Фильм открытия
«Призраки Исмаэля» (Арно Деплешен; Франция)
Режиссер Арно Деплешен не слишком хорошо известен в России, однако на Каннском кинофестивале он любимец и частый гость. Пять его картин демонстрировались в основном конкурсе, а в этот раз его ленте выпала честь открывать смотр. И понятно почему, ведь «Призраки Исмаэля» — это кино о кино. Главный герой, режиссер, пытается разгадать тайну исчезновения своей возлюбленной посреди съемок фильма. Спустя два десятилетия он снимает новое кино и вновь влюбляется, но идиллию разрушает возвращение бывшей пассии. Играют в картине любимые актеры мастеров европейского арт-хауса: Марион Котийяр, Шарлотта Генсбур, Луи Гаррель, Матьё Амальрик и Альба Рорвахер.
Основной конкурс
«Нелюбовь» (Андрей Звягинцев; Россия)
Безусловно, главное событие нынешних Канн для российского зрителя — премьера новой картины Андрея Звягинцева в рамках основного конкурса. В центре сюжета «Нелюбви» — история развода супружеской пары, у которой внезапно сбегает 12-летний сын. Интересны некоторые обстоятельства создания фильма. Его съемки завершились всего лишь за полтора месяца до фестиваля, в начале апреля, что, надеемся, никоим образом не отразилось на качестве. Другой любопытный момент — памятуя о критике «Левиафана» со стороны государства, авторы сознательно не стали просить у него поддержки (тем более, что в картине присутствует мат, а Минкульт, как известно, такое не любит). Фильм купили во всех странах Европы, но россиянам повезло больше других, поскольку в нашем прокате лента стартует всего лишь через неделю после фестиваля.
«Кроткая» (Сергей Лозница; Украина-Франция)
Еще один фильм в основном конкурсе, имеющий непосредственное отношение к России — работа Сергея Лозницы. После череды документальных лент («Майдан», «Событие», «Аустерлиц») он вернулся к игровому кино с новой версией «Кроткой» Федора Достоевского. История женщины, которая пошла на брак из-за безденежья и в итоге решила покончить с собой, разворачивается в современной российской глубинке. Правда, теперь по сюжету героиня пытается найти мужа, пропавшего в тюрьме. В числе актеров, принявших участие в съемках, много россиян, в том числе Лия Ахеджакова и артисты екатеринбургского «Коляда-Театра». Картину продюсировали наши соотечественники Лев Карахан, Валентина Михалева и Галина Семенцева. Очевидно, кино по отношению к российской действительности будет довольно жестким, так что в прокате дождемся его вряд ли.
«Хеппи-энд» (Михаэль Ханеке; Франция-Германия-Австрия)
Михаэль Ханеке возвращается в Канны после пятилетнего перерыва с традиционной для него критикой европейской цивилизации. Главные герои — типичные представители французской буржуазии, привычный уклад жизни которых меняется из-за вспыхнувшего миграционного кризиса. Ханеке здесь вновь работает со своей любимой актрисой Изабель Юппер, а также с Жан-Луи Трентиньяном, Матье Кассовицем и Тоби Джонсом. Если Ханеке выиграет в основном конкурсе (а шансы велики), он станет первым режиссером, удостоенным трех «Золотых пальмовых ветвей». Напомним, ранее он получал высшую награду Канн за «Белую ленту» и «Любовь».
«Истории семьи Майровиц» (Ноа Баумбах; США)
Любимый режиссер хипстеров (уступающий в этом звании разве что Уэсу Андресону да Ксавье Долану) Ноа Баумбах везет в Канны трагикомедию на тему семейных отношений. Не особенно дружные родственники, каждый со своими странностями, устраивают редкую встречу, чтобы отметить важное событие в творческой деятельности главы семейства. Оборачивается мероприятие небольшим коллапсом. Участие в нем принимают Адам Сэндлер, Бен Стиллер, Эмма Томпсон и Дастин Хоффман. Признаться, такой актерский состав фестивального фильма повышает градус ожидания.
«Роковое искушение» (София Коппола; США)
Новая картина Софии Копполы тоже сразу впечатляет фантастическим составом исполнительниц ролей: Кирстен Данст, Николь Кидман и Эль Фаннинг. Колину Фаррелу, также задействованному в ленте, неслыханно повезло. Действие ленты разворачивается в годы Гражданской войны в США в закрытом пансионе для девушек. Здесь оказывается раненый янки, который ставит все заведение на грань «рокового искушения». Вообще, это ремейк «Обманутого» с Клинтом Иствудом, заявленный как вестерн. Это, надо полагать, обозначает привычную для Копполы веселую игру с жанровыми канонами и традициями.
«Убийство священного оленя» (Йоргос Лантимос; США-Великобритания-Ирландия)
Грек Йоргос Лантимос, мастер абсурдного кино, внезапно снискавший мировую популярность, вновь собирается шокировать публику. Авторы обещают, что «Убийство священного оленя» не будет похоже на предыдущего «Лобстера», который, по сравнению с новой картиной, покажется зрителям «фильмом для детей». Сюжет звучит настораживающее: хирург пытается усыновить подростка, однако поведение последнего толкает врача на совершение некой «немыслимой жертвы». В фильме вновь участвуют Колин Фаррелл и Николь Кидман, а также Алисия Сильверстоун. Как замечают критики, шансы Лантимоса на победу очень велики, ведь в 2009 году он привез в Канны «Клык» и взял главный приз секции «Особый взгляд», а в 2015 году «Лобстер» удостоился Гран-при жюри.
«Молодой Годар» (Мишель Хазанавичус; Франция)
И еще одно кино про кино, мимо которого не пройти ни одному киноману. Режиссер «Артиста» Мишель Хазанавичус снял картину про Жан-Люка Годара во время съемок культовой «Китаянки». Увлечение маоизмом, роман с Анн Вяземски, переосмысление идей французской «новой волны», горячие протестные события мая 1968 года — в общем, кино обещает быть насыщенным. Годара играет вездесущий Луи Гаррель, а Вяземски — Стэйси Мартин, памятная многим по «Нимфоманке» Ларса фон Триера.
«На следующий день» (Хон Сансу; Южная Корея)
Кореец Хон Сансу удивляет темпами, с которыми выдает одну простую и пронзительную драму о повседневной жизни за другой. Только в феврале его минималистичная картина «Ночью у моря одна» участвовала в основном конкурсе Берлинского кинофестиваля, теперь же Канны, причем сразу с двумя лентами. В рамках специальных показов покажут французско-корейскую «Камера Клэр» с Изабель Юппер, а в основном конкурсе — «На следующий день». Черно-белая лента повествует о любовном конфликте, в котором муж изменяет жене со своей сотрудницей.
«Окча» (Пон Чжунхо; США-Южная Корея)
Еще работа корейского режиссера, однако совершенно в ином духе, нежели у Хон Сансу. Пон Чжунхо прогремел на весь мир оригинальным пост-апокалипсисом с элементом социальной критики «Сквозь снег». В свежей работе со странным названием «Окча» его фантазия, кажется, разыгралась еще больше. В неком фантастическом мире девочка дружит с гигантским монстром, которого однажды похищают. Заручившись помощью доктора Джейка Джилленхола, девочка отправляется на поиски. Параллельно ей предстоит вступить в бой с неким собирательным злом в лице Тильды Суинтон.
Особый взгляд
«Теснота» (Кантемир Балагов; Россия)
Россия также представлена и во второй по значимости программе Каннского фестиваля «Особый взгляд». Ученик Александра Сокурова Кантемир Балагов представит свою дебютную картину с типичным для России 90-х годов сюжетом. Собственно, основывается история на реальных событиях. В 1998 году в Нальчике у еврейской семьи требуют выкуп за сына и его невесту. Сумма оказывается столь велика, что героям приходится продать имущество и бизнес и обратиться за помощью к общине. Сокуров не только поддержал создание драмы силами своего фонда, но и выступил художественным руководителем.
Вне конкурса
«Основано на реальных событиях» (Роман Полански; Франция-Бельгия)
Один из старейших режиссеров планеты продолжает довольно активно радовать новыми работами. Как это часто бывает у Романа Полански, сюжет отдает параноидальными мотивами. В жизни писательницы, столкнувшейся с первым громким успехом, появляется почитательница ее таланта. В какой-то момент их общение становится опасным — девушка оказывается одержимой жаждой мести по неизвестной причине. Дуэт главных героинь исполнили Эммануэль Сенье и Ева Грин. Примечательно, что в работе над сценарной адаптацией первоисточника, одноименного романа-бестселлера Дельфины де Виган, принимал участие Оливье Ассайас.
Программа «Двухнедельник режиссеров»
«Жаннетт» (Бруно Дюмон; Франция)
Некогда один из самых мрачных европейских режиссеров Бруно Дюмон переживает любопытнейшую трансформацию. От социальных драм с атмосферой трансцендентального кинематографа он перешел к абсурдистским жанровым экспериментам. Если «Малыша Кенкена» и прошлогодний «В тихом омуте» можно было охарактеризовать как черные комедии, то «Жаннетт» — это мюзикл. В песенно-плясовой форме Дюмон рассказывает о детстве национальной героини Франции Жанны д’Арк. Зрелище обещает быть причудливым, но тем и интересным.
Программа «Виртуальная реальность»
«Плоть и песок» (Алехандро Гонсалес Иньярриту; США)
Фильм длиной всего шесть с половиной минут, однако пройти мимо него нельзя. Во-первых, потому что это кино сделано с помощью новейших технологий в стремительно набирающем популярность формате VR. А во-вторых, потому что его авторы — не нуждающийся в представлении тандем Алехандро Гонсалеса Иньярриту и Эммануэля Любецки. Более того, согласно аннотации, Иньярриту здесь возвращается к мультисюжетной композиции, которой славились его ранние картины. Главная же тема фильма — драматический опыт мигрантов из центральной Америки.
Показы к 70-летней годовщине фестиваля
«Твин Пикс» (Дэвид Линч; США)
Мечта нескольких поколений любителей кино наконец-то близка к осуществлению. Уже 21 мая «Твин Пикс» возвращается с новыми эпизодами, два из которых покажут в Каннах. Третий сезон сериала примечателен не только возможностью ответа на сакраментальное «Кто убил Лору Палмер?», но и тем, что это первый крупный режиссерский проект Дэвида Линча после «Внутренней империи» десятилетней давности. Более того, увы, это, возможно, последний проект, который снимет великий сюрреалист — недавно он объявил о своем уходе из кино.