Фильм открытия
«КЕ-ДЫ» (Сергей Соловьев; Россия)
Нынешний Московский кинофестиваль открывает первый после шестилетнего затишья фильм Сергея Соловьева. Черно-белая молодежная драма «КЕ-ДЫ» снята по мотивам небольшого рассказа-дневника Андрея Геласимова «Paradise Found». В центре сюжета — щуплый призывник, последние дни которого перед отправкой в армию становятся незабываемыми благодаря новой знакомой, ее сыну-аутисту, которому срочно нужна помощь, и паре свежекупленных кед. В числе исполнителей ролей — рэпер Баста, играющий полковника. Сам Соловьев скромно признается, что рассматривает свою картину как «Я иду, шагаю по Москве» для современного молодого поколения».
Основной конкурс
«Монах и бес» (Николай Досталь; Россия)
Единственной отечественной лентой в основном конкурсе ММКФ этого года стал «долгострой» Николая Досталя «Монах и бес». Многострадальная фантастическая комедия по сценарию Юрия Арабова повествует о молодом монахе, который невольно приводит за собой в монастырь искусителя по прозвищу Легион. Между богослужителями и нечистью разворачивается нешуточная борьба за душу главного героя. Отметим яркий актерский состав картины: Тимофей Трибунцев, Борис Каморзин, Роман Мадянов, Дарья Екамасова и Анна Уколова. Напомним, что на счету Досталя уже есть главная награда ММКФ — в 2009 году режиссер удостоился ее за трагикомедию «Петя по дороге в Царствие Небесное».
Конкурс документального кино
«24 снега» (Михаил Барынин; Россия)
В документальном конкурсе Россию представляет картина об арктической Якутии. Авторы самоотверженно испытали на себе и постарались максимально точно передать зрителю то, что для местных жителей является нормой: температура до -65°, плюс отсутствие электричества, телефонной связи и дорог — только вечная мерзлота, олени и величественная природа. Главный герой — один из тех людей, которых подобный экстрим привлекает возможностью свободы и независимости.
Конкурс короткометражных фильмов
«Брут» (Константин Фам; Россия-Украина-Белоруссия-США-Румыния-Израиль)
Пожалуй, самый ожидаемый короткий метр нынешнего ММКФ. Получасовая новелла «Брут» является второй частью нашумевшего киноальманаха «Свидетели». Фильм посвящен памяти жертв Холокоста и предлагает взглянуть на трагедию с необычных углов. Если в предыдущей новелле «Туфельки» мы прослеживали горькую судьбу главной героини через ее пару обуви, то в «Бруте» быт концлагеря показывается глазами сторожевой овчарки, щенком отнятой у одной из узниц. Главные роли в фильме исполнили Филипп Янковский и Оксана Фандера. Съемки проходили в Румынии, а участие в работе принимали кинематографисты из России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Румынии, Израиля и США. Большие надежды на картину поддерживаются тем, что «Туфельки» претендовали на «Оскар» в 2013 году в номинации «Лучший короткометражный фильм» и по всему миру собрали приличное число наград.
Программа «Спектр»
«Преображение» (Татьяна Воронецкая, Дмитрий Сергин; Россия)
Экспериментальный опыт на поле бессюжетного кино. Главный герой наделен сверхъестественной способностью перемещаться во времени и пространстве, а также проникать в сознание других людей. Для авторов такая идея служит поводом к созданию каскада галлюцинаторных образов. Чтобы отразить специфическое видение мира персонажем, в фильме совмещены различные визуальные техники: от анимации и коллажа, до послойного изображения и инфографики.
Специальные показы
«Тэли и Толи» (Александр Амиров; Россия)
Снятая в Северной Осетии драма на актуальную тему преодоления искусственных барьеров между соседями. Действие фильма происходит в двух глухих селах, находящихся на границе Грузии и Осетии. Главные герои — двое влюбленных из этих мест, которым известные политические обстоятельства мешают быть вместе.
