15 фильмов 69-го Берлинского кинофестиваля: Озон, Брехт и много женщин

 

Фильм открытия

«Доброта незнакомцев»/The Kindness of Strangers (Лоне Шерфиг, Дания-Канада-Швеция-Франция-Германия-Великобритания-США)

Кадр из фильма «Доброта незнакомцев» (2019) / Фото: Per Arnesen / Hanway Films
Кадр из фильма «Доброта незнакомцев» (2019) / Фото: Per Arnesen / Hanway Films  

Берлинский кинофестиваль в этом году открывается экзистенциальной драмой с элементами городской сказки. Зимней ночью русский ресторан в Нью-Йорке становится местом встречи нескольких людей. Каждый из них проходит через сложный период в жизни, однако оказывается, что в экстремальных обстоятельствах человек не обязательно человеку волк, наоборот — незнакомцы вполне могут друг другу помочь. Одна из предыдущих картин датчанки Лоне Шерфиг «Итальянский для начинающих» собрала целую гроздь наград Берлинале. Также заметим, что вероятно не случайно фильмом открытия выбрана лента, снятая режиссером женщиной. В основном конкурсе в этом году вообще довольно много женских работ — семь из семнадцати.
 

Основной конкурс

«Божьей милостью»/Grâce à Dieu (Франсуа Озон, Франция)

Кадр из фильма «Божьей милостью» (2019) / Фото: Berlin Film Festival FESTIVAL
Кадр из фильма «Божьей милостью» (2019) / Фото: Berlin Film Festival FESTIVAL

Новая картина Франсуа Озона рискует стать одним из самых резонансных событий нынешнего Берлинале. Лента «Божьей милостью» посвящена теме сексуального насилия католических священников над детьми и основывается на реальной истории отца Бернара Прейна, арестованного несколько лет назад по обвинению в совращении семидесяти мальчиков. Главный персонаж картины — взрослый мужчина, семьянин, обнаруживающий, что священнослужитель, надругавшийся над ним в юном возрасте, до сих пор служит в церкви. Герой ищет других жертв, чтобы предать педофила суду.

«Мистер Джонс»/Mr. Jones (Агнешка Холланд, Польша-Украина-Великобритания)
 

Сцена из фильма «Мистер Джонс» (2019)

А эта историческая драма одного из крупнейших современных польских режиссеров Агнешки Холланд вполне вероятно вызовет недовольство у нас в стране. Здесь базой для сюжета служит история молодого уэльского журналиста Гарета Джонса, который в начале 1930-х годов приехал в СССР с мечтой взять интервью у Сталина, но стал свидетелем репрессий, коллективизации и голодомора. Его публикации с критикой советской политики потрясли мир, а, например, Джорджа Оруэлла вдохновили на сочинение «Скотного двора». Прошлый фильм Холланд «След зверя» был отмечен в Берлине специальной премией за открытие новых путей в киноискусстве.

«Одна секунда»/Yi miao zhong (Чжан Имоу, Китай)

На съемках фильма «Одна секунда» (2019) / Фото: Berlin Film Festival
На съемках фильма «Одна секунда» (2019) / Фото: Berlin Film Festival

Классик китайского кино Чжан Имоу, в последние годы снимавший масштабные фэнтезийные экшны («Великая стена», например), нашел время и для более серьезного драматического материала. Действие «Одной секунды» разворачивается в КНР эпохи «культурной революции». Главный герой — бежавший из трудового лагеря заключенный, которому во что бы то ни стало необходимо найти определенный фрагмент кинохроники. В анонсах картину уже относят к специфическому жанру признания режиссера в любви к киноискусству.

«Земля под моими ногами»/Der Boden unter den Füssen (Мари Крейцер, Австрия)
 

Тизер фильма «Земля под моими ногами» (2019)

Австрийка Мари Крютцер некогда получила в Берлине награду за лучший дебют, и теперь имеет хорошие шансы и на главную награду. Ее новая работа посвящена теме крушения привычного жизненного уклада, а также скелетам в шкафах обычных людей. Главная героиня — успешный бизнес-консультант. От окружающих она скрывает старшую сестру с психическим расстройством. Когда та совершает попытку самоубийства, героине приходится начать новую жизнь.

«Ондог»/Öndög (Ван Цюаньань, Монголия)

Кадр из фильма «Ондог» (2019) / Фото: Wang Quan'an
Кадр из фильма «Ондог» (2019) / Фото: Wang Quan’an

Редкая картина, созданная на просторах Монголии, да еще и местного производства. Впрочем, режиссер — китаец Ван Цюаньань, чьи фильмы регулярно попадают в основной конкурс Берлинале и почти всегда получают призы (в том числе главный за «Свадьбу Туи»). Действие разворачивается вокруг убийства. Посреди степи найдена мертвая девушка. Молодой неопытный полицейский и местная нелюдимая женщина-пастух вынуждены провести ночь вместе, охраняя место преступления.

«Элиза и Марсела»/Elisa y Marcela (Изабель Койшет, Испания)
 

Трейлер фильма «Элиза и Марсела» (2019)

И вновь любимец Берлинале и регулярный участник основного конкурса Элизабет Койшет. Ее новая картина — ретро-драма об однополой любви. Причем случай взят реальный и для истории вопроса поворотный. Главные героини, учительницы Элиза и Марсела, в 1901 году заключили первый в Испании однополый брак. История получила широкую огласку, из-за чего женщинам пришлось броситься в бега, однако их союз аннулирован не был. Отметим, что это первый фильм в конкурсе Берлинале, спродюсированный Netflix.

«Золотая перчатка»/Der goldene Handschuh (Фатих Акин, Германия-Франция)
 

Трейлер фильма «Золотая перчатка» (2019)

Лента еще одного режиссера, ранее выигрывавшего «Золотого медведя» Берлинского фестиваля. Немец турецкого происхождения Фатих Акин обращается к истории реального серийного убийцы Фрица Хонка. В 1970-е годы этот человек, страдавший от физиологических и психических проблем, расправлялся с секс-работницами Гамбурга. Сюжет вроде бы мрачный, но обещают, что Акину удалось гармонично совместить элементы слэшера и комедии.
 

Программа «Форум»

«Мальчик русский» (Александр Золотухин, Россия)

Кадр из фильма «Мальчик русский» (2017) / Фото: Ленфильм
Кадр из фильма «Мальчик русский» (2017) / Фото: Ленфильм

Российского кино в этом году нет в основном конкурсе Берлина, но хотя бы две ленты присутствуют в параллельных программах. Особенно интересен «Мальчик русский» в секции экспериментального кино «Форум». Фильм снят Александром Золотухиным, дебютантом и выпускником кабардино-балкарской мастерской Александра Сокурова. Его однокурсники ранее уже выпустили такие яркие картины, как «Теснота», «Софичка» и «Глубокие реки».

Действие «Мальчика русского» происходит во время Первой мировой войны. Главный герой — солдат, потерявший из-за газовой атаки зрение, но оставшийся на фронте, чтобы на слух распознавать начало вражеского нападения. Среди актеров много непрофессионалов, в том числе исполнитель главной роли — воспитанник одного из детских домов Санкт-Петербурга. Вторая российская картина будет представлена в программе кинематографических трендов «Панорама». Это «Кислота» Александра Горчилина, которая выходила в домашнем прокате осенью и о которой мы общались со сценаристом Валерием Печейкиным.

