13 режиссеров, вышедших из кинокритиков: Трюффо, Вендерс, Аркус и другие

01. Луи Деллюк

01. Луи Деллюк / 13 режиссеров, вышедших из кинокритиков: Трюффо, Вендерс, Аркус и другие
Ведущий теоретик кино рубежа 1910-20-х годов Луи Деллюк отстаивал необходимость отхода от традиций коммерческого кинематографа и эмансипации средств киноязыка. Его идеи, в том числе концепция киногении, стали основой французского авангарда 20-х годов (импрессионизм, сюрреализм, «чистое кино») и вдохновили таких мастеров, как Жан Эпштейн, Жан Ренуар, Ман Рэй, Рене Клер, Луис Бунюэль и Жан Кокто. Сам Деллюк успел поставить лишь несколько картин (среди них «Лихорадка» и «Женщина ниоткуда»), на съемках одной их которых заболел пневмонией и спустя несколько недель умер. 

 

02. Марсель Карне

02. Марсель Карне / 13 режиссеров, вышедших из кинокритиков: Трюффо, Вендерс, Аркус и другие
С критических заметок для специализированных журналов начал погружаться в кино другой французский классик — Марсель Карне. В возрасте двадцати с небольшим лет он совмещал сочинение статей с работой ассистентом у тех, о ком писал, вроде Рене Клера и Жака Фейдера. Всего через несколько лет Карне и сам стал ведущим французским режиссером, положив начало направлению поэтического реализма.

 

03. Джузеппе Де Сантис

Джузеппе Де Сантис / 13 режиссеров, вышедших из кинокритиков: Трюффо, Вендерс, Аркус и другие
Теоретическая база итальянского неореализма во многом сформировалась из дискуссий в журнале Cinema, авторы которого подвергали критике далекий от жизненных реалий итальянский кинематограф фашистской эпохи. Среди тех, кто утверждал необходимость достоверного отражения на экране обыденной и трагической действительности, был Джузеппе Де Сантис, ассистировавший Висконти и Росселлини и в дальнейшем снявший важные неореалистические картины «Горький рис» и «Рим 11 часов».

 

04. Микеланджело Антониони

Микеланджело Антониони / 13 режиссеров, вышедших из кинокритиков: Трюффо, Вендерс, Аркус и другие
Ещё один реформатор киноязыка из Италии, начинавший работу на страницах Cinema, — Микеланджело Антониони. Интересно, что параллельно с занятиями критикой он не только писал сценарии и снимал короткометражки, но и проходил стажировку у Марселя Карне, в своё время, как мы знаем, проделавшего тот же путь. Глубокое знание кино, вероятно, одна из причин, по которой Антониони удалось перевернуть представления всего мира о кинодраматургии, роли камеры, цветовом решении, монтаже, работе с актерами и других аспектах фильма.

 

05. Франсуа Трюффо

Франсуа Трюффо / 13 режиссеров, вышедших из кинокритиков: Трюффо, Вендерс, Аркус и другие

Из кинокритиков вышла значительная часть режиссеров французской «новой волны». Жан-Люк Годар, Клод Шаброль, Эрик Ромер, Жак Риветт и многие другие группировались вокруг основанного в 1951 году Андре Базеном Cahiers du cinéma, где восхваляли Хичкока, Уэллса и фильмы нуар, в пух и прах разносили устаревшее «папочкино кино» (в том числе всё того же Марселя Карне). Выделим из этой плеяды, пожалуй, Франсуа Трюффо, поскольку именно его рецензии были наиболее ядовитыми. Но, что более важно, именно он написал статью «Об одной тенденции во французском кино», ставшей основой теории авторского кинематографа. Навыки кинокритика также отразились на деятельности Трюффо, когда он уже был состоявшимся режиссером: он внес значительный вклад в исследование творчества своих кумиров (в особенности Хичкока) и некоторые фильмы посвятил вопросу: «Что же такое кино?» (оскароносная «Американская ночь»).
 

06. Линдсей Андерсон

Линдсей Андерсон / 13 режиссеров, вышедших из кинокритиков: Трюффо, Вендерс, Аркус и другие
Развивавшаяся параллельно французской британская «новая волна» также во многом формировалась на почве киножурналов: Sight and Sound и Sequence. Основателем последнего был Линдсей Андерсон, утверждавший отказ от театрализации кинематографа и требовавший обращения к жизни простых людей из рабочего класса. Теорию Андерсон подтверждал практикой: работая кинокритиком, он снял более десяти короткометражек, заложил основы документального движения «Свободное кино», а затем и «новой волны», в духе которой сделал социальную драму «Такова спортивная жизнь».

 

07. Вим Вендерс

Вим Вендерс / 13 режиссеров, вышедших из кинокритиков: Трюффо, Вендерс, Аркус и другие
От французской и британской «новых волн» переходим к немецкой. Среди её представителей кинокритикой занимался Вим Вендерс. Благодаря самобытности стиля заметки студента киношколы попадали даже на страницы такого большого издания, как Der Spiegel. Ну а вскоре эта самобытность перешла на экран — уже вторая картина Вендерса «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым» была признана ярким явлением «нового немецкого кино».
 

08. Питер Богданович

Питер Богданович / 13 режиссеров, вышедших из кинокритиков: Трюффо, Вендерс, Аркус и другие
Пример режиссеров французской «новой волны» оказался заразителен. Наблюдая миграцию в кино Трюффо и Годара, заядлый синефил и кинокритик Esquire Питер Богданович тоже решил стать режиссером. Он попал под крыло Роджера Кормана и снял несколько би-мувиз, а затем прославился лентой «Последний киносеанс», ставшей знаковым явлением «нового Голливуда» и заработавшей два «Оскара». Как и Трюффо, Богданович зарекомендовал себя исследователем кино. Он написал несколько книг об Орсоне Уэллсе, Говарде Хоуксе, Джоне Форде, Хичкоке и других.

 

09. Пол Шредер

Пол Шредер / 13 режиссеров, вышедших из кинокритиков: Трюффо, Вендерс, Аркус и другие
Из-за религиозного воспитания в духе кальвинизма Пол Шредер узнал, что такое кино, лишь в семнадцать лет. А уже к двадцати он стал писать критические заметки для Los Angeles Free Press и Cinema. В начале 1970-х Шредер опубликовал книгу «Трансцендентальный стиль в кино», открывшую американскому зрителю творчество Ясудзиро Одзу, Робера Брессона и Карла Теодора Дрейера. Влияние этого исследования, пусть и не всегда очевидное, присутствует в фильмах Шредера — поставленных по его сценариям «Таксисте» и «Бешеном быке», а также в снятых им «Людях-кошках» и «Мисиме». 

 

10. Леос Каракс

 
Леос Каракс / 13 режиссеров, вышедших из кинокритиков: Трюффо, Вендерс, Аркус и другие

Леосу Караксу, с именем которого связывают «новую новую волну» во французском кино 80-х, казалось бы, сам бог велел, идти по стезе критика. Его отец был журналистом, мать писала о кино для американских изданий, а в студенческие годы он свел знакомство с редактором Cahiers du cinéma, куда написал несколько статей. Однако уже к двадцати пяти годам Караксу надоело смотреть фильмы, так как в них он не находил «ничего нового для себя» и предпочел создавать «новое» сам. Что, впрочем, не мешает Караксу обильно цитировать Жана Виго, Годара и других своих предшественников.

 

11. Мигель Гомеш

Мигель Гомеш / 13 режиссеров, вышедших из кинокритиков: Трюффо, Вендерс, Аркус и другие
Кумир любого современного кинокритика, в тайне мечтающего о такой же творческой судьбе. Из киномана и автора рецензий Гомеш вырос в главного представителя португальской кинематографии, одного из самых ярких и самобытных режиссеров Европы и даже революционера в области киноязыка, легко совмещающего забытые традиции с новаторством. Примеры — поэтическая притча «Табу», многими включенная в топ лучших фильмов 2012 года, или прошлогодняя шестичасовая «Тысяча и одна ночь».

12. Михаил Брашинский

Михаил Брашинский / 13 режиссеров, вышедших из кинокритиков: Трюффо, Вендерс, Аркус и другие
Михаил Брашинский — выпускник театроведческого факультета, кандидат искусствоведения и один из самых интересных критиков, публиковавшихся на страницах «Афиши» и «Сеанса». В 2002 году Брашинский обратился к режиссуре, удивив эстетской драмой «Гололед». Спустя десять лет удивил ещё больше — малобюджетным комедийным хоррором «Шопинг-тур» о финнах, поедающих русских. Искрометный треш покорил публику «Окна в Европу», где ленте был присужден главный приз. 
 

13. Любовь Аркус

Любовь Аркус / 13 режиссеров, вышедших из кинокритиков: Трюффо, Вендерс, Аркус и другие
Создательница и главный редактор журнала «Сеанс» Любовь Аркус в качестве режиссера сделала одну картину — пронзительную документальную ленту о парне-аутисте «Антон тут рядом». На съемки ушло четыре года, изменивших судьбы тех, кто в них участвовал. Фильм был справедливо отнесен коллегами Аркус к «какому-то новому, третьему вид кинематографа», а также удостоен нескольких наград, в том числе Венецианского кинофестиваля, «Белого слона», «Ники» и «Золотого орла». Что, пожалуй, ещё важнее, картина привлекла внимание общественности к проблеме аутизма и помогла создать центр помощи «Антон тут рядом».

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *