Фильм открытия
«Процесс» (Аскольд Куров; Эстония-Чехия-Польша)
Открывает «Артдокфест» в этом году фильм с кафкианским названием и соответствующим сюжетом. Режиссер Аскольд Куров (автор нашумевшего проекта «Дети 404») следит за ходом судебного разбирательства «дела Сенцова». Украинский кинематографист, активист Евромайдана и противник присоединения Крыма к России был обвинен в подготовке терактов и, несмотря на спорность доказательств, его приговорили к двадцати годам заключения. Куров с помощью камеры лишний раз выявляет абсурдность подобного приговора и в целом российской системы правосудия. Фильм вызвал большой резонанс во время показа на Берлинском кинофестивале и явно станет предметом дискуссий после «Артдокфеста».
Конкурсная программа
«Полет пули» (Беата Бубенец; Россия-Латвия)
Пожалуй, одна из самых ожидаемых конкурсных картин. И тому есть несколько причин. Во-первых, режиссер Беата Бубенец уже заявила о себе как о смелом, ярком авторе с уникальным видением благодаря фильмам «Божья воля» и «Чечен» (последний, кстати, признали лучшим полным метром «Артдокфеста»-2015). Во-вторых, сделана картина в экстремальных условиях военного конфликта в ДНР. Наконец, снят фильм (возможно, впервые в истории документального кино) одним 80-минутным кадром. Лента уже получила высокие оценки некоторых известных кинематографистов и, несомненно, вызовет бурную реакцию зрителей на фестивале.
«Другая жизнь» (Дмитрий Васюков; Россия)
Вряд ли в современном российском кино есть режиссер, погруженный в тему отношений человека и природы больше, чем Дмитрий Васюков. Если его «Счастливые люди», между прочим, поддержанные самим Вернером Херцогом, были посвящены тайге, то «Другая жизнь» — Алтаю. Фильм сделан в схожей созерцательной манере, но при этом с более явными драматическими линиями и более суровыми конфликтами.
«Король Лир» (Денис Клеблеев; Россия)
Режиссер Денис Клеблеев, чьи картины «31-й рейс» и «Странные частицы» до этого были отмечены не только «Артдокфестом», но и, например, кинофестивалем в Локарно, свое новое кино посвятил немолодому актеру. Герой грезит о роли Короля Лира и невольно сам в него превращается в том смысле, что вполне обычная житейская драма приобретает шекспировский масштаб.
«Бабушка» (Людмила Бычкова; Россия)
Тоже фильм, связанный с темой старения, причем впечатляющий своей откровенностью. Главная героиня — женщина в возрасте, но живет с утроенной силой и находится в поиске любви. Правда, необходимого понимания со стороны близких она так и не находит.
«На краю свободы» (Анита Матал Хопленд, Йенс Лендерке; Дания)
Жизнь руферов для большинства — совершенно неизвестный и невозможный мир. Молодые люди, девушка и парень из Москвы и Киева, забираются на высотные здания, постоянно рискуя жизнью (впрочем, сами они особого риска зачастую не видят). Если вы смотрели видео, которые снимают руферы, то знаете, что от этих кадров даже на небольшом экране захватывает дух. При просмотре в кинозале эффект, надо полагать, будет многократно сильнее.
«Обезьяна, страус и могила» (Олег Мавроматти; Израиль-США-Болгария)
Художник-акционист Олег Мавроматти продолжает удивлять фильмами об эксцентричных людях-мемах, найденных им на просторах интернета. Если в его предыдущей картине «Дуракам здесь не место» главным действующим лицом был патриот, ортодоксальный христианин и гей по совместительству, то для новой работы автор нашел фигуру не менее колоритную. Правда и подход Мавроматти несколько изменил. Режиссер вдохновился образом известного в узких кругах ведиоблогера Геннадия Горина: позаимствовал его полусумасшедшие идеи, перенес из Орла в охваченный войной Луганск и доверил сыграть актеру Виктору Лебедеву. Получилось нечто удивительное, но что именно — затрудняется ответить даже президент «Артдокфеста» Виталий Манский.
«Стена» (Дмитрий Боголюбов; Россия)
Эта картина исследует специфический российский феномен — рабскую психологию и навязчивое стремление к поклонению тиранам и палачам. Съемки проходили в течение одного дня — дня рождения Сталина, когда бесконечная толпа пришла поклониться могиле диктатора у Кремлевской стены. Кино получилось столь же минималистичным, сколь и жутким.
«На никелевой Луне» (Франсуа Жакоб; Канада)
Фильм об одном из самых необычных российских городов. Необычность Норильска в том, что это самый северный и едва ли не самый холодный город мира; из-за большого количества заводов здесь катастрофическая экология; а кроме того, у города почти нет своей истории. В общем, не зря Норильск сравнивают с Луной, а его жителей — с астронавтами. Автор пытается понять, чем живут эти «астронавты»: от местной творческой интеллигенции до потомков жертв ГУЛАГа. Кино тем любопытнее, что снято канадцем.
Программа «Среда»
«Андрей Звягинцев. Режиссер» (Дмитрий Рудаков; Россия)
Еще одна картина, вызвавшая повышенный интерес. Причем такой, что ее сделали «вторым фильмом открытия». На съемках «Нелюбви» автор должен был сделать стандартный фильм о фильме, однако в итоге получился портрет Андрея Звягинцева за работой. Вполне возможно, в картине спрятан ключ к пониманию своеобразного художественного метода ведущего режиссера нашего кино.
«Я — Катя Голубева» (Наталия Ю; Литва-Россия)
Тоже документальный фильм о кинематографисте, правда, не столь широко известном на родине, как Звягинцев. Фильм посвящен Екатерине Голубевой, актрисе уникального дарования, ставшей музой таких крупных европейских режиссеров, как Шарунас Бартас, Леос Каракс и Брюно Дюмон, и преждевременно погибшей при невыясненных обстоятельствах.
«Только не нажми стоп» (Мария Морина; Франция)
Как известно, русская рэп-культура сейчас переживает небывалый расцвет. Тем любопытнее посмотреть, как она развивается в провинции, например, в мерзлом Нижнем Тагиле. Главный герой сочиняет мелодичный рэп и мечтает об успехе, но жизнь, как водится, мечтам противоречит.
«Я должна рассказать» (Сергей Кудряшов; Россия)
Важный фильм-монолог о войне и холокосте. Литовско-русская писательница Мария Рольникайте подростком пережила Вильнюсское гетто и несколько концлагерей. Дневники, которые она в это время вела, позже стали основой для книг-мемуаров, например, «Я должна рассказать» и «И все это правда». Самое важное и страшное из ее воспоминаний легло в основу этой картины.
Программа «От А до А»
«Про рок» (Евгений Григорьев; Россия)
Один из самых громких документальных фильмов этого года, которому даже посчастливилось добраться до проката (что редкость). Это картина о рок-музыке и поколении 30-летних, а более глобально — о смысле жизни. Режиссер Евгений Григорьев прослеживает путь трех молодых музыкантов. На пути к своей мечте герои сталкиваются с традиционными трудностями: рутиной, нехваткой денег, переменами в личной жизни и тому подобным. Такие моменты авторы выделяют как развилки, на которых человек должен сделать выбор, определяющий его судьбу. Кстати, у нас можно почитать любопытное интервью с режиссером и продюсером о картине.
Спецпоказы
«Восточный фронт» (Андрей Осипов; Россия)
Фильм, представляющий несколько непривычный взгляд на события Второй мировой. Автор подобрал хронику 1930-50-х годов так, чтобы показать события глазами немецких солдат. Словами людей, уже посмотревших ленту, кино получилось безжалостным. Что характерно, Министерство культуры предложило фильм отредактировать, добавив более тридцати страниц закадрового текста Военно-исторического общества, дабы избежать некого неверного толкования. «Артдокфест» будет демонстрировать оригинальную версию картины без закадра.
Более подробно с программой и расписанием кинофестиваля «Артдокфест» можно ознакомиться на сайте.
Обложка: фото Andrejs Strokins