сделала одну картину — пронзительную документальную ленту о парне-аутисте «Антон тут рядом». На съемки ушло четыре года, изменивших судьбы тех, кто в них участвовал. Фильм был справедливо отнесен коллегами Аркус к «какому-то новому, третьему вид кинематографа», а также удостоен нескольких наград, в том числе Венецианского кинофестиваля, «Белого слона», «Ники» и «Золотого орла». Что, пожалуй, ещё важнее, картина привлекла внимание общественности к проблеме аутизма и помогла создать центр помощи «Антон тут рядом».