Тамара Лобова
Фильмы: «Минин и Пожарский» (1939), «Суворов» (1940), «Адмирал Нахимов» (1946)
Супруга великого Анатолия Головни, в соавторстве с ним снявшая несколько поздних картин Всеволода Пудовкина. На протяжении десятилетий преподавала во ВГИКе, воспитав, например, Сергея Медынского, Федора Добронравова, Маргариту Пилихину, Юрия Клименко, Александра Носовского. Малоизвестный факт: в качестве ассистента оператора Лобова принимала участие в создании уничтоженного «Бежина луга» Сергея Эйзенштейна.
Эра Савельева
Фильмы: «Человек №217» (1944), «Баллада о солдате» (1959), «Воскресенье» (1960)
Ученица и соавтор Бориса Волчека, технические разработки которой и стиль, сплавивший экспрессию, лирику и документализм, во многом повлияли на лицо советского кино 50-60-х годов. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить «Балладу о солдате» (между прочим, участвовавшую в основном конкурсе Каннского кинофестиваля) или каноническую экранизацию «Воскресенья» Льва Толстого – яркие визуальные решения и там, и там впечатляют и сегодня.
Маргарита Пилихина
Фильмы: «Мне двадцать лет» («Застава Ильича») (1964), «Дневные звезды» (1966), «Чайковский» (1969)
Глазами Маргариты Пилихиной мы, можно сказать, запомнили эпоху оттепели. Ее авторству принадлежит лента Марлена Хуциева «Мне двадцать лет», ставшая манифестом эпохи. Без вставки ее поэтичных документальных кадров из этой картины сегодня не обходится, пожалуй, ни одна передача о советской Москве. Также в фильмографии Пилихиной авангардная по меркам того времени военная драма «Дневные звезды» и живописный байопик «Чайковский»,
удостоившийся номинации премии «Оскар». Кстати, прообразом героини Яны Сексте в «Оттепели» Валерия Тодоровского отчасти стала именно Пилихина.
Марина Голдовская
Фильмы: «Мне девяносто лет, еще легка походка…» (1989), «Горький вкус свободы» (2011)
Один из главных отечественных режиссеров-документалистов последнего полувека, одновременно являющаяся оператором всех своих картин. Занимается преподаванием в самых разных областях, и ей же заодно принадлежит ряд публикаций, в том числе сборник «
Десять операторских биографий», без преувеличения обязательный к прочтению.
Мариза Альберти
Фильмы: «Бархатная золотая жила» (1998), «Счастье» (1998), «Рестлер» (2008)
За 30 лет работы в кино Мариза Альберти утвердила себя в качестве мастера документалистики и одного из любимых операторов американских независимых режиссеров. На фестивале «Сандэнс» она дважды была награждена призом за лучшую операторскую работу в документальном фильме, а среди режиссеров, с которыми она сотрудничала, были такие звезды инди-кино, как Алекс Гибни, Ричард Линклейтер, Тодд Солондз и Даррен Аронофски.
Каролин Шампетье
Фильмы: «Увы, мне…» (1993), «Люди и боги» (2010), «Корпорация “Святые моторы”» (2012)
В фильмографии Каролин Шампетье около ста работ, снятых с ключевыми режиссерами французского кино последних пятидесяти лет: от Жака Риветта и Жан-Люка Годара до Филиппа Гарреля и Леоса Каракса. За ленту Ксавье Бовуа «Люди и боги» Шампетье получила награду премии «Сезар».
Лиза Ринцлер
Фильмы: «Истина в вине» (1996), «Поллок» (2000), «Торговец сном» (2008)
Одна из наиболее самобытных женщин-операторов в американском кино, чья фильмография хорошо характеризуется экстравагантным режиссерским дебютом Стива Бушеми, байопиком о Джексоне Поллоке и причудливой антиутопией «Торговец сном».
