20 российских кинематографистов об итогах 2019

Юлия Мишкинене, продюсер («Салют-7», «Брат Дэян», «Интимные места»)Юлия Мишкинене, продюсер («Салют-7», «Брат Дэян», «Интимные места»)

В уходящем 2019 году было много разных событий, но самым революционным я могла бы назвать решение Министерства культуры в лице департамента кинематографии и конкретно его директора Ольги Любимовой оказывать миноритарную поддержку продюсерам, которые занимаются копродукцией.

Почему это важно? Потому что с этого года российские продюсеры могут официально подключаться к иностранным проектам, стать частью системы мировой копродукции. Этот шаг, безусловно, расширит сотрудничество России с другими странами в области кино и представительство нашей страны на ведущих международных фестивалях. Первые проекты уже получили поддержку в этом году, что определенно радует.

 

Тимур Бекмамбетов, режиссер, продюсер («1968. Digital», «Поиск»)Тимур Бекмамбетов, режиссер, продюсер («Ночной дозор», «Особо опасен», «Елки», «Профайл», «Поиск»)

Мы выпустили «Поиск», который в Америке называется «Searching». В этом году его можно посмотреть на Ivi. Для меня это важнее, чем «Звездные войны-9» или «Мстители-100».

Это большая победа «Базелевса» и нашей идеи Screenlife. Таких фильмов в кино еще не было. Действие происходит на экране компьютера. Этот фильм уже посмотрело больше людей, чем какой-либо другой мой проект. Ну, за исключением, наверное, «Особо опасен». Это очень интересно и радостно.

И еще мы закончили конкурс во «Вконтакте» для наших молодых киношников, которые хотят снимать фильмы о жизни на экранах гаджетов. 127 человек прислали свои работы по 5-7 минут. Мы отобрали пятерых, с которыми будем работать дальше.

 

Карен Шахназаров, режиссер и продюсер («Белый тигр», «Город Зеро», «Курьер»), генеральный директор и председатель правления киноконцерна «Мосфильм»Карен Шахназаров, режиссер, продюсер («Белый тигр», «Город Зеро», «Курьер»), генеральный директор и председатель правления киноконцерна «Мосфильм»

Может быть, это прозвучит нескромно, но главным кинособытием этого года и даже ближайших лет я бы назвал грандиозную стройку на «Мосфильме». Такого строительства на нашей киностудии не велось с 1955-го года. На территории Киноконцерна построены и уже запущены в работу два новых объекта — «Дом костюма и реквизита» и 16-й киносъемочный павильон.

В ближайших планах — строительство нового уникального здания, которое объединит в себе киноконцертный комплекс и 17-й павильон. Это принципиальный проект, который перевернет нашу киноиндустрию.

 

Николай Ларионов, заместитель исполнительного директора фонда «Кинопрайм», продюсер («Т-34»)Николай Ларионов, заместитель исполнительного директора фонда «Кинопрайм», продюсер («Т-34»)

Важные изменения происходят в кинопрокате. Большие проекты стали собирать еще больше — хиты Marvel и Disney, «Джокер», Тарантино прошли намного выше ожиданий рынка. Мало кто верил, что «Джокер» соберет миллиард, а он дошел до двух. Будучи при этом по сути драмой. Уклон в сторону успеха драматических картин был и в российском кино — «Текст» превзошел ожидания рынка в 2-3 раза.

Но дело, пожалуй, не в жанрах, а в событийности, которая вышла для зрителей на первый план после качества. Если кино обсуждают — у него есть шансы. Все остальное тонет в усилившемся инфопотоке. Полнометражным фильмам все сложнее выдерживать конкуренцию с сериалами и YouTube.

 

На мой взгляд, невозможно разделять мировую и российскую киноиндустрию. Особенно в этом году. Два проекта — сериал «Чернобыль» и фильм «Джокер» навели такого шороху, что русские медведи в лесах слышали стоны моих коллег. Да и мои тоже. Копья ломались, слюни плескались.

Но я все-таки надеюсь, что тот запредельный уровень драматургии, который нам предоставили авторы выше обозначенных проектов, дадут повод не только для ругани, но и заставят нас больше уделять времени именно истории и сценариям.

 

Евгений Никишов, продюсер ( «Аванпост», «Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел 2», «Мертвое озеро», «Эпидемия»), генеральный продюсер телеканала «ТВ-3»Евгений Никишов, генеральный продюсер телеканала ТВ-3, кинопродюсер («Аванпост», «Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел — 2», «Мертвое озеро», «Эпидемия»)

К сожалению, тренд 2019 года для России был не очень позитивный. Гораздо меньше зрителей пришло на российские фильмы, чем в прошлом. Мы очень рассчитывали на другие цифры. Я имею в виду прокат «Аванпоста» и фильмы наших коллег, но этого не произошло. Возможно, это связано с качеством картин или с экономикой страны. Много факторов могли повлиять на этот результат, я пока не знаю точно, что из них сработало.

 

Олег Канапец, продюсер, актер, сценарист, режиссер («Лев Яшин»)Олег Канапец, продюсер, актер, сценарист, режиссер («Лев Яшин»)

В указанном году киноиндустрия в очередной раз продемонстрировала хромоту — унизительное преклонение перед голливудским кино. Это демонстрируют как чиновники из профильных ведомств, так и владельцы кинотеатральных сетей.

Тенденция тревожная, российские производители кино начинают подстраиваться под запрос, старательно копируют прожитые сюжеты и избитые драматургические ходы Голливуда. Это все вторично, незачем подбирать жвачку, которую уже выплюнули.

Главная проблема, что кинотеатральные сети демонстрируют полную зависимость от голливудских студий. Им даются лучшие условия выхода в прокат: от количества и качества сеансов до длительности сроков нахождения.

Бесконечные дискуссии по поводу защиты собственной киноиндустрии надо прекращать. Необходимо вводить 20% налог со всех сборов от западных картин, который будет оставаться в российском кинематографе. Он может пойти, например, на дальнейшее развитие киносетей в регионах или на производство нашего кино. Необходимо обеспечить долю отечественных фильмов в прокате не менее 50%. И вот тогда кинотеатры будут лишний раз задумываться, какое кино важнее держать в прокате.

 

Алексей Попогребский, кинорежиссер, сценарист, куратор программы «Режиссура» Московской школы киноАлексей Попогребский, кинорежиссер, сценарист, куратор программы «Режиссура» Московской школы кино

Главное событие года — бурное развитие стриминговых сервисов, пусть пока и раздробленных. На них выходит самый острый и оригинальный контент. Приход цензуры — как в случае с пятой серией «Эпидемии» — пусть и печальное, но свидетельство растущей важности этого сектора.

 

Михаил Идов, сценарист и режиссер («Юморист», «Лето» и сериал «Лондонград. Знай наших»)Михаил Идов, сценарист и режиссер («Юморист», «Лето» и сериал «Лондонград. Знай наших»)

Главное, что произошло с кино в этом году, легко понять по разнице реакций на первый («Истории семьи Майровиц» (2017)) и второй («Брачная история» (2019)) фильмы Ноа Баумбаха для Netflix. В первом случае — вежливые кивки ценителей, во втором — бешеный ажиотаж и разговоры об «Оскаре». Дело не в Адаме и Скарлетт (в «Брачной истории» играют Адам Драйвер и Скарлетт Йоханссон, — прим. tvkinoradio.ru).

В 2017 году стриминг еще выглядел как место, куда кинорежиссеры шли халтурить. В качестве примера — чудовищный сериал Вуди Аллена на Amazon. Либо ставить проект мечты, от которого все отказались, как правило, не зря — чего стоит «Немой» Дункана Джонса. Но где-то к выходу блестящей «Аннигиляции» (2017) Алекса Гарленда все начало меняться. Опробованный на ней новый формат показов — две-четыре недели точечного проката в избранных кинотеатрах и сразу же премьера в сети — многих взбесил, но оказался идеальным мостиком между мирами.

Платформы не перебороли кинопрокат, а взяли и стали его органичной частью, причем ответственной за почти утерянный в пользу сериалов сегмент взрослой драмы. В этом свете совершенно разумно и символично выглядит покупка тем же Netflix исторических кинотеатров в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. И моя любимая шутка в твиттере на этой неделе: «Ребята, а я пойму „Брачную историю“, если я еще не посмотрел „Ирландца“?»

 

Тихон Корнев, режиссер, сценарист, актер (сериал «Гоголь» и фильм «Экипаж»)Тихон Корнев, режиссер, сценарист, актер (сериал «Гоголь» и фильм «Экипаж»)

Главное событие года для меня — это появление онлайн-платформ. Непередаваемые ощущения: будто всю жизнь промаршировал в кирзе на два размера меньше и вдруг переобулся в мягонькие, дорогущие, идеально сидящие кедики. Заказчик не пытается выжать из истории 800+ серий, чтобы забить сетку вещания.

Ладно, пытается. Но в разы слабее. Хронометраж серии диктуется драматургией, с разбросом от половины до полутора часов. Нет «прайм-тайма», потребитель имеет «бесконечную книжную полку», и у любого продукта есть шанс найти своего зрителя. Появился смысл работать на узкие сегменты аудитории.

Информация о количестве просмотров в разы прозрачнее данных «гэллапа». Можно узнать сколько зрителей бросили смотреть сериал и на каком моменте — мягко говоря, небезынтересная для продюсера информация. Наконец, никто не равняется на домохозяек 45+, главных покупателей стирального порошка, с которого кормится все телевидение.

И пока наши законотворцы, за наши деньги, закономерно не прикрыли эту вольницу, можно поднимать темы насилия, наркотиков, промискуитета и даже прав человека.

 

Владимир Фенченко, режиссер-документалист («Охрана хищных птиц», «Игры женщин» и «Танцы в петле»), преподаватель ВГИКа, ВКСР и Академии МихалковаВладимир Фенченко, режиссер-документалист («Охрана хищных птиц», «Игры женщин» и «Танцы в петле»), преподаватель ВГИКа, ВКСР и Академии Михалкова

Главные кинособытия этого года — зарубежные картины, которые меня возмутили больше всего. Первая — «Однажды… в Голливуде» Квентина Тарантино. В этом фильме режиссер трансформирует мощнейшую американскую трагедию с убийством беременной женщины, которая произошла в 1969-м году, в детскую сказку. Тем самым он меняет ход истории. Но нельзя уйти от документа: что было, то было.

Скоро, наверное, будут ставить памятники и американским героям, освобождавшим Прагу. Для меня это вещи одного порядка: с документальными фактами так поступать нельзя. В этом и есть суть постмодернизма, когда берутся совершенно конкретные события или личности и авторы измываются над ними. Я такое принять не могу, для меня документальное свидетельство — принципиально.

Второй фильм — это «Быть Харви Вайнштейном» Урсулы Макфарлейн, в котором «общественность» разоблачает известного продюсера. Всеобщая толерантность? Да идите вы н***р! Дамы обвиняют Вайнштейна в харассменте. Но зачем тогда они рядились и красились перед ним? Очевидно, чтобы его соблазнить. Ведь Вайнштейн насильно не приглашал женщин в свой номер, они приходили к нему сами. И это лицемерие западного общества — возмутительно.

 

Илья Демин, оператор-постановщик, президент Гильдии кинооператоров Союза кинематографистов РоссииИлья Демин, оператор-постановщик, президент Гильдии кинооператоров Союза кинематографистов России

Главное событие года — это фильм Вуди Аллена «Дождливый день в Нью-Йорке», который он снимал совместно с великим оператором Витторио Стораро. Это уже вторая их совместная работа.

«Дождливый день в Нью-Йорке» — это легкая, простая история, в которой рассказываются события одного дня. Они произошли между парнем и девушкой.

Много драматургии, эмоций и великолепное понимание кино великим Витторио Стораро! У него в команде есть отдельный гаффер, который работает, чтобы в фильме всегда было солнце.

Помните сцену, где герои едут по городу на машине под проливным дождем? По замыслу оператора, солнце в городе есть, несмотря на дождь, но из-за того, что машина прячется за дома, в кадре оно периодически исчезает. Когда автомобиль выезжает на перекресток — оно снова появляется в кадре и освещает локоны героини. Наверное обывателю чуждо мое наслаждение этим солнечным светом — но в нем столько поэзии! Я даже на секунду заплакал от умиления и легкости в этой простой картине, которую сняли великий режиссер и оператор.

 

Борис Машковцев, директор киностудии «Союзмультфильм»Борис Машковцев, директор киностудии «Союзмультфильм»

Российской анимации на наших экранах становится все больше с каждым годом и 2019 — не исключение. «Союзмультфильм» в этом году выпустила свыше 500 минут анимационного контента, что на 100 минут больше, чем в прошлом.

Это очень значимый результат для компании, которая переживает новое рождение только 2,5 года! Cейчас мы уже завершаем первые сезоны наших сериалов «Простоквашино» и «Оранжевая корова», помимо этого в работе еще порядка шести многосерийных проектов и один полнометражный фильм. «Союзмультфильм» также продолжает выпускать и авторские короткометражные фестивальные картины.

Востребованность наших проектов на ТВ и в интернете показывает, что наш зритель очень соскучился по отечественным мультфильмам и спрос на них будет только расти.

 

Одно из самых значимых событий 2019 года в том, что министр культуры Владимир Мединский поругался с Фондом кино. Насколько я знаю, корни конфликта лежат в разных точках зрения на распределение бюджетных средств.

Я не знаю, кто прав, кто виноват, но для меня эта ситуация значима. Моя жизнь зависит от кино, и мне бы не хотелось, чтобы Министерство культуры и Фонд кино, они же мои основные работодатели, и дальше выясняли между собой отношения. Я надеюсь, что они в конечном счете найдут компромисс. Они просто обязаны это сделать для общего блага.

 

Дмитрий Якунин, исполнительный директор Молодежного центра Союза кинематографистов РоссииДмитрий Якунин, исполнительный директор Молодежного центра Союза кинематографистов России

Министерство культуры, по традиции, активно поддерживает дебютантов — в этом году поддержано 13 кинопроектов, и еще ряд фильмов будут выведены из резерва в конце года. Для примера, еще четыре года назад Минкульт поддержал только три проекта в категории «Дебютное кино».