«Дети мертвых»/Die Kinder der Toten (Келли Коппер и Павол Лишка, Австрия)

Кадр из фильма «Дети мертвых» (2019) / Фото: Ulrich Seidl Film Produktion
Кадр из фильма «Дети мертвых» (2019) / Фото: Ulrich Seidl Film Produktion

Возможно, самая авангардная и задорная картина Берлинале в этом году. Тандем популярных в театральной среде режиссеров-экспериментаторов Келли Коппер и Павола Лишки сделали попытку экранизировать 666-страничный роман Эльфриды Елинек «Дети мертвых», где перемешаны живые трупы, вдовы нацистов, самоубийцы, двойники и сирийские поэты. И все это безобразие на фоне штирийских пейзажей с непрофессиональными актерами в 8-мм пленочном немом формате. Очевидно, оценят такое кино по достоинству не только лишь все.
 

Программа «Панорама»

«Пес по кличке Деньги»/A Dog Called Money (Симус Мерфи, Ирландия-Великобритания)

Пи Джей Харви / Фото: Flickr
Пи Джей Харви / Фото: Flickr

Документально-поэтическая картина, в которой сделана попытка исследовать творческий процесс иконы альтернативной музыки Пи Джей Харви. Вместе с фотографом и автором своих клипов Симусом Мерфи певица отправляется в Афганистан, Косово и США в поисках вдохновения. Поездка во многом повлияла на экспериментальный альбом «The Hope Six Demolition Project».
 

Вне конкурса

«Власть»/Vice (Адам МакКей; США)
 

Трейлер фильма «Власть» (2018)

Вне конкурса в Берлине будет демонстрироваться один из ключевых участников оскаровской гонки (восемь номинаций, в том числе главная) — ироничный политический триллер «Власть» Адама МакКея. Как и в «Игре на понижение» режиссер продолжает исследовать закулисье устройства мира. На этот раз в фокус его внимания попадает Дик Чейни, работник администраций четырех президентов США. Кристиан Бэйл провел для этой картины свой последний (как он сам обещает) эксперимент с массой — набрал для сходства с Чейни почти 20 кг.

«Варда глазами Аньес»/Varda by Agnès (Аньес Варда, Франция)

Кадр из фильма «Варда глазами Аньес» (2019) / Фото: Berlin Film Festival
Кадр из фильма «Варда глазами Аньес» (2019) / Фото: Berlin Film Festival

«Бабушка французской новой волны» и одна из последних ее представителей Аньес Варда покажет вне конкурса фильм в духе эссеистической автобиографии (ранее она уже снимала картины и о себе, и о других режиссерах). Сочетая элементы роуд-муви, игрового кино, документалистики, Варда отправляется в путешествие в прошлое, где кино незаметно переплетается с жизнью.
 

Специальные показы

«Уотергейт, или Как мы научились останавливать президента, вышедшего из-под контроля»/Watergate – Or: How We Learned to Stop an Out of Control President (Чарльз Фергюсон, США)

Кадр из фильма «Уотергейт, или Как мы научились останавливать президента, вышедшего из-под контроля» (2019) / Фото: Berlin Film Festival
Кадр из фильма «Уотергейт, или Как мы научились останавливать президента, вышедшего из-под контроля» (2019) / Фото: Berlin Film Festival

Фильм в жанре документального разоблачения, посвященный самому большому политическому скандалу в истории США. Обладатель «Оскара» Чарльз Фергюсон («Инсайдеры») раскрывает обстоятельства слежки республиканцев за демократами накануне президентских выборов 1972 года. Но главная ценность картины — в проведении параллелей между мрачноватой эпохой Ричарда Никсона и современностью.

«Брехт»/Brecht (Генрих Брелер, Германия-Австрия)

Кадр из фильма «Брехт» (2019) / Фото: Berlin Film Festival
Кадр из фильма «Брехт» (2019) / Фото: Berlin Film Festival

И последним выделим фильм об одной из ключевых фигур для театрального, а также киноискусства XX века. В биографическом мини-сериале о Бертольде Брехте авторы смешивают факты и выдумку, создавая портрет жаждущего жизни, мятущегося творца и революционера от искусства.

Более подробно с программой 69-го Берлинского кинофестиваля можно ознакомиться на сайте.
 


Обложка: Кадр из фильма «Золотая перчатка» (2019) / Berlin Film Festival

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *