Фильм открытия
Московский кинофестиваль славится странным выбором фильмов открытия. Это были то третьи «Трансформеры», то невразумительные «КЕ-ДЫ» Сергея Соловьева. Но в этот раз по степени странности фестиваль превзошел себя и… только выиграл от этого. Фильм открытия действительно способен вызвать ажиотаж самого широкого зрителя, будучи при этом редкой экзотикой. Речь идет о второй части жирного квази-исторического блокбастера-дилогии из Индии «Бахубали». Фильм рассказывает о принце, воспитанном простыми людьми и пытающемся вернуть власть. Батальный отрывок из первой картины недавно гулял по соцсетям, и если вы его видели, то знаете, что по масштабу постановки это нечто совершенно безумное — Мэлу Гибсону, Заку Снайдеру и Майклу Бэю остается только завидовать. Невероятной силы мужчины, боевые слоны, специфическая индийская графика, сжигающие страсти и абсурдные сюжетные повороты — не каждый день увидишь на экране россыпь такого великолепного китча. Правда, насчет танцев мы не уверены, но надеемся, что и тут индусы не подведут.
Основной конкурс
Еще одна известная особенность Московского кинофестиваля — основной конкурс, состоящий из картин, мало что говорящих даже подкованным киноманам. Не гарантируем, что две ленты, которые мы выбрали, окажутся шедеврами, но как минимум сюжеты у них многообещающие. Аргентинская «Симфония для Аны» — актуальное для России в свете недавних событий кино. Действие разворачивается накануне военного переворота 1976 года. Пятнадцатилетняя главная героиня влюбляется в парня из семьи с чуждыми политическими взглядами. Так без воли подростков в их жизнь проникает политика, заставляя принимать судьбоносные решения.
«Хохлатый ибис» (Лян Цяо; Китай)
Тоже картина, сюжетную коллизию которой без труда может перенести на себя любой россиянин. Пекинский репортер отправляется в родной город, чтобы написать о появлении в нем редчайшей птицы. Редкой она стала благодаря стремительным темпам индустриального развития Китая и сопутствующей экологической катастрофе. Герой открывает для себя страну во всей красоте и ужасе. Перед ним встает вопрос: как относиться к происходящему с его родиной.
Программа «8 ½ фильмов»
Француз Брюно Дюмон долгое время снимал мрачные трансцендентальные драмы, но сейчас переживает любопытнейшую трансформацию, выпуская вот уже третий абсурдистский жанровый эксперимент. Сериал «Малыш Кенкен» и прошлогодний фильм «В тихом омуте» были фантазиями на тему черной комедии. Новое «Детство Жанны д’Арк» — это мюзикл. В песенно-плясовой форме Дюмон рассказывает о ранних годах национальной героини Франции. Фильм демонстрировали на последнем Каннском кинофестивале, где критики сошлись во мнении, что зрелище это причудливое, но интересное и трогательное.
«Молодой Годар» (Мишель Хазанавичус; Франция)
Еще один фильм с недавних Канн, причем из основного конкурса. Режиссер «Артиста» Мишель Хазанавичус обратился к биографии классика французской «новой волны» Жан-Люка Годара. Автор взял один из самых острых эпизодов его жизни — период съемок культовой «Китаянки». Тут и увлечение маоизмом, и роман с Анн Вяземски, и переосмысление идей «новой волны», и протестные события мая 1968 года. Роль Годара исполнил вездесущий Луи Гаррель, а Вяземски — Стэйси Мартин, памятная многим по «Нимфоманке» Ларса фон Триера. Пресса на фильм реагировала очень неоднозначно, но заядлому киноману, понятное дело, мимо такого проходить все равно нельзя.
«Сеть» (Ким Кидук; Республика Корея)
Двадцать второй фильм неутомимого Ким Ки Дука. Режиссер продолжает исследовать природу человека, на этот раз добавляя в сюжет немного политики. Рыбака течением уносит из Северной Кореи на юг. Южнокорейские спецслужбы инициируют расследование, подозревая в незваном госте шпиона. Когда же опасения не подтверждаются, его отправляют домой, где уже поджидает родное северокорейское КГБ. Ранее фильм показывали на кинофестивале в Торонто. Добавим, что этот год на ММКФ вообще богат на корейское кино. Организаторы сделали две специальных программы кинематографа Южной Кореи и фильмов КНДР, абсолютнейшей экзотики. Фильм Ким Ки Дука при желании можно считать чем-то вроде мостика между двумя программами.
Программа «Эйфория окраины»
Фильм-победитель Берлинского кинофестиваля этого года. В центре сюжета — довольно странная история любви двух работников скотобойни. Поводом к сближению героев становится общий сон, в котором они видят друг друга оленями. Критики отмечают особый поэтизм и медитативность ленты, а также называют ее «ироничным лекарством от одиночества в жутком мире».
«По ту сторону надежды» (Аки Каурисмяки; Финляндия)
И снова картина из основного конкурса Берлинале. Именно ей многие прочили «Золотого медведя», но примечательна она и без этого. Фильм — очередная почти бессловесная история о трогательных маргиналах и неудачниках, снятая Аки Каурисмяки, ведущим режиссером Финляндии и самым специфическим комедиографом в истории кино. Продолжая свою «портовую трилогию», которую несколько лет назад начал «Гавр», автор обращается к теме сирийских беженцев. Восток сталкивается с Западом в лице суровых снаружи, но добрых внутри финнов. Все это, как всегда у Каурисмяки, смешно и грустно.
Программа «Русский след»
Эта голливудская картина интересна по нескольким причинам. Во-первых, она следует подзабытому тренду на стилизацию под немое кино. Впрочем, запоздание объясняется другим любопытным обстоятельством — фильм находился в производстве аж с 2005 года. Инициатором картины выступил наш соотечественник, актер и режиссер Влад Козлов. И, наконец, в пестром актерском составе можно отыскать неожиданные имена: Изабелла Росселлини, Франко Неро, мама Миллы Йовович Галина Логинова и сын Оззи Осборна Джек Осборн. В центре сюжета — трагическая судьба иконы эпохи немого кино и первого секс-символа Голливуда Рудольфа Валентино. Его богатая событиями жизнь и преждевременная гибель до сих пор оставляют немало загадок, которые приоткроет эта картина.
Программа «Мастера»
Последняя работа Аббаса Киаростами, иранского классика, ушедшего прошлым летом. Фильм оказался смелым экспериментом. Режиссер взял 23 собственные фотографии разных лет и картину Питера Брейгеля и добавил к каждой из них по сюжету на несколько минут, пытаясь представить, как развивалось действие за рамками статичного запечатленного момента. Кажется, самое достойное прощание для одного из самых больших поэтов в истории кино.
«Долгая прогулка Билли Линна в перерыве футбольного матча» (Энг Ли; США-Великобритания-Китай)
Многострадальный проект Энга Ли, с треском провалившийся в прокате и встретивший холодный прием критиков, но все равно заслуживающий внимания. Дело в том, что «Долгая прогулка…» — это первый фильм в истории, снятый в формате Ultra HD со скоростью 120 кадров в секунду. Такое решение повлекло за собой целый ряд производственных трудностей (например, актеры не могли использовать грим, поскольку со столь высокой частотой кадров он очевиден), так что Ли, в общем-то, не сильно преувеличивает, говоря, что своей картиной «запустил новый медиум». Что касается сюжета, то лента повествует о молодом американском солдате, который, поучаствовав в бою в Ираке, попадает в объективы журналистов. Из парня начинают лепить национального героя, тогда как он тяготится синдромом пост-комбатанта.
Программа «Ателье»
Фильм, необходимый к просмотру любому кинематографисту, особенно из операторского цеха, тем более что документальные картины об операторах — явление довольно редкое. Герой этой ленты — великий Карло Ди Пальма, человек, ответственный за визуальное решение фильмов Микеланджело Антониони, Бернардо Бертолуччи, Этторе Сколы и Вуди Аллена. Среди режиссеров, рассказывающих о Ди Пальме, на экране можно будет увидеть Вима Вендерса, Кена Лоуча и Никиту Михалкова.
«Free to rock» (Джим Браун; США)
А эта картина будет любопытна всем, интересующимся рок-музыкой. Авторы на протяжении десяти лет исследовали «мягкую силу» рок-н-ролла против «железного занавеса». С середины 1950-х до начала 1990-х годов западная музыка постепенно разъедала советскую пропаганду и в итоге серьезно поспособствовала крушению социалистического блока. Собирая материал, авторы картины обращались к Михаилу Горбачеву, бывшим сотрудникам КГБ, архивам США и России, а также исследовали творчество великих рок-музыкантов — от The Beatles до Metallica.
Специальные показы
И еще один фильм-эксперимент. Авторы решили рассказать о драматичной судьбе Винсента Ван Гога необычным способом. Весь фильм написан маслом в вангоговской стилистике. Для этого потребовалось три года труда ста пятнадцати художников и живописцев, вручную создавших 65 тысяч кадров. Титанический труд, который, надеемся, привел к созданию картины, достойной великого художника.
Фильм закрытия
Закрывается фестиваль новой работой Софии Копполы. Она сделала ремейк «Обманутого» с Клинтом Иствудом (https://tvkinoradio.ru/article/article2239-master-klint-istvud), превратив вестерн в нечто вроде любовного триллера. Действие ленты разворачивается в годы Гражданской войны в США в закрытом пансионе для девушек, куда случай заносит раненого янки. Поначалу он ставит все заведение на грань «рокового искушения», однако вскоре из объекта желания превращается в жертву. В картине, конечно же, впечатляет фантастический актерский состав: Кирстен Данст, Николь Кидман, Эль Фаннинг и «пойманный» ими Колин Фаррел.
39-й ММКФ пройдет с 22 по 29 июня.