Для нас приятно, что развивается Всероссийский Питчинг дебютантов, который проводится в Москве, Санкт-Петербурге и регионах России. В этом году проведено 20 питчингов с общим призовым фондом 10 млн руб. В следующем году, благодаря Фонду Президентских грантов, пройдет 25 сценарных конкурсов с общим призовым фондом 12,5 млн руб.

Радует, что дебютанты завоевывают награды на престижных фестивалях — «Бык» Бориса Акопова на «Кинотавре» и Карловых Варах, «Смерть нам к лицу» Бориса Гуца на «Окно в Европу». Жанровые фильмы молодых кинематографистов востребованы в прокате. Стоит вспомнить «Давай разведемся» Анны Пармас, «Битву» Анара Аббасова, «Команду мечты» Филиппа Абрютина и Максима Зыкова.

Активно развиваются онлайн платформы, которые ищут новый контент, в том числе малобюджетные игровые, короткометражные и документальные фильмы. Это вызывает оптимизм и надежду на будущее.

 

Олег Богатов, сценарист, продюсер («Команда мечты»), руководитель сценарной школы «Лига Кино»Олег Богатов, сценарист, продюсер («Команда мечты»), руководитель сценарной школы «Лига Кино»

Главная сенсация, которая случилась в этом году — «утечка» информации, что «Яндекс» станет производителем собственных телесериалов и будет показывать их на платформе Кинопоиска.

Дальнейшее официальное подтверждение этой информации и недавние новости о покупке форматов BBC подтверждают опасения: конкурировать традиционным медиа с ИТ-монстром будет все сложнее. Новая конфигурация сил, с учетом появления МТС-Медиа, активизации на рынке производства контента Ivi, Okko и More.tv, представляет очень интересные возможности для молодых продакшнов, таких как «Лига Кино».

 

Дмитрий Котов, продюсер, сценарист (сериалы «Бездна», «Казус Кукоцкого»), ректор Высшей школы кино «Арка»Дмитрий Котов, продюсер, сценарист (сериалы «Бездна», «Казус Кукоцкого»), ректор Высшей школы кино «Арка»

Самое значимое событие в киносреде в 2019 году, на мой взгляд, взрывной интерес ОТТ-платформ к производству собственного контента. Это дает шанс новым кадрам, выпускникам киношкол, предложить свои наработки и получить финансирование на их реализацию. Пусть даже это короткие веб-сериалы. Но это уже отличная возможность вхождения в индустрию и показа своих профессиональных возможностей.

А для нашей Высшей школы кино «Арка» самым значимым событием 2019 года стал выезд шести студентов мастерской Николая Лебедева на Каннский кинофестиваль. Их пригласил Роскино для участия в Русском павильоне. Также гран-при Саше Назарову за короткометражку «Подводник» на фестивале «Короче» и победа команды нашей школы с пилотом веб-сериала «Дать или не дать?» в конкурсе пилотов киношкол на Realist Web Fest.

 

Дарья Грацевич, сценарист, креативный продюсер («ТРИАДА»)Дарья Грацевич, сценарист, креативный продюсер («ТРИАДА»)

Самый интересный тренд этого года — это производство сериалов для платформ. В частности, «Содержанки», «Бывшие», второй сезон «Шторма». У каждого из них по-своему оригинальный жанр, смело, откровенно и по-новому раскрыта тема.

 

Петр Буслов, кинорежиссер, сценарист, продюсер («Домашний арест»)Петр Буслов, кинорежиссер, сценарист, продюсер («Домашний арест», «Бумер», «Высоцкий. Спасибо, что живой»)

Для меня главным событием 2019 года стало окончание работ над фильмом «БУМЕРанг» с Димой Нагиевым и Тимофеем Трибунцевым. Я занимался этим проектом весь год, и вот уже нашелся прокатчик — Sony. Я считаю это интересным союзом. Премьера назначена на 2 апреля, и у нас большие надежды на зрителей.

Еще мы ждали весь год «Лед 2» и «Вторжение». Я видел трейлеры и меня они очень заинтриговали. Так что я жду наступления нового года, когда эти фильмы выйдут в прокат.

 

Илья Куликов, сценарист, режиссер («Полицейский с Рублевки», «Аванпост», «Мылодрама»)Илья Куликов, сценарист, режиссер («Полицейский с Рублевки», «Аванпост», «Мылодрама»)

Я столько работаю, что для меня главным событием является конец 2019 года. Я настолько был погружен в свои проекты, что практически ничего другого не видел. И вот, под конец года выходит «Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел — 2» — это мое главное событие, которое не сравнится ни с какими сериалами. Большое кино подарит зрителям больше радости. Но я не забываю ни про «Мылодраму», ни про «Кота Кокоса».
 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *