15 зарубежных фильмов 39-го Московского кинофестиваля: индийский экшн, немое кино, эксперименты и Ван Гог

Фильм открытия

«Бахубали. Завершение» (С.С. Раджамоули; Индия)

Кадр из фильма «Бахубали. Завершение»

Московский кинофестиваль славится странным выбором фильмов открытия. Это были то третьи «Трансформеры», то невразумительные «КЕ-ДЫ» Сергея Соловьева. Но в этот раз по степени странности фестиваль превзошел себя и… только выиграл от этого. Фильм открытия действительно способен вызвать ажиотаж самого широкого зрителя, будучи при этом редкой экзотикой. Речь идет о второй части жирного квази-исторического блокбастера-дилогии из Индии «Бахубали». Фильм рассказывает о принце, воспитанном простыми людьми и пытающемся вернуть власть. Батальный отрывок из первой картины недавно гулял по соцсетям, и если вы его видели, то знаете, что по масштабу постановки это нечто совершенно безумное — Мэлу Гибсону, Заку Снайдеру и Майклу Бэю остается только завидовать. Невероятной силы мужчины, боевые слоны, специфическая индийская графика, сжигающие страсти и абсурдные сюжетные повороты — не каждый день увидишь на экране россыпь такого великолепного китча. Правда, насчет танцев мы не уверены, но надеемся, что и тут индусы не подведут.
 

Основной конкурс

«Симфония для Аны» (Эрнесто Ардито, Вирна Молина; Аргентина)

Кадр из фильма «Симфония для Аны»

Еще одна известная особенность Московского кинофестиваля — основной конкурс, состоящий из картин, мало что говорящих даже подкованным киноманам. Не гарантируем, что две ленты, которые мы выбрали, окажутся шедеврами, но как минимум сюжеты у них многообещающие. Аргентинская «Симфония для Аны» — актуальное для России в свете недавних событий кино. Действие разворачивается накануне военного переворота 1976 года. Пятнадцатилетняя главная героиня влюбляется в парня из семьи с чуждыми политическими взглядами. Так без воли подростков в их жизнь проникает политика, заставляя принимать судьбоносные решения.

«Хохлатый ибис» (Лян Цяо; Китай)

Кадр из фильма «Хохлатый ибис»
Тоже картина, сюжетную коллизию которой без труда может перенести на себя любой россиянин. Пекинский репортер отправляется в родной город, чтобы написать о появлении в нем редчайшей птицы. Редкой она стала благодаря стремительным темпам индустриального развития Китая и сопутствующей экологической катастрофе. Герой открывает для себя страну во всей красоте и ужасе. Перед ним встает вопрос: как относиться к происходящему с его родиной.
 

Программа «8 ½ фильмов»

«Детство Жанны д’Арк» (Брюно Дюмон; Франция)

Кадр из фильма «Детство Жанны д’Арк»
Француз Брюно Дюмон долгое время снимал мрачные трансцендентальные драмы, но сейчас переживает любопытнейшую трансформацию, выпуская вот уже третий абсурдистский жанровый эксперимент. Сериал «Малыш Кенкен» и прошлогодний фильм «В тихом омуте» были фантазиями на тему черной комедии. Новое «Детство Жанны д’Арк» — это мюзикл. В песенно-плясовой форме Дюмон рассказывает о ранних годах национальной героини Франции. Фильм демонстрировали на последнем Каннском кинофестивале, где критики сошлись во мнении, что зрелище это причудливое, но интересное и трогательное.

«Молодой Годар» (Мишель Хазанавичус; Франция)

Кадр из фильма «Молодой Годар»
Еще один фильм с недавних Канн, причем из основного конкурса. Режиссер «Артиста» Мишель Хазанавичус обратился к биографии классика французской «новой волны» Жан-Люка Годара. Автор взял один из самых острых эпизодов его жизни — период съемок культовой «Китаянки». Тут и увлечение маоизмом, и роман с Анн Вяземски, и переосмысление идей «новой волны», и протестные события мая 1968 года. Роль Годара исполнил вездесущий Луи Гаррель, а Вяземски — Стэйси Мартин, памятная многим по «Нимфоманке» Ларса фон Триера. Пресса на фильм реагировала очень неоднозначно, но заядлому киноману, понятное дело, мимо такого проходить все равно нельзя.

«Сеть» (Ким Кидук; Республика Корея)

Кадр из фильма «Сеть»
Двадцать второй фильм неутомимого Ким Ки Дука. Режиссер продолжает исследовать природу человека, на этот раз добавляя в сюжет немного политики. Рыбака течением уносит из Северной Кореи на юг. Южнокорейские спецслужбы инициируют расследование, подозревая в незваном госте шпиона. Когда же опасения не подтверждаются, его отправляют домой, где уже поджидает родное северокорейское КГБ. Ранее фильм показывали на кинофестивале в Торонто. Добавим, что этот год на ММКФ вообще богат на корейское кино. Организаторы сделали две специальных программы кинематографа Южной Кореи и фильмов КНДР, абсолютнейшей экзотики. Фильм Ким Ки Дука при желании можно считать чем-то вроде мостика между двумя программами.
 

Программа «Эйфория окраины»

«О теле и душе» (Ильдико Эньеди; Венгрия)

Кадр из фильма «О теле и душе»
Фильм-победитель Берлинского кинофестиваля этого года. В центре сюжета — довольно странная история любви двух работников скотобойни. Поводом к сближению героев становится общий сон, в котором они видят друг друга оленями. Критики отмечают особый поэтизм и медитативность ленты, а также называют ее «ироничным лекарством от одиночества в жутком мире».

