Правила игры простые. В выборке присутствуют фильмы, где музыка равнозначна репликам героев. Таких кинокартин великое множество, и если мы упустили что-то важное — ждем ваши варианты.
Есть два ограничения:
это не должны быть мюзиклы;
это не должны быть фильмы про музыку или про музыкантов (а то так будет слишком просто).
Начнем, пожалуй, с главного пропагандиста музыки как части сюжета — Квентина Тарантино. Мы долго думали, какой пример подобрать: классические танцы и отрезания ушей уже проели плешь, а неклассических моментов у Тарантино нет. И решили взять то, с чего все началось: вступительные титры к «Бешеным псам», в которых заложен стиль не только самого режиссера (который тот перенял у своих старших товарищей и перекроил под себя), но и всех его последователей. Отныне титры должны быть только такими: под музыку 60-70-х с представлением всех персонажей фильма.
Еще один пример идеальных титров, но уже из нулевых. Было время, когда Зака Снайдера не душили студии, корпорации и огромные бюджеты, и он мог себе позволить снимать, как он любит — легко и просто. За время одной классической песни Боба Дилана режиссер представил все имена в титрах и показал несколько десятилетий альтернативной американской истории, в которую вплел и самих Хранителей — от их восхода до травли. Получилось настолько скрупулезно, что накануне очередной сборной солянки DC Comics дотошные фанаты, пересмотрев титры к «Хранителям», обнаружили массу отсылок к «Лиге справедливости». Попробуйте взять любую другую песню, кроме дилановской «The Times…» — и весь шарм фирменных рапидов Снайдера улетучится вмиг.
У Дэнни Бойла почти та же история, что и у Тарантино. Куда ни ткни — везде музыка выступает либо манифестом, либо новым способом рассказать историю. Но после «Perfect Day» Лу Рида передоз и последующая кома уже никогда не будут выглядеть настолько шокирующе, как в «Трейнспоттинге».
«Стражи Галактики» без аудиокассеты с «Чумовым миксом Звездного Лорда»? Этого не может быть! Хоть в последней части Питеру Квиллу и дарят айпод вместо утерянного уокмена, мы голосуем за магнитофонную пленку. Особенно если песня The Jackson Five заставляет ожить Грута, точнее, теперь уже Малыша Грута.
В «Начале» Кристофера Нолана ключевой стала песня в исполнении Эдит Пиаф. Казалось бы, не самый лучший будильник на свете, но именно «Non, je ne regrette rien» перевратилась в своего рода «маячок», напоминание, что мы во сне (сне внутри сна внутри сна) и пора просыпаться. А еще в интернете полно роликов, подтверждающих легенду, что тот самый назойливый тягучий звук на протяжении всего фильма, — это начало «Non, je ne regrette rien», только растянутое в несколько раз.
6. «Брат», реж. Сергей Балабанов, 1997
Песни группы «Наутилус Помпилиус»
В чем сила, брат? В музыке! Что в первую очередь слышит Данила Багров, вернувшись из Чечни в родной Приозерск? «Крылья» группы «Наутилус Помпилиус» (и невольно оказывается на съемках клипа на одноименную песню). Что он покупает в первую очередь? CD-плеер и компакт-диски с музыкой Вячеслава Бутусова. Что ненадолго сохраняет жизнь случайному гостю? Знакомство с Бутусовым.
Нас тут же могут спросить насчет «Брата 2». Как говорил один рэпер, «это уже не музыка, это бизнес». Поэтому мы за Бутусова и его компанию в виде Сергея Чигракова, Насти Полевой и других прекрасных людей родом из 80-х, но случайно, как и вышеупомянутый гость, оказавшихся в 90-х.
Песня: Marvin Berry & The Starlighters «Johnny B. Goode»
Марти МакФлай демонстрирует, что такое рок, в 1955 году. Закроем глаза на то, что группа The Starlighters неестественно быстро въехала в классический (сегодня) квадрат и поняла, что от нее хочет паренек в спасательном жилете, или что у обычной электрогитары вдруг включился «дисторшн», который изобретут лет через 10, или что на танцполе быстро изобрели акробатический рок-н-ролл. Это же магия кино! Но если бы в альтернативном прошлом все было по-другому, МакФлай не показал бы мастер-класс, а за кулисами не оказалось бы телефона — кто знает, танцевали бы мы сегодня под The Rolling Stones?
В гениальной (а в том, что к этому фильму применимо слово «гениальный», уже давно никто не спорит) «Магнолии» несколько сюжетных линий, которые постоянно находятся в миллиметре друг от друга, но за три часа так и не сходятся. И только песня «Wise Up» неожиданно соединяет всех. И совершенно не важно, что герои в кадре не пересекаются. Несколькими годами позже тот же трюк попытались сделать Stereophonics с «Maybe Tomorrow» в «Столкновении» («Crash» Пола Хаггиса), но им подобного эффекта достичь не удалось.
9. «День сурка», реж. Харольд Рэмис, 1993
Песня: Сони Боно и Шер «I Got You Babe»
Если вы хотите возненавидеть свою самую любимую песню, то поставьте ее или на звонок, или в качестве будильника. «I Got You Babe» стало проклятием для персонажа Билла Мюррея и для каждого зрителя «Дня сурка». Даже если вы видели эту лирическую комедию всего один раз, то всего лишь первые два такта уже могут вызвать у вас паранойю. Что уж там говорить о тех, кто в 90-е пересматривал «День сурка» бесконечно. Мы даже боимся предугадать, что чувствует сам актер Билл Мюррей, когда слышит бессмертный хит Сони и Шер.
