Фильм открытия
«Видок: Император Парижа» (Жан-Франсуа Рише, Франция)
Трейлер фильма «Видок: Император Парижа» (2018)
Вечная головная боль ММКФ — фильм открытия. Картины, которым выпадает подобная честь, неизменно вызывают сомнения и вопросы той или иной степени серьезности. Однако тем, кто пережил в статусе открывающих лент третьих «Тарнсформеров» и фантасмагорический индийский трэш-эпик «Бухабали 2», выбор французского исторического экшна кажется терпимым и даже вполне комфортным решением. Лента повествует об Эжене Франсуа Видоке, человеке головокружительной судьбы. Он прошел путь от закоренелого преступника до первого главы французского аналога ФБР. Примечателен актерский состав картины, в который входят Венсан Кассель, Ольга Куриленко, Фабрис Лукини, Дени Лаван, Аугуст Диль. Ожидается крепкое жанровое кино, сделанное Жан-Франсуа Рише, крупнейшим мастером подобного рода картин в современной Франции. Смущает только одно — лента в конце 2018 года уже была и на кинофестивалях, и в прокате ряда стран. Впрочем, это на ММКФ привычно.
Основной конкурс
«Надо мною солнце не садится» (Любовь Борисова, Россия)
Трейлер фильма «Надо мною солнце не садится» (2019)
Обзор основного конкурса начнем с якутской картины, поскольку якуты в последние годы себя зарекомендовали настолько хорошо, что в прошлом году даже победили на ММКФ с фильмом «Царь-птица». Лента режиссера-дебютанта Любови Борисовой «Надо мною солнце не садится» строится на, кажется, характерном якутском сюжете. Главный герой, молодой парень, уезжает работать на Крайний Север, где он месяц должен провести в полном одиночестве. Однако внезапно компанию ему составляет старик, приехавший в глушь, чтобы умереть и быть похороненным рядом с могилой жены. Парень всеми силами пытается продлить в старике желание жить, и даже берется найти его дочь. Примечательно, что в картину перекочевал колоритный пожилой актер «Царь-птицы» Степан Петров.
«Моя жизнь на втором курсе» (Расул Садрамели, Иран)
Кадр из фильма «Моя жизнь на втором курсе» (2019) / Фото: пресс-служба ММКФ
Иранский кинематограф уже давно славится своим психологизмом и тонкими человеческими драмами. Этот фильм, кажется, очередное хорошее тому подтверждение. Главные героини — две подруги-однокурсницы, отправляющиеся на экскурсию в Исфахан. С одной из них происходит несчастный случай, из-за чего она впадает в кому. Второй же приходится пройти все круги ада, общаясь со своими родственниками, близкими подругами и представителями университета.
«Воскресенье» (Светлана Проскурина, Россия)
Кадр из фильма «Воскресенье» (2019) / Фото: пресс-служба ММКФ
Светлана Проскурина — одна из ключевых женщин-режиссеров в современном отечественном кино. В своей новой картине она продолжает разрабатывать тему глубоких личных трагедий. Главный герой — крупный чиновник провинциального города. Однажды он получает записку с предупреждением о скорой смерти. Значения сообщению герой не придает, но жизнь действительно очень быстро начинает катиться под откос. Участвуют в картине Алексей Вертков, Александра Ребенок, Вера Алентова, Владимир Ильин, Агния Кузнецова.
«День субботний» (Мостафа Сарвар Фаруки, Бангладеш-Германия)
Кадр из фильма «День субботний» (2019) / Фото: пресс-служба ММКФ
Драма из Бангладеша на, увы, актуальную тему терроризма и глубинных противоречий религии и идеологии. Посетители кафе в центре города оказываются заложниками террористов-радикалов, которые используют религию для оправдания необходимости насилия. При этом и жертвы и нападающие считают себя правоверными мусульманами. Режиссер картины Мостафа Сарвар Фаруки — организатор авангардного кинематографического движения в Бангладеш. Ранее он уже был участником ММКФ.
Также примечательно, что оператором картины является Азиз Жамбакиев, лауреат Берлинского кинофестиваля, работавший над российскими картинами «Синдром Петрушки» и «Метаморфозиз».
«Эпидемия. Вонгозеро» (Павел Костомаров, Россия)
Трейлер фильма «Эпидемия. Вонгозеро» (2019)
И еще один российский участник основного конкурса — полнометражная версия сериала Павла Костомарова, снятого для телеканала ТВ-3. Это экранизация романов Яны Вагнер о биокатастрофе. По сюжету Россию охватывает загадочная эпидемия такого масштаба, что страна буквально оказывается на грани выживания. Главные герои, бывшие супруги в исполнении Кирилла Кяро и Марьяны Спивак, пытаются найти и спасти своего ребенка и уехать в безопасное место. Если бы не фантастическая составляющая, можно было бы подумать, что Костомаров снял свою версию звягинцевской «Нелюбви». Ну не суть. Любопытнее, вероятно, то, что Костомаров уже неоднократно показывал себя как сильный режиссер в жанровом сериальном формате, но вот переключение сериального проекта в полнометражное кино кажется сомнительной идеей.
Конкурс документального кино
«Земля» (Николаус Гейрхальтер, Австрия)
Трейлер фильма «Земля» (2019)
Австрийский документалист-концептуалист Николаус Гейрхальтер построил этот фильм вокруг оригинальной идеи. Его заинтересовало то, как человек работает с землей, как с помощью лопат, экскаваторов, динамита и различных других средств мы неустанно перемещаем миллиарды тонн земли. За процессом Гейрхальтер решил понаблюдать в таких местах, как шахты, карьеры и стройплощадки, и создал воистину потрясающее, а порой и устрашающее зрелище.
«Анатолий Крупнов. Он был» (Дарья Иванкова, Россия)
Кадр из фильма «Анатолий Крупнов. Он был» (2019) / Фото: пресс-служба ММКФ
Документальный байопик об одной из ключевых фигур отечественной рок-музыки и культуры 1980-90-х годов, лидере группы «Черный Обелиск» Анатолии Крупнове. Режиссер Дарья Иванкова (за ее плечами картины о бывшем мэре Екатеринбурга Евгении Ройзмане и Алексее Балабанове) создает рассказ о человеке и музыканте, портрет другого времени и особого поколения, музыки и идей, двигавшими людьми на сломе эпох.
Программа «8 ½ фильмов»
«Работа без авторства» («Произведение без авторства») (Флориан Хенкель фон Доннерсмарк, Германия-Италия)
Трейлер фильма «Работа без авторства» (2018)
Масштабная немецко-итальянская картина оскароносного создателя «Жизни других» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка. Продолжая исследовать судьбы людей на фоне мрачных страниц немецкой истории, автор обращается к биографии художника Герхарда Рихтера, детство которого пришлось на нацистские годы, что нашло отражение в его творчестве. Фильм претендовал на звание лучшего в иностранной номинации «Оскара», а также довольно неожиданно оказался в номинантах на «Лучшую работу оператора».
Программа «Фильмы, которых здесь не было»
«Золотая перчатка» (Фатих Акин, Германия-Франция)
Трейлер фильма «Золотая перчатка» (2019)
Возможно, самый жуткий, жестокий, кровавый и, как ни странно, одновременно смешной фильм этого года. Немец турецкого происхождения и однажды лауреат Берлинского кинофестиваля Фатих Акин обратился в «Золотой перчатке» к истории реального серийного убийцы Фрица Хонка. В 1970-е годы этот человек, страдавший от ряда физиологических и психических проблем, расправлялся с секс-работницами Гамбурга. Те, кому уже довелось увидеть картину в основном конкурсе Берлинале, отмечают, что автору удалось гармонично совместить элементы слэшера и эксцентричной комедии, а также немецкого экспрессионизма 1920-х и «нового немецкого кино» 1970-х. Но более того, некоторые критики утверждают, что Акин смог превзойти даже такие современные образцы жанра фильма про маньяков, как «Настоящий детектив», «Дом, который построил Джек» и «Груз 200». Не уверены, правда, служит ли для вас это все рекомендацией или скорее антирекомендацией.
«Сашин ад» (Никита Лаврецкий, Беларусь)
Трейлер фильма «Сашин ад» (2019)
И еще одна необычная жанрово-форматная смесь, да еще и из Беларуси. Картина настолько необычная, что успевшие ее посмотреть, путаются в показаниях. Одни называют «Сашин ад» «мрачной драмой», другие — «неожиданным белорусским мамблкором», а тем временем сам режиссер считает свое творение «эмо-хоррором». Главные герои — набирающий популярность рэпер и его соавтор — проводят вместе уик-энд. Тусовка начинается андеграундным концертом, а завершается погружением в ад, фиксируемом на VHS-пленку. Вспомним, что белорусское кино в последние годы начало претерпевать внезапные изменения и давать удивительные картины, вроде прошлогоднего «Хрусталя» Дарьи Жук, и запасемся надеждой, что эта лента станет тоже событием.
Программа «Спектр»
«Шарнохой — Желтый пес» (Баир Дышенов, Россия)
Трейлер фильма «Шарнохой — Желтый пес» (2018)
Якутская кинематография заявила о себе давно, но вполне вероятно, что в ближайшие годы подобным образом расцветет и кинематография бурятская. Местные авторы сняли мистическую драму со своим колоритом. Главный герой узнает, что на его роду лежит проклятье — его прадед, комиссар НКВД, в 1930-е годы разогнал шаманский молебен и застрелил камлающего шамана. Герою, последнему в роду, предстоит или найти способ снять проклятье, или пасть от руки загадочного Всадника.
Программа «Первая серия»
«Триггер» (Дмитрий Тюрин, Россия)
Кадр из фильма «Триггер» / Фото: кинокомпания «Среда»
ММКФ, пусть и несколько запоздало, однако тоже, как и другие крупные кинофестивали, вводит отдельную программу показа сериалов, вернее их первых эпизодов. Выделим проект режиссера Дмитрия Тюрина и продюсерского центра Александра Цекало «Среда». В многосерийной драме «Триггер» Максим Матвеев играет эксперта в области шоковой терапии. Он помогает клиентам избавиться от комплексов, фобий и других проблем радикальным лечением по принципу клин клином, то есть прибегает к оскорблениями, шантажу, унижениям и так далее. Методика оказывается эффективной настолько, что один из пациентов кончает с собой. Тюрин, напомним, ранее снял сильную драму «Жажда» и экспериментальную военную картину «Рубеж».
Специальные показы
«Годовщина революции» (Дзига Вертов, СССР)
Сцена из фильма «Годовщина революции» (1918)
Среди специальных показов отметим ленту столетней давности. Это важно, поскольку это дебют великого советского документалиста Дзиги Вертова, который с 1921 года не демонстрировался целиком, а с некоторых пор вообще стал считаться утерянным (копии картины уничтожались, по всей видимости, из-за присутствия гонимого Льва Троцкого). Киновед Николай Изволов провел титаническую работу и восстановил ленту из разрозненных фрагментов. Фильм, пусть и под пропагандистским углом, освещает сложнейший период отечественной истории, события 1917 и 1918 годов, в том числе организацию Временного правительства, Октябрьскую революцию, разгон Учредительного собрания, Брестский мир, начало Гражданской войны. Но особенно важно, что она позволяет иначе посмотреть на эволюцию творческого почерка и режиссерского видения Дзиги Вертова.
Фильм закрытия
«Встреча с Горбачевым» (Вернер Херцог и Андре Сингер, Германия-Великобритания-США)
Трейлер фильма «Встреча с Горбачевым» (2019)
С фильмом закрытия на ММКФ творится какая-то чехарда. Поначалу программный директор фестиваля Кирилл Разлогов объявлял, что в этом статусе будет демонстрироваться драма об афганской войне «Братство» Павла Лунгина. Однако под нажимом то ли Совета Федерации, то ли Министерства культуры, то ли афганцев (все это якобы возмущенные лица), картину из смотра убрали. Правда, как бы замена не вызвала еще большего возмущения. На момент написания материала фильмом закрытия объявлена документальная лента Вернера Херцога и Анре Сингера «Встреча с Горбачевым». В ленте, на основе бесед Херцога с последним лидером СССР, будет представлен свежий взгляд на «самые значительные события второй половины XX века — от ядерного разоружения до объединения Германии». С учетом того, что тандем Херцога-Сингера успел зарекомендовать себя с лучшей стороны по таким картинам, как «В бездну» и «В самое пекло», нас ждет достойное завершение Московского кинофестиваля.
Обложка: кадр из фильма «Видок: Император Парижа» (2018) / Gaumont