Джордж Харрисон
Джорджу Харрисону первому из ливерпульской четверки стало тесно в рамках группы. В качестве пробного сольного опыта в 1968 году музыкант выпустил инструментальный альбом «Wonderwall Music», являвшийся саундтреком к фильму «Чудо-стена». И картина, и запись были экспериментальными по духу, в частности Харрисон активно использовал индийские инструменты вроде ситара. Фильм, несмотря на премьеру в Каннах, событием не стал и сегодня благополучно забыт. Саундтрек же спустя годы переслушать весьма любопытно.
Брайан Ино
В обширной творческой биографии Брайана Ино, основателя Roxy Music и родоначальника стиля эмбиент, участие в работе над саундтреками порядка трех десятков картин. При этом имена режиссеров в этом списке более чем впечатляют: Дерек Джармен, Дэвид Линч, Дарио Ардженто, Вим Вендерс, Николас Виндинг Рефн, Питер Джексон и многие-многие другие.
Queen
В начале 80-х в творчестве Queen наметился поворот в сторону электронной и танцевальной музыки с использованием синтезаторов. В этом русле группа записала саундтрек к супергеройскому фильму «Флэш Гордон», сегодня ничего кроме смеха не вызывающему. Последнее обстоятельство никоим образом не умаляет достоинств музыки Queen, в особенности хита Flash’s Theme или энергичной инструменталки Football Fight.
Джимми Пейдж
Среди многочисленных проектов гитариста Джимми Пейджа после распада легендарных Led Zeppelin были и опыты в кино. По приглашению режиссера Майкла Уиннера музыкант написал треки для двух частей боевика с Чарльзом Бронсоном «Жажда смерти». Примечательно, что за первую работу Пейдж даже был номинирован на антипремию «Золотая малина». Саундтрек и правда местами больше похож на бесконечный сольный гитарный проигрыш в лучших традициях живых выступлений Led Zeppelin.
Питер Гэбриэл
Некогда лидер группы Genesis, Питер Гэбриэл, в 80-е годы успешно развил сольную карьеру саундтреками к краеугольным фильмам двух крупных режиссеров – «Птахе» Алана Паркера и «Последнему искушению Христа» Мартина Скорсезе. Экспериментируя с совмещением элементов эмбиента и этно-музыки, Гэбриэл создал вполне самостоятельные, цельные музыкальные произведения. Саундтрек к фильму Скорсезе не зря номинировался на «Оскар», а выпущенный в качестве альбома удостоился «Грэмми» и позже был включен в список «25 самых влиятельных эмбиент-альбомов всех времен».
Эрик Клэптон
Песни Эрика Клэптона, специально написанные им для кино, можно услышать в дюжине картин, в том числе в «Своем парне» с Микки Рурком и «Истории о нас» с Брюсом Уиллисом и Мишель Пфайффер. Наиболее же примечательно продолжительное сотрудничество гитариста с режиссером Ричардом Доннером во франшизе «Смертельное оружие». Четырехчастный боевик с Мэлом Гибсоном и Дэнни Гловером подарил нам в частности такие меланхоличные хиты, как It’s Probably Me и Pilgrim.
Марк Нопфлер
Марк Нопфлер в 80-90-е годы был настолько увлечен созданием музыкальных аранжировок к английским и голливудским картинам, что едва ли не ставил эту работу выше Dire Straits. Среди наиболее известных из записанных им для кино тем – Storybook Love из культовой в свое время мелодрамы «Принцесса-невеста».
Том Уэйтс
Частенько появляясь в эксцентричных ролях в фильмах своих друзей, музыку для кино Том Уэйтс, напротив, пишет неохотно. Украсить картину меланхоличными мелодиями и знаменитым прожженным вокалом посчастливилось пока только Фрэнсису Форду Копполе в катастрофически провальной мелодраме «От всего сердца» и Джиму Джармушу в «Ночи на Земле».
Нил Янг
Близкий друг Тома Уэйтса кантри-рокер Нил Янг с музыкой в кино тоже не частит. Тем не менее, джармушевский «Мертвец» без его медитативной гитарной импровизации утратил бы половину своего макабрического очарования. Во всяком случае, так считает сам Джармуш.
Сергей Курехин
Сергей Курехин определенно главный композитор отечественного кино перестройки и начала 90-х годов. Его авторству принадлежи музыка ключевых и самых безумных лент того времени, вроде эстетского хоррора «Господин оформитель», фольклорной фантасмагории «Оно» или балабановского «Замка». Подвижная, склонная к эксперименту творческая натура музыканта идеально соответствовала пестрому кинематографу переломной эпохи.
Ник Кейв
Писать музыку и отдельные песни для кино Ник Кейв начал параллельно с образованием проекта Nick Cave & The Bad Seeds в начале 80-х. К примеру, его появление на сцене в роли самого себя в «Небе над Берлином» стало одним из самых известных моментов культового фильма. В 2000-х угрюмые аранжировки Кейва и его постоянного соавтора Уоррена Эллиса идеально дополнили несколько крупных голливудских картин, самая примечательная из которых – постапокалиптическая «Дорога».
Сергей Шнуров
Лидера группировки «Ленинград» периодически заносит в самые разные по формату кинопроекты, от блокбастеров и трэш-комедий до ромкомов и арт-хауса. К некоторым из них Шнур пишет музыку, всегда узнаваемую. Мелодия его сочинения из фильма «Бумер», пожалуй, не знакома только глухому – в свое время каждый уважающий себя пацан был обязан поставить ее на мобилу. Музыкант же удостоился за рингтон премии «Ника» и, по слухам, заработал порядка $1 млн.
Nightwish
Фильмы: «Воображариум» (2012)
Финские металлисты Nightwish проделали в кино свой путь. Фильм в отечественном неловком переводе названный «Воображариумом» родился из идеи сделать клипы на каждую из 13 песен альбома Imaginaerum. В итоге получилась фэнтезийная смесь из Дэвида Линча, Тима Бертона, Цирка дю Солей и симфонического метала. Правда, в прокате такой микс картину не спас – одна из самых дорогих картин в истории финского кино с треском провалилась.
Джонни Гринвуд
Мультиинструменталист и гитарист группы Radiohead Джонни Гринвуд определенно нашел близкого себе по духу режиссера, Пола Томаса Андерсона, редкого автора, позволяющего себе в условиях современного Голливуда авангардистские эксперименты монументальных масштабов. Фантасмагорические мелодии и напряженные ритмы Гринвуда как нельзя кстати пришлись в андерсоновских опусах «Нефть» и «Мастер». За саундтрек к первому фильму музыкант даже был удостоен «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля.
Трент Резнор
Устоявшимся можно считать и сотрудничество Дэвида Финчера и композиторов-соавторов Трента Резнора и Аттикуса Росса. Легенда гласит, что режиссер не только сам пригласил лидера Nine Inch Nails поработать над «Социальной сетью», но и, ознакомившись с результатом, не высказал ни одного замечания, что для Финчера вообще-то нонсенс. Резнор и Росс за музыкальную аранжировку «Сети» получили «Оскар» и «Золотой глобус», а фильмы Финчера с тех пор без индустриальных ритмов и вкрадчивых синтезаторных мотивом и шумов представить невозможно.