«Кровавые бивни» (Сергей Ястржембский; Россия-Франция-Кения)
Бывший политик Сергей Ястржембский, несколько лет назад представлявший на ММКФ фильм «Африка: Кровь и красота», вновь обращается к теме черного континента. «Кровавые бивни» поднимают болезненную проблему браконьерского бизнеса на слоновой кости. Как показывает автор, это жестокое явление — лишь частный случай разъедающей весь континент коррупции.
Программа «Фильмы, которых здесь не было»
«Машина любви» (Павел Руминов; Россия)
Российские программы
«Петербург. Только по любви» (Россия)
Романтический альманах, открывавший недавний «Кинотавр» и лишний раз засвидетельствовавший тенденцию роста доли представительниц прекрасного пола в нашем кино. Семь режиссеров-женщин (от дебютантки до Ренаты Литвиновой) сделали по мини-фильму, каждый из которых доказывает: в Питере — не только пить, но и любить. Характерные улочки, мосты и крыши, Боярский, танцующий с бубном и Бродский, спасаемый из зала суда — прилагаются. В общем, «кино о людях и для людей», как заверяют сами авторы.
«Золотая рыбка» (Александр Галибин; Россия)
Первый режиссерский опыт актера Александра Галибина, работа над которым в силу различных обстоятельств растянулась почти на десять лет. Действие исторической драмы разворачивается в тяжелом 1946 году в Киргизии. Эвакуированные из Ленинграда братья, вдохновившись сказкой Пушкина, мечтают о золотой рыбке, которая исполнит заветное желание — вернет живым отца с фронта. Отборщики программы утверждают, что картина выполнена на уровне «старой военной классики “Ленфильма”». Очень хочется верить.
«Врач» (Юрий Куценко; Россия)
Другой режиссерский дебют актера: Гоша Куценко сам написал сценарий, сам снял и сам сыграл главную роль нейрохирурга. Будни его героя состоят из бесконечного цикла операций, осмотров, неутешительных диагнозов, попыток выбить квоты, пылких речей о смысле жизни и наблюдений за обреченными больными в состоянии «овоща». Оказаться в положении последних — страшный сон героя, которому, судя по всему, суждено сбыться.
«Огни большой деревни» (Илья Учитель; Россия-Франция)
Фильм-стеб над национальными традициями кинопроизводства. Провинциальный киномеханик пытается спасти единственный на всю округу кинотеатр под символическим названием «Родина», сняв собственный фильм со звездой. Далее следуют обстоятельства, близкие к реалиям нашего кинематографа: звезду в лице Дмитрия Дюжева крадут и заставляют играть под угрозами, оператором выступает свадебщик, продюсером — дембель, актрисой — возлюбленная режиссера и вот это вот все. Смешно и больно, причем в настолько удачной пропорции, что на «Кинотавре» фильм отметили дважды: призом за лучший сценарий и дипломом жюри «За лучшее кино о кино».
«Параллельные прямые пересекаются в бесконечности» (Лика Алексеева, Россия)
Дебютная картина, уже прошедшая в отечественном прокате, однако незаслуженно оставшаяся без внимания. Между тем, это редкий для нашего кино зверь — психологический триллер с элементами эротики. Тем более любопытно, что снят он женщиной. Двигаясь навстречу друг другу, развиваются две сюжетные линии: история фотографа, который ради эффектного кадра переступает за рамки добра и зла, и его давней знакомой, не способной избавиться от детской травмы. В главных и необычных для себя ролях — Егор Корешков и Анна Цуканова-Котт.
«Психи» (Алексей Китайцев; Россия)
Антифашистская молодежная драма о неформальной тусовке, которая быстро проходит путь от шуток про чернокожих до убийства, вдохновленного идеями национал-социализма. Картину уже успели окрестить «самым несуразным фильмом десятилетия», однако с учетом злободневности темы и ее непопулярности в отечественном кино —полагаем, что проходить мимо не стоит.
«Первая мировая война. WWI» (Россия-Великобритания-Франция-США-Канада-Германия-Сербия-Турция)