Совершенно непонятно, что делает на борту корабля подводника-исследователя Стива Зиссу Пеле дон Сантос в исполнении Сеу Жоржи. Зато в фильме, посвященном псевдоприключениям этой неутомимой команды, он поет между главами, то приглушая страсти, то раздувая их. Поет песни из репертуара Дэвида Боуи на каком-то своем языке (французский, английский, какой-то южно-американский плюс невнятная тарабарщина). Впрочем, благодаря участию в фильме Уэса Андерсона Жоржи стал суперзвездой по обе стороны Атлантического океана, выпустил сведенный в нормальной студии саундтрек к картине и стал желанным гостем на рок-фестивалях всего мира.
11. «Мулен Руж», реж. Баз Лурманн, 2001
Попурри
Да-да, я помню правила игры, мы не включаем сюда мюзиклы, но фильмы Лурманна трудно назвать мюзиклами в чистом виде. Как раз ключевая сцена — признание в любви Юэна МакГрегора к Николь Кидман на крыше — безжалостна к сентиментальному зрителю. Только тут The Beatles легко переходит в шлягер группы Kiss, а те — в «Pride» U2. Только тут можно услышать «I Will Always Love You», не прикрывая лицо от стыда (то же самое касается «The Show Must Go On», но уже ближе к финалу фильма). Неудивительно, что саундтрек к «Мулен Руж» вышел сначала в виде одного альбома, но зрители/слушатели захотели продолжения банкета, и материала обнаружилось еще на целую вторую часть.
12. «Реальная любовь», реж. Ричард Кёртис, 2003
Песня: Билли Мэк (Билл Найи) «Christmas Is All Around»
В «Реальной любви» около 10 историй, развивающихся параллельно, но «стержнем» этого альманаха стал сюжет о том, как всеми забытый рокер Билли Мэк пытается вернуться в большой бизнес. Для этого, следуя «гениальной» идее его продюсера, он должен спеть классический хит «Love Is All Around Us», заменив слово «love» («любовь») на «Christmas» («Рождество»). Весь фильм Билли пытается вставить непроизносимое и трудно пропеваемое слово в музыкальную строчку, но когда у него это получается, сингл становится первым в Великобритании, все целуются, признаются друг другу в любви и все такое. Идеальное дейт-муви, идеальная песня не только под Рождество, но и для любых поводов вообще.
Тестирование дьявольского устройства Валентайна на прихожанах католической церкви превращается в кровавую баню, когда органная музыка сменяется «сатанинской» песней группы Lynyrd Skynyrd. Герой Сэмюэла Л. Джексона просит убавить звук, но непонятно, что именно он просит сделать потише: трансляцию побоища в церкви или песню «Free Bird». Сцена стала настолько известной, что фанаты сделали версию отрывка из «Капитана Америки: Зимний солдат», где сцена битвы в лифте проходит именно под «Free Bird», и это довольно забавно.
14. «Подземка», реж. Люк Бессон, 1985
Песня: Артур Симмс и Эрик Серра «Guns and People»
«Можно я задам тебе один вопрос? Ты меня хоть немножко любишь?» — спрашивает Кристофер Ламберт заплаканную героиню Изабель Аджани и умирает под веселую песню «Guns and People». Именно так — стильно, модно, молодежно — полагалось снимать трагические финалы в 80-х годах XX столетия.
15. «Асса», реж. Сергей Соловьев, 1987
Песня: Группа «Кино» «Перемен»
У Соловьева в «Ассе» получилось все, включая музыкальный видеоряд. Для тех, кто постарше — Борис Борисович с «Городом золотым». Для молодежи — Чернавский со «Здравствуй, мальчик Бананан». Для будущих циников — «Союз композиторов» с «ВВС». Для людей посерьезнее — сцена, в которой Алику забирают под «Чудесную страну» группы «Браво». Для всех вместе — Цой и его «Перемен». Несмотря на заезженность, эта сцена и сейчас смотрится шикарно, особенно если начать с захода лидера группы «Кино» и советского негра Вити в кабинет директора ресторана. И хоть мы и обязывались не упоминать в списке фильмы про музыкантов (картина Соловьева и не про музыкантов-то совсем, если не считать эту сцену), но прекраснее завершающих титров, чем «Асса», для нашего топа вряд ли найти.
Это, разумеется, далеко не полный список лучших фильмов с музыкой в одной из главных ролей. Поэтому приглашаем и вас в игру.
Картина «Город-бомба», снятая режиссёром Джэми Бруксом, относится к жанру криминальной драмы. Это история о столкновениях между техасскими жителями и представителями...
Поклонники мистических историй ждали сериал Первое убийство, который рассказывает о сложных взаимоотношениях двух девочек-подростков, принадлежащим противоборствующим кланам. Вот только после...
1«Великая иллюзия» (Жан Ренуар, 1939)Трейлер фильма «Великая иллюзия» (1937)Страна: ФранцияПервой иностранной и одновременно первой неанглоязычной картиной, которая добралась до номинации...