1. «День сурка» (Харольд Рэмис, 1993)
Сценаристы: Дэнни Рубин, Харольд Рэмис
«День сурка» – пример тонкой, умной и вместе с тем уморительной комедии для широкой аудитории. Успех фильму обеспечил прежде всего искусный сценарий. Способы раскрытия и развития характеров, а также обилие острот и гэгов, делают персонажей моментально запоминающимися. Новаторская драматургическая структура фильма проложила дорогу целой серии картин, герои которых вынуждены раз за разом переживать один и тот же день (см. недавнюю «Грань будущего»). Вместе с тем, завязка позволяет не только заинтриговать зрителя, но и наполнить кино глубоким содержанием.
Сценарий «Дня сурка» (на русском)
2. «Касабланка» (Майкл Кертис, 1942)
Сценаристы: Юлиус Дж. Эпштейн, Филипп Дж. Эпштейн, Ховард Кох
Одна из самых популярных историй любви в мировом кинематографе. Сценарий возник на основе не поставленной театральной пьесы – авторы следовали центральной сюжетной линий, однако долгое время не могли придумать, как лучше завершить действие. В итоге даже во время съемок группа не знала деталей развязки. К примеру, знаменитые финальные слова Хамфри Богарта были добавлены спустя месяц после окончания съемочного периода. Тем не менее, в картине детально проработаны характеры и ясно очерчены конфликты. Большое значение при этом имеет обращение к воспоминаниям героев. Спустя 70 лет после выхода фильма и зрители, и профессионалы не устают отмечать емкость и меткость диалогов. Постоянно сопровождающее героев ощущение потерянности, понимание ими возможности утраты друг друга – это, вероятно, то главное, что заставляет аудиторию и сегодня сопереживать персонажам. О непреходящем значении фильма говорит и то, что в 2006 году Гильдия сценаристов США назвала сценарии «Касабланки» лучшим в истории кино.
Сценарий «Касабланки» (на английском)
3. «Гражданин Кейн» (Орсон Уэллс, 1941)
Сценаристы: Херман Дж. Манкевич, Орсон Уэллс
Шедевр Орсона Уэллса о жизни вымышленного медиамагната Чарльза Фостера Кейна. Фильм полон находок в области операторского искусства, монтажа, звука, а также драматургии. Благодаря тому, что студия RKO позволила 25-летнему дебютанту Уэллсу делать все, что ему заблагорассудится, он создал сценарий, нарушавший многие из общепринятых в то время норм кинодраматургии. К примеру, действие разворачивается не линейно, а с постоянными флэшбеками, обращениями к разным периодам жизни главного героя. Другой любопытный прием связан с завязкой фильма. Перед смертью магнат произносит слово, смысл которого на протяжении всего действия ищет журналист и вместе с ним аудитория. Однако решение так и не находится, или, во всяком случае, каждый зритель волен видеть свою трактовку.
Сценарий «Гражданина Кейна» (на английском)
4. «Энни Холл» (Вуди Аллен, 1977)
Сценаристы: Вуди Аллен, Маршалл Брикмен
Еще одна история любви, уникальность которой состоит в том, что отношения влюбленной пары представлены как неутихающий вихрь околофилософской болтовни двух невротиков. Наблюдать это было бы невыносимо, если бы не гений Вуди Аллена – чьи диалоги всегда наполнены иронией, остроумием, и разом охватывают как бытовые темы, так и бытийные. «Энни Холл» можно назвать лучшим доказательством того, что отсутствие действия вовсе не обязательно означает отсутствие истории или развития сюжета и героев. Да, фильм принес Вуди Аллену сразу два «Оскара» – за режиссуру и за сценарий
Сценарий «Энни Холл» (на английском)
5. «Криминальное чтиво» (Квентин Тарантино, 1994)
Сценаристы: Квентин Тарантино, Роджер Эвери
Фильм, 20 лет назад произведший революцию в кинематографе. Сценарий – среди главных составных новаторства картины. Зрителей до сих пор поражает обилие юмора, головоломная нелинейная структура, вкупе с взаимосвязью всех героев и перипетий в разрозненных историях. Но, возможно, главное достижение Тарантино – он по-новому открыл очарование слова, сделав его столь же увлекательным, сколь и безбашенное действие. Герои постоянно находятся в ритмичном диалоге, полном нецензурщины, шуток для своих и аллюзий едва ли не на все наследие мировой культуры. При этом говорят персонажи вовсе не потому, что этого требует сюжет, а просто потому, что так хочет автор. Надо отдать должное Тарантино, слушать болтовню его героев можно бесконечно.
Сценарий «Криминального чтива» (на русском)
6. «Крестный отец», «Крестный отец II» (Фрэнсис Форд Коппола; 1972, 1974)
Сценаристы: Фрэнсис Форд Коппола, Марио Пьюзо
Фильм-эталон экранизации. Культовый роман Марио Пьюзо о нескольких поколениях семьи представителей итало-американской мафии был перенесен в кино Фрэнсисом Фордом Копполой со всей необходимой скрупулезностью и тщательностью, но при этом обрел темп и ритм, необходимый зрелищной картине. Добавим, что эта зрелищная составная отнюдь не исключает извечного сюжета о тьме, поглощающей человеческую душу.
Сценарий «Крестного отца» (на английском)
Сценарий «Крестного отца II» (на английском)
7. «Таксист» (Мартин Скорсезе, 1976)
Сценарист: Пол Шредер
Картина служащая образцом тщательного исследования характера. Сценарист Пол Шредер расщепляет своего героя, ветерана Вьетнамской войны с неустойчивой психикой, с помощью постоянных внутренних монологов (при минимуме диалогов) и баланса действия на грани реальности и кровавого бессонного бреда. Отдельно надо отметить глубокое понимание и достоверное воплощение сложного образа Робертом Де Ниро.
Сценарий «Таксиста» (на английском)
8. «Вечное сияние чистого разума» (Мишель Гондри, 2004)
Сценаристы: Чарли Кауфман, Машель Гондри, Пьер Бисмут
Картина, принесшая Чарли Кауфману статус живого классика современной кинодраматургии, а также статуэтку премии «Оскар». Как и случае «Криминального чтива» усложненная, похожая на лабиринт структура не стала помехой коммерческому успеху, скорее даже наоборот. Причина, вероятно, в том, что нарушение линейного повествования и логических связей здесь стало смыслообразующим элементом. Тасуя воспоминания, сны, мечты, дежа вю, Гондри и Кауфман выстраивают панораму разрушающегося сознания.
Сценарий «Вечного сияния чистого разума» (на английском)
9. «Большой Лебовски» (братья Коэн, 1998)
Сценаристы: братья Коэн
Квинтэссенция стиля братьев Коэн с сардоническим юмором, колоритными характерами, абсурдным сюжетом, движимом вереницей нелепых перипетий, и не менее абсурдными диалогами. На примере главного героя, обывателя по кличке Чувак, Коэн исследуют феномен человека, живущего не в своем времени – однажды он отправился на Вудсток, и так никогда и не вернулся.
Сценарий «Большого Лебовски» (на английском)
10. «Форрест Гамп» (Роберт Земекис, 1994)
Сценаристы: Эрик Рот, Уинстон Грум
Одна из ключевых картин в творчестве Роберта Земекиса и Тома Хэнкса, поставленная по сценарию Эрика Рота, мастера вписывать частные судьбы в мировую историю (в числе его картин – «Мюнхен», «Загадочная история Бенджамина Баттона» и «Жутко громко и запредельно близко»). В центре сюжета – обаятельный аутист, невольно противостоящий цинизму, скептицизму и жестокости мира второй половины XX века. Самое интересное, что герой в этом противостоянии неизменно одерживает верх.
Сценарий «Форреста Гампа» (на английском)
11. «Лоуренс Аравийский» (Дэвид Лин, 1962)
Сценаристы: Роберт Болт, Майкл Уилсон, Т.Э. Лоуренс
Масштабная, 3,5-часовая эпопея, действие которой почти целиком разворачивается в пустыне, и где нет ни одного женского персонажа. Несмотря на все это, оторваться от экрана непросто, в том числе благодаря достоинствам драматургии, сочетающей обилие событий при ясности их изложения, а также неослабевающей интриги, свойственной лучших образцам жанра приключенческого кино.
Сценарий «Лоуренса Аравийского» (на английском)
12. «Все о Еве» (Джозеф Лео Манкевич, 1950)
Сценаристы: Джозеф Лео Манкевич, Эрих Кестнер
Киноадаптация повести о закулисье театральной жизни и мира шоу-бизнеса в целом. Тема, надо сказать, вообще исключительно любимая самими кинематографистами и киноакадемиками, о чем говорит хотя бы то, что картина удостоилась рекордных 14 номинаций премии «Оскар», и в том числе взяла награду за сценарий. Свою роль, конечно, сыграли блестящие диалоги, драматическое противопоставление характеров и, как следует, обостренные конфликты.
Сценарий «Все о Еве» (на английском)
13. «В джазе только девушки» («Некоторые любят погорячее») (Билли Уалдер, 1959)
Сценаристы: Билли Уайлдер, И.А.Л. Даймонд
Лучшая голливудская комедия всех времен по версии Американского института киноискусства, да и, наверняка, многих зрителей по всему миру. Одному из главных голливудских комедиографов 50-х годов сценаристу и режиссеру Билли Уайлдеру удалось в этой ленте, кажется, невозможное. Фильм о плотской любви, да еще и с лейтмотивом трансвестизма, да еще и Мэрилин Монро в главной роли, ему удалось сделать совершенно невинным. Причем настолько, что кино шло в советском прокате. Такой вот актуальный мастер-класс, как в условиях табу и прочих ограничений воплотить на экране все задуманное.
Сценарий «В джазе только девушки» (на английском)
14. «Телесеть» (Сидни Люмет, 1976)
Сценарист: Пэдди Чайефски
Картина, посвященная критике медиа-компаний, и признанная одной из вершин социальной сатиры. Сочетание сложной структуры, напряженной драматургии и ярких, контрастных образов позволило американским киноакадемикам наградить Пэдди Чайефски уже третьим «Оскаром» за лучший сценарий.
Сценарий «Телесети» (на английском)
15. «Китайский квартал» (Роман Полански, 1974)
Сценаристы: Роберт Таун, Роман Полански
Неонуар Романа Полански, обыгрывающий каноны жанра: плавное нагнетание сюжета, большое количество диалогов, путанные сюжетные линии, криминальный мотив, порочные герои, скрывающие правду о своем прошлом, обилие символов и едва уловимых деталей, а также атмосфера тотальной безысходности. Один из лучших сценариев в истории кино, по мнению все той же Гильдии сценаристов, и в частности всеми любимого Роберта Макки.
Сценарий «Китайского квартала» (на английском)
Источник: Taste of Cinema