Юлия Мишкинене, продюсер («Салют-7», «Брат Дэян», «Интимные места»)
В уходящем 2019 году было много разных событий, но самым революционным я могла бы назвать решение Министерства культуры в лице департамента кинематографии и конкретно его директора Ольги Любимовой оказывать миноритарную поддержку продюсерам, которые занимаются копродукцией.
Почему это важно? Потому что с этого года российские продюсеры могут официально подключаться к иностранным проектам, стать частью системы мировой копродукции. Этот шаг, безусловно, расширит сотрудничество России с другими странами в области кино и представительство нашей страны на ведущих международных фестивалях. Первые проекты уже получили поддержку в этом году, что определенно радует.
Тимур Бекмамбетов, режиссер, продюсер («Ночной дозор», «Особо опасен», «Елки», «Профайл», «Поиск»)
Мы выпустили «Поиск», который в Америке называется «Searching». В этом году его можно посмотреть на Ivi. Для меня это важнее, чем «Звездные войны-9» или «Мстители-100».
Это большая победа «Базелевса» и нашей идеи Screenlife. Таких фильмов в кино еще не было. Действие происходит на экране компьютера. Этот фильм уже посмотрело больше людей, чем какой-либо другой мой проект. Ну, за исключением, наверное, «Особо опасен». Это очень интересно и радостно.
И еще мы закончили конкурс во «Вконтакте» для наших молодых киношников, которые хотят снимать фильмы о жизни на экранах гаджетов. 127 человек прислали свои работы по 5-7 минут. Мы отобрали пятерых, с которыми будем работать дальше.
Карен Шахназаров, режиссер, продюсер («Белый тигр», «Город Зеро», «Курьер»), генеральный директор и председатель правления киноконцерна «Мосфильм»
Может быть, это прозвучит нескромно, но главным кинособытием этого года и даже ближайших лет я бы назвал грандиозную стройку на «Мосфильме». Такого строительства на нашей киностудии не велось с 1955-го года. На территории Киноконцерна построены и уже запущены в работу два новых объекта — «Дом костюма и реквизита» и 16-й киносъемочный павильон.
В ближайших планах — строительство нового уникального здания, которое объединит в себе киноконцертный комплекс и 17-й павильон. Это принципиальный проект, который перевернет нашу киноиндустрию.
Николай Ларионов, заместитель исполнительного директора фонда «Кинопрайм», продюсер («Т-34»)
Важные изменения происходят в кинопрокате. Большие проекты стали собирать еще больше — хиты Marvel и Disney, «Джокер», Тарантино прошли намного выше ожиданий рынка. Мало кто верил, что «Джокер» соберет миллиард, а он дошел до двух. Будучи при этом по сути драмой. Уклон в сторону успеха драматических картин был и в российском кино — «Текст» превзошел ожидания рынка в 2-3 раза.
Но дело, пожалуй, не в жанрах, а в событийности, которая вышла для зрителей на первый план после качества. Если кино обсуждают — у него есть шансы. Все остальное тонет в усилившемся инфопотоке. Полнометражным фильмам все сложнее выдерживать конкуренцию с сериалами и YouTube.
На мой взгляд, невозможно разделять мировую и российскую киноиндустрию. Особенно в этом году. Два проекта — сериал «Чернобыль» и фильм «Джокер» навели такого шороху, что русские медведи в лесах слышали стоны моих коллег. Да и мои тоже. Копья ломались, слюни плескались.
Но я все-таки надеюсь, что тот запредельный уровень драматургии, который нам предоставили авторы выше обозначенных проектов, дадут повод не только для ругани, но и заставят нас больше уделять времени именно истории и сценариям.
Евгений Никишов, генеральный продюсер телеканала ТВ-3, кинопродюсер («Аванпост», «Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел — 2», «Мертвое озеро», «Эпидемия»)
К сожалению, тренд 2019 года для России был не очень позитивный. Гораздо меньше зрителей пришло на российские фильмы, чем в прошлом. Мы очень рассчитывали на другие цифры. Я имею в виду прокат «Аванпоста» и фильмы наших коллег, но этого не произошло. Возможно, это связано с качеством картин или с экономикой страны. Много факторов могли повлиять на этот результат, я пока не знаю точно, что из них сработало.
Олег Канапец, продюсер, актер, сценарист, режиссер («Лев Яшин»)
В указанном году киноиндустрия в очередной раз продемонстрировала хромоту — унизительное преклонение перед голливудским кино. Это демонстрируют как чиновники из профильных ведомств, так и владельцы кинотеатральных сетей.
Тенденция тревожная, российские производители кино начинают подстраиваться под запрос, старательно копируют прожитые сюжеты и избитые драматургические ходы Голливуда. Это все вторично, незачем подбирать жвачку, которую уже выплюнули.
Главная проблема, что кинотеатральные сети демонстрируют полную зависимость от голливудских студий. Им даются лучшие условия выхода в прокат: от количества и качества сеансов до длительности сроков нахождения.
Бесконечные дискуссии по поводу защиты собственной киноиндустрии надо прекращать. Необходимо вводить 20% налог со всех сборов от западных картин, который будет оставаться в российском кинематографе. Он может пойти, например, на дальнейшее развитие киносетей в регионах или на производство нашего кино. Необходимо обеспечить долю отечественных фильмов в прокате не менее 50%. И вот тогда кинотеатры будут лишний раз задумываться, какое кино важнее держать в прокате.
Алексей Попогребский, кинорежиссер, сценарист, куратор программы «Режиссура» Московской школы кино
Главное событие года — бурное развитие стриминговых сервисов, пусть пока и раздробленных. На них выходит самый острый и оригинальный контент. Приход цензуры — как в случае с пятой серией «Эпидемии» — пусть и печальное, но свидетельство растущей важности этого сектора.
Михаил Идов, сценарист и режиссер («Юморист», «Лето» и сериал «Лондонград. Знай наших»)
Главное, что произошло с кино в этом году, легко понять по разнице реакций на первый («Истории семьи Майровиц» (2017)) и второй («Брачная история» (2019)) фильмы Ноа Баумбаха для Netflix. В первом случае — вежливые кивки ценителей, во втором — бешеный ажиотаж и разговоры об «Оскаре». Дело не в Адаме и Скарлетт (в «Брачной истории» играют Адам Драйвер и Скарлетт Йоханссон, — прим. tvkinoradio.ru).
В 2017 году стриминг еще выглядел как место, куда кинорежиссеры шли халтурить. В качестве примера — чудовищный сериал Вуди Аллена на Amazon. Либо ставить проект мечты, от которого все отказались, как правило, не зря — чего стоит «Немой» Дункана Джонса. Но где-то к выходу блестящей «Аннигиляции» (2017) Алекса Гарленда все начало меняться. Опробованный на ней новый формат показов — две-четыре недели точечного проката в избранных кинотеатрах и сразу же премьера в сети — многих взбесил, но оказался идеальным мостиком между мирами.
Платформы не перебороли кинопрокат, а взяли и стали его органичной частью, причем ответственной за почти утерянный в пользу сериалов сегмент взрослой драмы. В этом свете совершенно разумно и символично выглядит покупка тем же Netflix исторических кинотеатров в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. И моя любимая шутка в твиттере на этой неделе: «Ребята, а я пойму „Брачную историю“, если я еще не посмотрел „Ирландца“?»
Тихон Корнев, режиссер, сценарист, актер (сериал «Гоголь» и фильм «Экипаж»)
Главное событие года для меня — это появление онлайн-платформ. Непередаваемые ощущения: будто всю жизнь промаршировал в кирзе на два размера меньше и вдруг переобулся в мягонькие, дорогущие, идеально сидящие кедики. Заказчик не пытается выжать из истории 800+ серий, чтобы забить сетку вещания.
Ладно, пытается. Но в разы слабее. Хронометраж серии диктуется драматургией, с разбросом от половины до полутора часов. Нет «прайм-тайма», потребитель имеет «бесконечную книжную полку», и у любого продукта есть шанс найти своего зрителя. Появился смысл работать на узкие сегменты аудитории.
Информация о количестве просмотров в разы прозрачнее данных «гэллапа». Можно узнать сколько зрителей бросили смотреть сериал и на каком моменте — мягко говоря, небезынтересная для продюсера информация. Наконец, никто не равняется на домохозяек 45+, главных покупателей стирального порошка, с которого кормится все телевидение.
И пока наши законотворцы, за наши деньги, закономерно не прикрыли эту вольницу, можно поднимать темы насилия, наркотиков, промискуитета и даже прав человека.
Владимир Фенченко, режиссер-документалист («Охрана хищных птиц», «Игры женщин» и «Танцы в петле»), преподаватель ВГИКа, ВКСР и Академии Михалкова
Главные кинособытия этого года — зарубежные картины, которые меня возмутили больше всего. Первая — «Однажды… в Голливуде» Квентина Тарантино. В этом фильме режиссер трансформирует мощнейшую американскую трагедию с убийством беременной женщины, которая произошла в 1969-м году, в детскую сказку. Тем самым он меняет ход истории. Но нельзя уйти от документа: что было, то было.
Скоро, наверное, будут ставить памятники и американским героям, освобождавшим Прагу. Для меня это вещи одного порядка: с документальными фактами так поступать нельзя. В этом и есть суть постмодернизма, когда берутся совершенно конкретные события или личности и авторы измываются над ними. Я такое принять не могу, для меня документальное свидетельство — принципиально.
Второй фильм — это «Быть Харви Вайнштейном» Урсулы Макфарлейн, в котором «общественность» разоблачает известного продюсера. Всеобщая толерантность? Да идите вы н***р! Дамы обвиняют Вайнштейна в харассменте. Но зачем тогда они рядились и красились перед ним? Очевидно, чтобы его соблазнить. Ведь Вайнштейн насильно не приглашал женщин в свой номер, они приходили к нему сами. И это лицемерие западного общества — возмутительно.
Илья Демин, оператор-постановщик, президент Гильдии кинооператоров Союза кинематографистов России
Главное событие года — это фильм Вуди Аллена «Дождливый день в Нью-Йорке», который он снимал совместно с великим оператором Витторио Стораро. Это уже вторая их совместная работа.
«Дождливый день в Нью-Йорке» — это легкая, простая история, в которой рассказываются события одного дня. Они произошли между парнем и девушкой.
Много драматургии, эмоций и великолепное понимание кино великим Витторио Стораро! У него в команде есть отдельный гаффер, который работает, чтобы в фильме всегда было солнце.
Помните сцену, где герои едут по городу на машине под проливным дождем? По замыслу оператора, солнце в городе есть, несмотря на дождь, но из-за того, что машина прячется за дома, в кадре оно периодически исчезает. Когда автомобиль выезжает на перекресток — оно снова появляется в кадре и освещает локоны героини. Наверное обывателю чуждо мое наслаждение этим солнечным светом — но в нем столько поэзии! Я даже на секунду заплакал от умиления и легкости в этой простой картине, которую сняли великий режиссер и оператор.
Борис Машковцев, директор киностудии «Союзмультфильм»
Российской анимации на наших экранах становится все больше с каждым годом и 2019 — не исключение. «Союзмультфильм» в этом году выпустила свыше 500 минут анимационного контента, что на 100 минут больше, чем в прошлом.
Это очень значимый результат для компании, которая переживает новое рождение только 2,5 года! Cейчас мы уже завершаем первые сезоны наших сериалов «Простоквашино» и «Оранжевая корова», помимо этого в работе еще порядка шести многосерийных проектов и один полнометражный фильм. «Союзмультфильм» также продолжает выпускать и авторские короткометражные фестивальные картины.
Востребованность наших проектов на ТВ и в интернете показывает, что наш зритель очень соскучился по отечественным мультфильмам и спрос на них будет только расти.
Одно из самых значимых событий 2019 года в том, что министр культуры Владимир Мединский поругался с Фондом кино. Насколько я знаю, корни конфликта лежат в разных точках зрения на распределение бюджетных средств.
Я не знаю, кто прав, кто виноват, но для меня эта ситуация значима. Моя жизнь зависит от кино, и мне бы не хотелось, чтобы Министерство культуры и Фонд кино, они же мои основные работодатели, и дальше выясняли между собой отношения. Я надеюсь, что они в конечном счете найдут компромисс. Они просто обязаны это сделать для общего блага.
Дмитрий Якунин, исполнительный директор Молодежного центра Союза кинематографистов России
Министерство культуры, по традиции, активно поддерживает дебютантов — в этом году поддержано 13 кинопроектов, и еще ряд фильмов будут выведены из резерва в конце года. Для примера, еще четыре года назад Минкульт поддержал только три проекта в категории «Дебютное кино».
Для нас приятно, что развивается Всероссийский Питчинг дебютантов, который проводится в Москве, Санкт-Петербурге и регионах России. В этом году проведено 20 питчингов с общим призовым фондом 10 млн руб. В следующем году, благодаря Фонду Президентских грантов, пройдет 25 сценарных конкурсов с общим призовым фондом 12,5 млн руб.
Радует, что дебютанты завоевывают награды на престижных фестивалях — «Бык» Бориса Акопова на «Кинотавре» и Карловых Варах, «Смерть нам к лицу» Бориса Гуца на «Окно в Европу». Жанровые фильмы молодых кинематографистов востребованы в прокате. Стоит вспомнить «Давай разведемся» Анны Пармас, «Битву» Анара Аббасова, «Команду мечты» Филиппа Абрютина и Максима Зыкова.
Активно развиваются онлайн платформы, которые ищут новый контент, в том числе малобюджетные игровые, короткометражные и документальные фильмы. Это вызывает оптимизм и надежду на будущее.
Олег Богатов, сценарист, продюсер («Команда мечты»), руководитель сценарной школы «Лига Кино»
Главная сенсация, которая случилась в этом году — «утечка» информации, что «Яндекс» станет производителем собственных телесериалов и будет показывать их на платформе Кинопоиска.
Дальнейшее официальное подтверждение этой информации и недавние новости о покупке форматов BBC подтверждают опасения: конкурировать традиционным медиа с ИТ-монстром будет все сложнее. Новая конфигурация сил, с учетом появления МТС-Медиа, активизации на рынке производства контента Ivi, Okko и More.tv, представляет очень интересные возможности для молодых продакшнов, таких как «Лига Кино».
Дмитрий Котов, продюсер, сценарист (сериалы «Бездна», «Казус Кукоцкого»), ректор Высшей школы кино «Арка»
Самое значимое событие в киносреде в 2019 году, на мой взгляд, взрывной интерес ОТТ-платформ к производству собственного контента. Это дает шанс новым кадрам, выпускникам киношкол, предложить свои наработки и получить финансирование на их реализацию. Пусть даже это короткие веб-сериалы. Но это уже отличная возможность вхождения в индустрию и показа своих профессиональных возможностей.
А для нашей Высшей школы кино «Арка» самым значимым событием 2019 года стал выезд шести студентов мастерской Николая Лебедева на Каннский кинофестиваль. Их пригласил Роскино для участия в Русском павильоне. Также гран-при Саше Назарову за короткометражку «Подводник» на фестивале «Короче» и победа команды нашей школы с пилотом веб-сериала «Дать или не дать?» в конкурсе пилотов киношкол на Realist Web Fest.
Дарья Грацевич, сценарист, креативный продюсер («ТРИАДА»)
Самый интересный тренд этого года — это производство сериалов для платформ. В частности, «Содержанки», «Бывшие», второй сезон «Шторма». У каждого из них по-своему оригинальный жанр, смело, откровенно и по-новому раскрыта тема.
Петр Буслов, кинорежиссер, сценарист, продюсер («Домашний арест», «Бумер», «Высоцкий. Спасибо, что живой»)
Для меня главным событием 2019 года стало окончание работ над фильмом «БУМЕРанг» с Димой Нагиевым и Тимофеем Трибунцевым. Я занимался этим проектом весь год, и вот уже нашелся прокатчик — Sony. Я считаю это интересным союзом. Премьера назначена на 2 апреля, и у нас большие надежды на зрителей.
Еще мы ждали весь год «Лед 2» и «Вторжение». Я видел трейлеры и меня они очень заинтриговали. Так что я жду наступления нового года, когда эти фильмы выйдут в прокат.
Илья Куликов, сценарист, режиссер («Полицейский с Рублевки», «Аванпост», «Мылодрама»)
Я столько работаю, что для меня главным событием является конец 2019 года. Я настолько был погружен в свои проекты, что практически ничего другого не видел. И вот, под конец года выходит «Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел — 2» — это мое главное событие, которое не сравнится ни с какими сериалами. Большое кино подарит зрителям больше радости. Но я не забываю ни про «Мылодраму», ни про «Кота Кокоса».