Эллен Кёрас
Фильмы: «Я стреляла в Энди Уорхола» (1995), «Кокаин» (2001), «Вечное сияние чистого разума» (2004)
В США вокруг имени Эллен Кёрас уже едва ли не сложился культ. Еще бы – мало кто из представительниц прекрасного пола добился такого признания в кинематографическом сообществе. Кёрас трижды была удостоена награды за лучшую операторскую работу на фестивале «Сандэнс», а также номинировалась на «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм» за «Предательство». Среди ее работ ленты Мартина Скорсезе, Спайка Ли, Сэма Мендеса и снискавшие широкую популярность эксперименты «Кокаин», «Кофе и сигареты» и «Вечное сияние чистого разума».
Эми Винсент
Фильмы: «Пристанище Евы» (1997), «Суета и движение» (2005), «Свободные» (2011)
Еще одна обладательница награды «Сандэнса» за лучшую операторскую работу. Но что еще внушительней – сам Роджер Эберт сравнил экспрессивную, но внимательную к деталям манеру Винсент с работами Свена Нюквиста.
Мэнди Уокер
Фильмы: «Австралия» (2008), «Красная Шапочка» (2011), «Тропы» (2013)
Одного из самых известных операторов Австралии Мэнди Уокер отличает умение привносить элемент сказки в действительность и сочетать изысканность и натурализм. Своеобразие ее стиля особенно ярко проявилось в сотрудничестве с эстетствующим романтиком Базом Лурманом в «Австралии» и рекламе
Chanel №5.
Мария Соловьева
Фильмы: «Пушкин: Последняя дуэль» (2006), «Глянец» (2007), «Солдаты удачи» (2012)
Мария Соловьева – оператор, работающий в очень широком жанровом и тематическом диапазоне: от историко-биографических реконструкций Натальи Бондарчук до боевиков. Она же один из немногих отечественных операторов, кому довелось поработать над голливудским проектом (пусть и провальным) – приключенческим экшном «Солдаты удачи». Один из ожидаемых проектов Соловьевой – сказка Натальи Бондарчук «Тайна Снежной Королевы» – полностью снят в 3D.
Наташа Брайер
Фильмы: «Молоко скорби» (2009), «Китайская головоломка» (2013), «Ровер» (2014)
Уроженка Аргентины Наташа Брайер всего за десять лет в кино успела поработать над проектами из самых разных стран, в том числе Австралии, Франции, Испании, Великобритании и Перу. Снятая ею поэтическая драма «Молоко скорби» получила «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля и номинировалась на «Оскар». А после недавнего пост-апокалиптического роуд-муви «Ровер» за ней закрепилось прозвище «живописца экрана».
Рид Морано
Фильмы: «Замерзшая река» (2008), «А вот и она» (2013), «Убей своих любимых» (2014)
На сегодняшний день Рид Морано считается одной из самых востребованных женщин-операторов в независимом кино США. Признание ей принесла работа над атмосферной криминальной драмой «Замерзшая река», получившей награду «Сандэнса» и несколько номинации «Оскара».
Рэйчелл Моррисон
Фильмы: «Звук моего голоса» (2011), «Станция “Фрутвейл”» (2013), «Торт» (2014)
Еще одна звезда современного независимого кино и любимица «Сандэнса». Не в последнюю очередь благодаря ее документальной манере съемки социальная драма «Станция “Фрутвейл”» стала одним из главных фильмов 2013 года. Снятые ею картины «Торт» (с Дженнифер Энистон в неожиданно драматичном образе) и «Наркота» входят во многие списки самых ожидаемых фильмов 2015 года.
Отем Дюральд
Главные роли: «Пало-Альто» (2013)
Подростковая драма внучки Фрэнсиса Форда Коппола Джии Копполы запоминается, прежде всего, визуальным рядом – наполненным воздухом и солнцем. Непринужденная, похожая на сон и очевидно вдохновленная Instagram’ом работа сделала Отем Дюральд одной из самых многообещающих молодых операторов независимого кино США.