01. «Марокко» (Джозеф фон Штернберг, 1930)
Художник по костюмам: Трэвис Бэнтон, Юджин Джозефф
Непререкаемая икона стиля Марлен Дитрих создала на экране не один десяток культовых образов. Один из самых запоминающихся можно обнаружить в голливудском дебюте актрисы – мелодраме «Марокко». Играя экстравагантную певицу варьете, Дитрих едва ли не в каждом эпизоде появляется в новом изысканном костюме. Таким образом словно бы подчеркиваются те или иные грани неуловимой женской натуры. Знаменитая провокационная сцена, в которой Дитрих предстает перед публикой во фраке, брюках и цилиндре (да к тому же по ходу выступления целует девушку) и сегодня может вызвать замешательство у иного зрителя.
02. «Волшебник страны Оз» (Виктор Флеминг, 1939)
Художник по костюмам: Адриан
Главная сказка классического Голливуда подарила нам одни из самых обаятельных образов в истории кино, и не последнюю роль в этом сыграли костюмы героев. Однако кто бы знал, каких усилий стоила актерам игра в этих костюмах. Несгибаемое облачение Железного дровосека едва ли не полностью сковывало движения Джека Хейли. Костюм Трусливого льва весил пару десятков килограмм, да к тому же заставлял Берта Лара изрядно попотеть. А резиновая маска Страшилы оставила на лице Рэя Болгера следы, из-за которых актер потом еще два года не мог получить новую роль в кино. Добавим к этому, что игравшей юную Дороти Джуди Гарленд на момент съемок было уже 17 лет, в связи с чем под милым платьицем актрисе приходилось носить неудобный корсет. И кстати, знаменитые рубиновые туфельки изначально должны были быть серебряными, однако продюсер Мервин ЛеРой потребовал изменить цвет – техниколоровская сказка располагала к буйству красок. Всего же для картины было изготовлено около двух сотен уникальных костюмов.
03. «Бунтарь без причины» (Николас Рэй, 1955)
Художник по костюмам: Мосс Мэбри
Молодежная драма «Бунтарь без причины» с Джеймсом Дином в главной роли – один из тех фильмов, которые на годы вперед определили популярную моду. После выхода картины белая футболка, что на протяжении всей ленты носит герой Дина, перестала считаться нижним бельем и перешла в разряд верхней одежды, практичной, удобной и недорогой. Легкая красная куртка и подвернутые джинсы стали востребованным атрибутом бунтующей молодежи и своего рода символом протеста. Более того, благодаря простому, но в то же время эффектному сочетанию цветов в костюме главного героя, а также костюмам других персонажей, в одном из недавних опросов фильм был назван самым стильным за всю историю кино.
04. «Клеопатра» (Терри Гиллиам, 1963)
Художник по костюмам: Оливер Мессель, Витторио Нино Новарезе, Рени
Один из самых масштабных и дорогостоящих фильмов в истории, значительной строкой в бюджете которого стали именно костюмы. Одна только Элизабет Тейлор за четыре часа экранного времени меняет одеяние рекордные 65 раз, а всего для картины было изготовлено около 26 тыс. костюмов. Любопытен подход художников – вдохновившись общими мотивами древнеегипетской и античной культуры, в целом они даже не стремились следовать какой-либо исторической точности. В костюмах Тейлор можно без труда обнаружить мотивы костюмов 1960-х годов, и не случайно лента оказала влияние на моду своего времени – после выхода фильма популярностью стали пользоваться, к примеру, платья макси, браслеты выше локтя и кольца в виде змей.
05. «За пригоршню долларов» (Серджио Леоне, 1964)
Художник по костюмам: Карло Сими
Образ Клинта Иствуда в фильмах Серджио Леоне – это, вероятно, первое, что приходит на ум при упоминании жанра вестерн. Любопытно, что несмотря на кропотливую работу художника Карло Сими, костюм своего героя, Человека без имени, Иствуд по большей части придумал сам. Широкополая шляпа, черные джинсы, сапоги со шпорами, кобура для револьвера были найдены актером в первых попавшихся магазинчиках или позаимствованы из реквизита других картин. Леоне и Сими лишь дополнили образ случайно попавшимся на глаза серо-зеленым пончо. Да, поговаривают, что за период съемок всех трех совместных фильмов Леоне и Иствуда пончо ни разу не стиралось.
06. «Лихорадка субботнего вечера» (Джон Бэдэм, 1977)
Художник по костюмам: Патрисия фон Бранденстайн
Грандиозный хит эры диско, который сегодня кажется невыносимо старомодным, но оттого еще более обаятельным. Облегающие брюки, расклешенные книзу, шелковые рубашки, широкие лацканы и блестки, блестки, блестки… Вместе с тем, «Лихорадка» – редкий пример фильма, в котором идеально выдержана драматургия костюма. Одежда героев меняется, тонко подчеркивая сюжетные перипетии. К примеру, в финальном танце белые костюмы героев усиливают ощущение их единения. Фильм, конечно же, растаскан на бесчисленное множество цитат, одну из которых можно найти в советских «Чародеях», где Александр Абдулов щеголяет в белоснежном костюме почти как у Джона Траволты.