«По ту сторону надежды» (Аки Каурисмяки; Финляндия)

Кадр из фильма «По ту сторону надежды»
И снова картина из основного конкурса Берлинале. Именно ей многие прочили «Золотого медведя», но примечательна она и без этого. Фильм — очередная почти бессловесная история о трогательных маргиналах и неудачниках, снятая Аки Каурисмяки, ведущим режиссером Финляндии и самым специфическим комедиографом в истории кино. Продолжая свою «портовую трилогию», которую несколько лет назад начал «Гавр», автор обращается к теме сирийских беженцев. Восток сталкивается с Западом в лице суровых снаружи, но добрых внутри финнов. Все это, как всегда у Каурисмяки, смешно и грустно.
 

Программа «Русский след»

«Смерть шейха» (Влад Козлов; США)

Кадр из фильма «Смерть шейха»
Эта голливудская картина интересна по нескольким причинам. Во-первых, она следует подзабытому тренду на стилизацию под немое кино. Впрочем, запоздание объясняется другим любопытным обстоятельством — фильм находился в производстве аж с 2005 года. Инициатором картины выступил наш соотечественник, актер и режиссер Влад Козлов. И, наконец, в пестром актерском составе можно отыскать неожиданные имена: Изабелла Росселлини, Франко Неро, мама Миллы Йовович Галина Логинова и сын Оззи Осборна Джек Осборн. В центре сюжета — трагическая судьба иконы эпохи немого кино и первого секс-символа Голливуда Рудольфа Валентино. Его богатая событиями жизнь и преждевременная гибель до сих пор оставляют немало загадок, которые приоткроет эта картина.
 

Программа «Мастера»

«24 кадра» (Аббас Киаростами; Франция)

Кадр из фильма «24 кадра»
Последняя работа Аббаса Киаростами, иранского классика, ушедшего прошлым летом. Фильм оказался смелым экспериментом. Режиссер взял 23 собственные фотографии разных лет и картину Питера Брейгеля и добавил к каждой из них по сюжету на несколько минут, пытаясь представить, как развивалось действие за рамками статичного запечатленного момента. Кажется, самое достойное прощание для одного из самых больших поэтов в истории кино.

«Долгая прогулка Билли Линна в перерыве футбольного матча» (Энг Ли; США-Великобритания-Китай)

Кадр из фильма «Долгая прогулка Билли Линна в перерыве футбольного матча»
Многострадальный проект Энга Ли, с треском провалившийся в прокате и встретивший холодный прием критиков, но все равно заслуживающий внимания. Дело в том, что «Долгая прогулка…» — это первый фильм в истории, снятый в формате Ultra HD со скоростью 120 кадров в секунду. Такое решение повлекло за собой целый ряд производственных трудностей (например, актеры не могли использовать грим, поскольку со столь высокой частотой кадров он очевиден), так что Ли, в общем-то, не сильно преувеличивает, говоря, что своей картиной «запустил новый медиум». Что касается сюжета, то лента повествует о молодом американском солдате, который, поучаствовав в бою в Ираке, попадает в объективы журналистов. Из парня начинают лепить национального героя, тогда как он тяготится синдромом пост-комбатанта.
 

Программа «Ателье»

«Вода и сахар: Карло Ди Пальма, все оттенки жизни» (Фариборз Камкари; Италия)

Кадр из фильма «Вода и сахар»
Фильм, необходимый к просмотру любому кинематографисту, особенно из операторского цеха, тем более что документальные картины об операторах — явление довольно редкое. Герой этой ленты — великий Карло Ди Пальма, человек, ответственный за визуальное решение фильмов Микеланджело Антониони, Бернардо Бертолуччи, Этторе Сколы и Вуди Аллена. Среди режиссеров, рассказывающих о Ди Пальме, на экране можно будет увидеть Вима Вендерса, Кена Лоуча и Никиту Михалкова.

«Free to rock» (Джим Браун; США)

Кадр из фильма "Free to rock"
А эта картина будет любопытна всем, интересующимся рок-музыкой. Авторы на протяжении десяти лет исследовали «мягкую силу» рок-н-ролла против «железного занавеса». С середины 1950-х до начала 1990-х годов западная музыка постепенно разъедала советскую пропаганду и в итоге серьезно поспособствовала крушению социалистического блока. Собирая материал, авторы картины обращались к Михаилу Горбачеву, бывшим сотрудникам КГБ, архивам США и России, а также исследовали творчество великих рок-музыкантов — от The Beatles до Metallica.

Специальные показы

«Ван Гог. С любовью, Винсент» (Дорота Кобеля, Хью Велчман; Великобритания-Польша)

Кадр из фильма «Ван Гог. С любовью, Винсент»
И еще один фильм-эксперимент. Авторы решили рассказать о драматичной судьбе Винсента Ван Гога необычным способом. Весь фильм написан маслом в вангоговской стилистике. Для этого потребовалось три года труда ста пятнадцати художников и живописцев, вручную создавших 65 тысяч кадров. Титанический труд, который, надеемся, привел к созданию картины, достойной великого художника.
 

Фильм закрытия

«Роковое искушение» (София Коппола; США)

кадр из фильма «Роковое искушение»
Закрывается фестиваль новой работой Софии Копполы. Она сделала ремейк «Обманутого» с Клинтом Иствудом (https://tvkinoradio.ru/article/article2239-master-klint-istvud), превратив вестерн в нечто вроде любовного триллера. Действие ленты разворачивается в годы Гражданской войны в США в закрытом пансионе для девушек, куда случай заносит раненого янки. Поначалу он ставит все заведение на грань «рокового искушения», однако вскоре из объекта желания превращается в жертву. В картине, конечно же, впечатляет фантастический актерский состав: Кирстен Данст, Николь Кидман, Эль Фаннинг и «пойманный» ими Колин Фаррел.

39-й ММКФ пройдет с 22 по 29 июня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *