Фильм открытия
«Джанго» (Этьен Комар; Франция)
Открывается Берлинский кинофестиваль в этом году джазовыми мотивами. Режиссерский дебют французского продюсера и сценариста Этьена Комара (его «Тимбукту» два года назад получило номинацию на «Оскар» как лучший иностранный фильм) повествует о великом джазовом гитаристе и кумире Вуди Аллена Джанго Рейнхардте. Автор фокусируется на одном из самых сложных периодов в жизни музыканта — во время Второй мировой войны он живет в оккупированном нацистами Париже, постоянно находясь по угрозой расправы, но его музыка становится символом сопротивления. Картина также участвует в основном конкурсе фестиваля.
Основной конкурс
«По ту сторону надежды» (Аки Каурисмяки; Финляндия)
Самый известный режиссер Финляндии и самый специфический комедиограф в истории кино Аки Каурсимяки продолжает создавать почти бессловесные истории о трогательных маргиналах и неудачниках. Новая картина — вторая часть «портовой трилогии», несколько лет назад начатой «Гавром». Сквозная тема — столкновение Запада и Востока, коренных финнов и мигрантов, на сей раз — сирийских беженцев. Как всегда, будет и смешно и грустно.
«Вечеринка» (Салли Поттер; Великобритания)
Очередная работа Салли Поттер, одного из самых страстных экспериментаторов британского кино. Черно-белый камерный фильм заявлен как «комедия трагических пропорций» — семейный праздник оборачивается кровопролитием. Участвуют в действии Киллиан Мерфи, Кристин Скотт Томас, Бруно Ганц и Тимоти Сполл. Но особенно примечательно, что оператором картины выступает наш соотечественник Алексей Родионов, известный фильмами «Иди и смотри» и «Generation П». Он же снял лучшие картины Поттер, «Орландо» и «Да». Увы, Родионовым участие России в основном конкурсе Берлинале в этом году и ограничивается.
«След зверя» (Агнешка Холланд; Польша-Германия-Чехия-Швцеция-Словакия)
Агнешка Холланд, ставшая после недавней смерти Анджея Вайды самым значительным польским режиссером-ветераном, представит на фестивале леденящий кровь психологический триллер. В сельской местности на границе Польши и Чехии происходит серия жестоких убийств. Под подозрение попадает главная героиня, пожилая женщина, ведущая собственное расследование загадочных преступлений. Знакомые с картиной критики называют ее смесью Агаты Кристи и Дэвида Линча. Звучит заманчиво.
«Ужин» (Орен Моверман; США)
Режиссерская работа Орена Мовермана, известного как сценарист фильмов «Меня там нет» и «Посланник» (за эту картину автор даже был удостоен «Серебряного медведя» Берлинале). Лента основывается на одноименно бестселлере голландского писателя Германа Коха, в котором автор выступает с резкой критикой современной западной цивилизации. Главные герои картины — братья, собравшиеся за ужином в ресторане, чтобы обсудить семейные проблемы, а именно совершенное их детьми-подростками преступление. Простая застольная беседа стремительно перерастает в драму с исследованием скелетов в шкафах героев.
«Бойс» (Андрес Файель; Германия)
Единственная документальная картина в основном конкурсе Берлинале этого года — это исследование творческих взглядов и практик одного из самых значительных и экстравагантных немецких художников XX века Йозефа Бойса. Режиссер Андрес Файель откопал для своей работы целый пласт ранее неизвестных аудио- и видеоматериалов. Таким образом даже для больших поклонников и знатоков Бойса картина может открыть нечто новое.
Вне конкурса
«На игле 2» (Дэнни Бойл; Великобритания)
Долгожданное и многообещающее продолжение культовой картины Дэнни Бойла. Ровно тот же состав авторов (от актеров до съемочной группы) собрался спустя два десятилетия, чтобы в наши дни взглянуть на героев, по-прежнему живущих с саркастичным кредо «Choose life». Сюжетной основой при этом служит роман Ирвина Уэлша «Порно». Редкие счастливчики, которые уже видели фильм, уверяют, что это редкий пример удачного сиквела (который при этом не совсем сиквел), одна из лучших работ в карьере Бойла, а также квинтэссенция его стиля с дичайшим клиповым монтажом, голландскими углами, играми с форматами изображения и другими свойственными ему приемами. Некоторые даже считают, что после такого ничего круче Бойл уже не снимет. Ждать до проката всего месяц.
«Бар» (Алекс де ла Иглесиа; Испания)
Еще одна камерная картина, в которой комедийное начало сочетается с элементами хоррора. В стенах мадридского кафе оказываются запертыми хипстер, бомж, рабочий, бизнесмен и еще несколько человек — выйти им не позволяет снайпер, стреляющий по прохожим. Такая стрессовая ситуация заставляет героев показать свою истинную сущность. Режиссер картины Алекс де ла Иглесиа — один из самых колоритных испанцев мира кино, извечно балансирующий на грани кича и высокой трагедии.
«Последний портрет» (Стэнли Туччи; США)
Режиссерская работа Стэнли Туччи, многим известного скорее как актер, нежели как постановщик. Автор делает попытку понять сложный характер знаменитого швейцарского скульптора и живописца Альберто Джакометти, а также в целом природу творчества. Для этого он обращается к последним годам жизни художника, когда тот сдружился с критиком Джеймсом Лордом, чья книга и легла в основу сценария. Пару главных героев исполнили Арми Хаммер и удивительно похожий на Джакометти Джеффри Раш.
Программа «Форум»
«Разговоры во сне» (Люсьен Кастен-Тэйлор, Вирина Паравел; Франция-Великобритания-США)
Документальное исследование одной из ключевых для феномена кинематографа тем — что такое сон? Авангардисты Люсьен Кастен-Тэйлор и Вирина Паравел (многие наверняка помнят их «Левиафан», документальный хоррор о рыбной ловле) пытаются создать достойный видеоряд к записям шокирующих разговоров во сне американского музыканта Диона МакГрегора. В бессознательном состоянии разум этого человека рождал столь изощренные сюжеты, что позавидовать ему могли даже классики сюрреализма. Кино, вроде как, получилось весьма пугающим.
Программа «Панорама»
«Заложники» (Резо Гигинеишвили; Грузия-Россия-Польша)
Несколько неожиданный дебют режиссера «ЖАRЫ» и «Любви с акцентом» Резо Гигинеишвили в жанре психологической драмы, созданный совместными усилиями кинематографистов Грузии и России. Сюжет основан на реальных событиях. В 1983 году группа из семи молодых людей захватила авиарейс Тбилиси-Ленинград с целью бегства из СССР. Закончилась история, понятно, трагически. В числе исполнителей ролей: Тинатин Далакишвили, Мераб Нинидзе, Надежда Михалкова и Мария Шалаева. Оператором является Владислав Опельянц. Также примечательно, что музыку написал великий Гия Канчели, в последнее время работающий в кино крайне редко.
«Реквием для миссис Джей» (Боян Вулетич; Сербия-Болгария-Македония-Россия-Франция)
И еще одна картина с российским участием. Александр Роднянский выступил сопродюсером черной сатирической комедии сербского режиссера Бояна Вулетича. Картина повествует об обычной женщине, которая на фоне экономического кризиса готова покончить с собой. Однако трагические планы меняются, а история оборачивается одой красоте жизни.
Программа NATIVe — Indigenous Cinema
«24 снега» (Михаил Барынин; Россия)
Специальные показы
«Затерянный город Z» (Джеймс Грей; США)
Приключенческая драма в антураже бразильских джунглей и ретро 1920-х годов. Джеймс Грей, режиссер, примечательный своей склонностью к большому стилю классического Голливуда, обращается к одной из самых больших загадок начала прошлого века. В 1925 году в долине Амазонки бесследно пропала экспедиция, искавшая некий легендарный город Z. В главных ролях в картине задействованы Чарли Ханнэм и Роберт Паттинсон, не оставляющий попыток отбиться от своего амплуа любимца девочек-подростков.
«Процесс» (Аскольд Куров; Эстония-Польша-Чехия)
Напоследок еще один «русский след» в программе фестиваля. Правда, не слишком радостный. В рамках специальных показов продемонстрируют документальную картину с говорящим названием «Процесс», посвященную суду над активистом Майдана и кинорежиссером Олегом Сенцовым. Автор картины — выпускник Марины Разбежкиной и создатель нашумевших в свое время лент «Зима, уходи!» и «Дети 404» Аскольд Куров.