13 штампов хорроров: от героев-идиотов до «реальных событий»

1Герои-идиоты

Сцена из фильма «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» (1997) 

Нужно признать — IQ большинства героев хорроров значительно ниже среднестатистического. Понятно, что люди в экстремальной ситуации склонны принимать не слишком обдуманные решения. Да и мера художественной условности необходима жанру. И все же не стоит делать персонажей непроходимыми дураками. Во-первых, это просто разрушает убедительность действия. А во-вторых, лишает героев главного — зрительского сопереживания. Потому что никто не хочет сопереживать тупицам.

 

2Герои-стереотипы

Кадр из фильма «Хижина в лесу» (2012) / Фото: Lionsgate
Кадр из фильма «Хижина в лесу» (2012) / Фото: Lionsgate

Авторы фильмов ужасов не любят заморачиваться с набором героев: качок и ботаник, недотрога и девушка со склонностью к легкому поведению, скептик и истерик, девочка с лишним весом и мальчик с недостатком сообразительности, влюбленная парочка. В общем, какое-то бесконечное воспроизведение персонажей из «Скуби-Ду». Не надо так. Люди гораздо разнообразнее.

 

3Закон Мерфи

Кадр из фильма «Незнакомцы» (2007) / Фото: Rogue Pictures
Кадр из фильма «Незнакомцы» (2007) / Фото: Rogue Pictures

Всем знаком закон Мерфи, гласящий: если что-то может пойти не так, то оно обязательно пойдет не так, причем в самый неподходящий момент. Но авторы хорроров порой перебарщивают со следованием этому принципу. Например, если герой убегает от злодея, то он (герой) непременно должен споткнутся и упасть всем телом. Особенно в этом плане почему-то не везет героиням. Или другой пример — убегающий герой прыгает в машину и вот, казалось бы, спасение, но машина не заводится. Конечно, отказ механики позволяет пощекотать зрителю нервы, но сколько раз мы такое уже видели? Уверены, в мире могут быть еще какие-то «случайности», которые способны помешать герою скрыться от преследования.

 

4Убийственный секс

Сцена из фильма «Хижина в лесу» (2012)

Секс в фильмах ужасов противопоказан. Клубничка — верный признак того, что конец у героев не будет счастливым, ведь зло обязательно воспользуется их уязвимостью. Именно по этой причине сцен секса в хоррорах следует избегать — слишком ожидаемо и предсказуемо вторжение третьего лишнего.

 

5Злодеи такие непостоянные

Кадр из фильма «Фредди мёртв. Последний кошмар» (1991) / Фото: New Line Cinema
Кадр из фильма «Фредди мертв. Последний кошмар» (1991) / Фото: New Line Cinema

Многие злодеи в хоррорах обладают сверхспособностями. Допустим. Тем более что жанр часто связан с разного рода фантастикой и мистикой. Но почему эти сверхспособности оказываются непостоянными? В случаях расправы со второстепенными персонажами зло может быть всесильно. Но при встрече с главным протагонистом оно резко слабеет, тушуется, становится неуклюжим и неповоротливым. Как-то это несправделиво. А главное — не убедительно.

 

6Скримеры

Кадр из фильма «Проклятие монахини» (2018) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Проклятие монахини» (2018) / Фото: Warner Bros.

О да, куда же в хорроре без скримера?! Дешево, сердито, эффективно и почти безотказно. Механизм прост — в самый неожиданный момент на экран откуда-нибудь из-за угла выскакивает жуткий монстр, заставляя зрителя ахнуть от испуга. Но в простоте-то и проблема. Из-за нее скримеры используют все кому не лень и порой без реальной необходимости. Так что в итоге все чаще прием отдает халтурой и дурным вкусом.

 

7Зеркала

Кадр из фильма «Пиковая дама: Чёрный обряд» (2015) / Фото: «Вольга»
Кадр из фильма «Пиковая дама: Чёрный обряд» (2015) / Фото: «Вольга»

Игра с зеркалами часто работает как разновидность скримера — герой внезапно сталкивается с чем-то пугающим в отражении в зеркале. Само по себе наличие зеркала в хорроре уже давно воспринимается как маячек, намекающий, что сейчас что-то будет. Понимаем, это слишком удобный и красивый штамп, чтобы от него отказаться. И все же.

 

8Избитые локации

Кадр из фильма «Заклятие» (2013) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Заклятие» (2013) / Фото: Warner Bros.

Кладбище, проклятый старый дом, темный подвал, психиатрическая лечебница, мрачный лес — все это типичные места действия хорроров. Да, подобные локации в действительности не слишком комфортны. Но зачем герои фильмов ужасов с таким напором в них лезут? Неужели нет других заведений для жути и кровопролития? Считаем, хоррорам нужна смена обстановки.

 

9Ужас в душе

Кадр из фильма «Психо» (1960) / Фото: Paramount Pictures
Кадр из фильма «Психо» (1960) / Фото: Paramount Pictures

Еще одна разновидность хоррор-локации — душевая комната. В ней человек как бы максимально уязвим и незащищен, поэтому сюда создатели ужасов часто и помещают кровавые расправы. Но, может, хватит?

 

10Страшные дети и страшные куклы

Кадр из фильма «Сияние» (1980) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Сияние» (1980) / Фото: Warner Bros.

Игра на контрасте, конечно, любопытна. Авторы хорроров берут детей, кукол, то есть то, что обычно ассоциируется с чем-то милым и добрым, и наделяют это зловещей внешностью и дьявольским содержанием. Это действительно классный ход. Был. Он лежит в основе целого ряда классических хорроров. Зачем по сотому разу повторять одно и то же?

 

11Цвет и свет

Кадр из фильма «Астрал» (2010) / Фото: FilmDistrict
Кадр из фильма «Астрал» (2010) / Фото: FilmDistrict

Последние годы подарили нам несколько примеров «светлых хорроров», вроде «Оно» или «Солнцестояния», авторам которых нужно отдать должное за смелость. Однако в целом за жанром закрепились определенные, набившие оскомину визуальные штампы. Свет должен быть преимущественно контрастным или же в кадре должен быть полумрак. А на цветокоррекции выделяются насыщенные синий и зеленый оттенки, тогда как остальные цвета — например, желтый — намеренно приглушаются. Выглядит, конечно, стильно и атмосферно, но к сегодняшнему дню это определенно клише, которое нуждается в пересмотре.

 

12Символизм

Кадр из фильма «Отель ужасов» (1960) / Фото: Vulcan Productions
Кадр из фильма «Отель ужасов» (1960) / Фото: Vulcan Productions

Чтобы придать хоррору дополнительную значимость, его порой насыщают избыточно символической образностью. Всевозможные куклы вуду, покалеченные игрушки, скелеты, чучела животных, маски, разбитые зеркала и, конечно же, религиозная символика — кресты, распятия, надгробные камни. Все это замечательно, однако, как правило, слишком топорно, а вовсе не иносказательно и не глубокомысленно. Кроме того, зачастую подобные изощрения элементарно не нужны истории.

 

13«Основано на реальных событиях»

Кадр из фильма «Девушка по соседству» (1960) / Фото: Modern Girl Productions
Кадр из фильма «Девушка по соседству» (1960) / Фото: Modern Girl Productions

Безусловно, найдется достаточно картин, действительно основанных на реальных событиях. Но зачем же выдавать за таковые истории, которые являются чистым художественным вымыслом или же имеют в основе заметки из авторитетных журналов вроде «Загадки и тайны»? Очередной дешевый прием, который лишь подрывает доверие к авторам.
 

 


Обложка: кадр из фильма «Крик» (1996) / Dimension Films

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *