Фильм открытия
«Короче» (Александр Пейн; США)
В этом году в Венеции почти все самое многообещающее и долгожданное — родом из США. Открывается фестиваль тоже американской картиной. Александр Пейн, чьи скромные драмы, например «О Шмидте», «Потомки» и «Небраска», неизменно оказываются фаворитами киноакадемиков, снял сатирическую фантастику. Главный герой в исполнении Мэтта Дэймона в целях экономии решается на экспериментальную процедуру по серьезному уменьшению тела. Загвоздка в том, что супруга оказывается против. Критики уже прочат ленте номинации на «Оскар».
Основной конкурс
«Мама!» (Даррен Аронофски; США)
Пожалуй, самая ожидаемая премьера всего фестиваля. Как-никак с момента выхода последней картины Даррена Аронофски прошло три года, а новый фильм создавался в обстановке строгой секретности, зато с впечатляющим актерским составом: Дженнифер Лоуренс, Хавьер Бардем, Мишель Пфайффер и Эд Харрис. Сюжет обозначается очень туманно, — что-то эсхатологическое про супружескую пару и неких незваных гостей, — но интригует уже сам жанр: Аронофски пробует себя на ниве философского хоррора. Режиссера вообще любят в Венеции — это уже четвертая из семи его картин в основном конкурсе. В отечественный прокат «Мама!» выйдет через неделю после завершения фестиваля.
«Форма воды» (Гильермо дель Торо; США)
Мрачный сказочник Гильермо дель Торо везет в Венецию очередную безумную историю и очередных монстров. На сей раз это человек-амфибия и его романтические приключения. Уникальное существо бежит из научно-исследовательской лаборатории благодаря влюбившейся в него немой уборщице. По некоторым догадкам нас ждет сплав из би-муви «Создание из Черной лагуны», диснеевской «Русалочки» и советского «Человека-амфибии».
«Субурбикон» (Джордж Клуни; США)
Джордж Клуни, кажется, всерьез решил восстановить свой режиссерский авторитет, пошатнувшийся после провальных «Охотников за сокровищами». Для этого он добыл стародавний сценарий братьев Коэн, до постановки которого у них не дошли руки. Сюжет типично коэновский — 1950-е годы, тихая провинция, образцовый глава семейства, которого обстоятельства толкают устроить кровавую баню. Разумеется, звездный актерский состав из Оскара Айзека, Джулианны Мур, Джоша Бролина и вновь Мэтта Дэймона. Надеемся, что при таких вводных Клуни не подведет.
«Три рекламных щита на границе Эббинга, Миссури» (Мартин МакДона; Великобритания)
И еще одно кино с устойчивым привкусом братьев Коэн. Вновь американская провинция, вновь история простых людей и вновь сонм звезд из Вуди Харрельсона, Питера Динклейджа, Сэма Рокуэлла и самой Фрэнсис МакДорманд. Последняя играет суровую тетку, которая с помощью красных рекламных щитов обвиняет местного шерифа в халатности при расследовании убийства ее дочери. Режиссер и автор сценария — Мартин МакДона, автор «Залечь на дно в Брюгге» и «Семи психопатов». А это означает, что простой с виду сюжет будет наполнен нестандартными драматургическими изысками.
«Положитесь на Пита» (Эндрю Хей; Великобритания)
Тоже британская картина на американском материале. Режиссер «Уик-энда» и «45 лет» Эндрю Хэй обращается к формату истории взросления. 15-летний подросток из-за работы отца живет на чемоданах, не имея постоянного дома и друзей. Наконец, близким существом для него становится скаковая лошадь по кличке Пит. Необходимую степень добротности драмы должны обеспечить Хлоя Севиньи и Стив Бушеми.
«Мактуб, любовь моя» (Абделатиф Кешиш; Франция-Италия)
Работа, на которую возлагаются большие надежды, ведь это первый фильм Абделатифа Кешиша после удостоенной каннской «Золотой пальмовой ветви» «Жизни Адель». «Мактуб, любовь моя» — тоже драма взросления, но на этот раз взросления мужского. Главный герой, парижский сценарист, приезжает на лето в родной прибрежный городок, где встречает любовь, а с ней находит вдохновение. Добавим, что для завершения картины Кешиш даже выставлял на продажу свою награду из Канн.
«Первая реформаторская церковь» (Пол Шредер; США)
Режиссерские работы Пола Шредера последнее время откровенно удручают, но помня о том, что он все-таки еще и сценарист таких картин, как «Таксист» и «Бешеный бык», мы не теряем надежду. В новой картине автор обращается к ключевой для своего творчества теме духовных поисков. Главный герой, священник небольшой церкви в исполнении Итана Хоука, после обрушившихся на него и его знакомых бед приходит к выводу о необходимости реформировать традиционные религиозные каноны.
«Ханна» (Андреа Паллаоро; Италия-Франция-Бельгия)
Актерский бенефис Шарлотты Рэмплинг и подробное исследование двух тем: одиночества и старения. Главная героиня, женщина в возрасте, пытается справится с потерей мужа и отчуждением от окружающих.
«Поток людей» (Ай Вэйвэй; Германия-США)
Современный китайский художник, диссидент и нонконформист Ай Вэйвэй давно и прочно связан с кино. О нем неоднократно снимали фильмы, а теперь он и сам попробовал себя в режиссуре. Его дебют — документальная лента, исследующая проблему чудовищной по своим масштабам и причинам миграции в современном мире. Съемки автор проводил в двадцати трех странах в различных уголках мира. С учетом необычного творческого видения Ай Вэйвэя, надо полагать, что и его кино будет чем-то из ряда вон.
«Экслибрис: Нью-Йоркская публичная библиотека» (Фредерик Уайзман; США)
Еще одна документальная картина в основном конкурсе Венеции. Классик американской документалистики Фредерик Уайзман снял поэтическую ленту о жизни одной из крупнейших библиотек мира. Заметим, что документальное кино вообще в Венеции в почете и имеет реальные шансы на победу, как это случилось в 2013 году со «Священной римской кольцевой».
Вне конкурса
«Дьявол и отец Аморт» (Уильям Фридкин; США)
Уильям Фридкин, один из старейших классиков Голливуда, на девятом десятке решил вернуться к истокам. Его картина «Дьявол и отец Аморт» — это своего рода документальная версия этапного и революционного «Изгоняющего дьявола». В кадре — реальные сцены экзорцизма, исполняемые 90-лентим ватиканским священником.
«Вудшок» (Кейт и Лаура Малливи; США)
А это по предварительным оценкам — самый безумный эксперимент всего фестиваля. Сестры Малливи, известные как дизайнеры и основательницы американской марки Rodarte, дебютировали в кино чем-то вроде экранизации наркотического трипа пополам с исследованием женской природы. Главная героиня в лице отважной Кирстен Данст находится в состоянии паранойи и депрессии, приправленном каннабиоидами. Судя по доступным кадрам, такие товарищи, как Дэвид Линч и Терри Гиллиам будут аплодировать дебюту Малливи стоя.
«Частная жизнь современной женщины» (Джеймс Тобак; США)
И еще одно погружение в природу женщины. Главная героиня этого камерного психологического триллера — успешная актриса, пытающаяся скрыть убийство своего экс-бойфренда. Режиссер Джеймс Тобак, известный, например, по документальному «Тайсону», изначально писал сценарий под Сиенну Миллер.
Фильм закрытия
«Беспредел: Кода» (Такеши Китано; Япония)
Закрывается Венецианский кинофестиваль по-настоящему ударно. Давний любимец Венеции Такеши Китано представит заключительную часть своей криминальной трилогии «Беспредел». Полиция и якудза переходят к активной фазе противостояния. Как всегда у Китано, должно быть бодро, с кровушкой и с юморком.