07. «Бегущий по лезвию» (Ридли Скотт, 1982)
Художник по костюмам: Майкл Каплан, Чарльз Ноуд
Эта недооцененная в свое время антиутопия сегодня считается вершиной творчества Ридли Скотта и жанра научной фантастики вообще. Одной из главных составных изощренного визуального стиля режиссера являются костюмы: авторы находчиво совместили повседневную одежду своего времени с футуристическими выдумками и элементами ретро-моды. Более эклектичный в плане костюмов фильм трудно и припомнить.
08. «Неприкасаемые» (Брайан Де Пальма, 1987)
Художник по костюмам: Мэрлин Вэнс, Джорджо Армани
Гангстерская фантазия Брайана Де Пальмы, заново открывшая строгую моду 1930-40-х годов и обыгравшая ее в несколько эксцентричном духе. Несколько костюмов, в том числе Кевина Костнера и Шона Коннери, были созданы самим Джорджо Армани, а для Роберта Де Ниро, игравшего Аль Копоне, по слухам, шил костюм личный портной знаменитого гангстера.
09. «Дракула» (Фрэнсис Форд Коппола, 1992)
Художник по костюмам: Эйко Исиока
Еще один эстетский шедевр, переполненный пестрыми образами и эксцентричными костюмами. Как говорил Коппола, слово «странный» стало кодовым для всей картины. Режиссер просил дизайнера Эйко Исиоку максимально отстраниться о любых привычных ассоциаций, связанных с мифом о Дракуле и вдохновиться собственными страхами и ночными кошмарами. В итоге действительно получилась одна из самых «странных» кинотрактовок романа Брэма Стокера.
10. «Убить Билла» (Квентин Тарантино, 2003)
Художник по костюмам: Кумико Огава, Кэтрин Мэри Томас
Как и многое в творчестве Тарантино, костюмы из «Убить Билла» – отличный пример умения режиссера жонглировать образами из наследия мировой культуры и кинематографа в особенности. Так, желто-черный костюм Умы Турман, успевший стать знаковым для целого поколения киноманов, является ничем иным как парафразом костюма Брюса Ли из последнего фильма актера «Игра смерти».
11. «Мария-Антуанетта» (София Коппола, 2005)
Художник по костюмам: Милена Канонеро
Эпоха рококо, вероятно, наиболее соблазнительна для художников по костюмам. В моде яркие и пастельные тона, бархат и шелк, мундиры и необъятные платья со складками. Для Софии Копполы чувственный век, с его искушениями и опасностями, стал идеальным временем для воплощения драмы взросления. При этом далекая эпоха оригинально перекликается с современностью. Например, как выясняется, историческим платьям, достаточно точно воссозданным, вполне подходят конверсы. Именно костюмы, кстати, принесли фильму награду премии «Оскар», ставшую уже третьей в копилке художника Милены Канонеро.
12. «Дьявол носит Prada» (Дэвид Фрэнкел; 2006)
Художник по костюмам: Патрисия Филд
Трагикомедия о современных реалиях мира моды с несколько необычной историей создания костюмов. Чтобы одеть героев, художник Патрисия Филд подключила свои связи в крупнейших домах моды. На разных условиях в работе над картиной приняли участие Prada, Chanel, Calvin Klein, Dolce & Gabbana и т.д. В итоге, потраченный на костюмы бюджет в $1 млн. стал чуть ли не рекордным в истории кино.
13. «Голодные игры» (Гэри Росс, 2012)
Художник по костюмам: Джудианна Маковски
В одной из главных приключенческих франшиз последних лет особенно интересен контраст костюмов двух групп героев: жителей дистриктов и Капитолия. Если одежда первых, очевидно, вдохновлена фотографиями времен Великой депрессии, то костюмы вторых воплощают самые смелые фантазии на тему послевоенной моды. Выделяются при этом, конечно же, торжественные платья Китнисс Эвердин (особенно то, что с эффектом возгорания) и гротескные наряды сопровождающей Эффи Бряк. В последних очевидно влияние Леди Гаги.
14. «Великий Гэтсби» (Баз Лурман, 2013)
Художник по костюмам: Кэтрин Мартин
Модернизация былой эпохи в последней экранизации «Великого Гэтсби» проявилась не только в использовании хип-хоп и R’n’B хитов наших дней в саундтреке, но и в костюмах. Взятые за основу коллекции Prada и Brooks Brothers 20-х, с легкой руки База Лурмана и четырехкратной обладательницы «Оскара» Кэтри Мартин, получили новую, более чувственную и непринужденную трактовку.
15. «Отель “Гранд Будапешт”» (Уэс Андерсон, 2014)
Художник по костюмам: Милена Канонеро
Герои фильмов Уэса Андерсона, как герои любой сказки, наделены яркими, четко очерченными характеристиками, одним из средств выражения которых, конечно же, являются костюмы. Принцип этот, пожалуй, достигает апогея в последней работе режиссера. Одного взгляда на одеяние любого из персонажей здесь достаточно для его понимания: кричаще красный меховой плащ пожилой героини Тильды Суинтон, мрачное черное пальто Уиллема Дефо, скромное, выдержанное в пастельных тонах платье Сирши Ронан и т.д. Подобная «лобовая» характеристика персонажей роднит кинематограф Андерсона с мультипликацией. Вместе с тем, таким приемом выражается и светлая ирония, с которой режиссер смотрит на человека и созданный им мир.