Государственная поддержка
2010-е характеризуются постепенным ростом влияния государства на кинематограф. Во-первых, чиновники будто вспомнили, что некогда кино считалось «важнейшим из искусств», и стали уделять ему больше внимания, нежели в 1990-е и 2000-е.
Во-вторых, отечественный кинематограф так и не оформился в бизнес, способный приносить стабильную прибыль. Доля картин, которые окупились в прокате за весь период не превысила 5%. Так что без государственной поддержки, которая уверенно росла все десятилетие, абсолютному большинству кинематографистов никак.
Фото: пресс-служба Минкультуры
В этих условиях особый интерес стали вызывать ежегодные питчинги Министерства культуры и Фонда кино. На них авторы, которые хотят получить государственное финансирование, публично презентуют свои проекты. При этом закрепилось условное деление: Минкульт поддерживает авторские ленты, а Фонд кино — фильмы для массового зрителя.
Однозначную оценку работе структур дать трудно. С одной стороны, целый ряд достойных фильмов без их помощи просто не увидели бы свет. Но в то же время есть много вопросов: к процедуре выбора проектов, к составу экспертов, к контролю за расходом выделенных средств. Опубликованная как раз недавно база данных Минкульта и Фонда кино красноречиво доказывает слабую эффективность работы ведомств — трети фильмов не удается окупить даже государственную помощь, которая почти всегда лишь частична.
Финансы — не единственный способ поддержки отечественного кинематографа государством. 2010-е в этом плане стали временем экспериментов, большинство из которых вновь спорны, неоднозначны и сомнительны по эффективности.
Возьмем систему возрастных рейтингов, которая очевидно применяется так, чтобы расширить охват аудитории отечественных картин и сузить его у зарубежных. При этом к реальному содержанию фильма рейтинг зачастую может не иметь никакого отношения. Нормой к сегодняшнему дню стала практика переноса дат крупных зарубежных релизов, если они «мешают» какой-нибудь отечественной картине собрать кассу.
Еще в 2015 году кинокомикс «Мстители: Эра Альтрона» выпустили раньше чем в США, чтобы «снизить давление» на военную драму «А зори здесь тихие…». В 2018 году поступили иначе — не стали двигать очередную часть «Мстителей» — «Войну бесконечности», а просто 9 мая показывали в кинотеатрах только отечественное кино. Наконец, в 2019 году финальную серию «Мстителей» пустили в прокат позже ради «Миллиарда». Польза от таких манипуляций для нашего кино низка, зато они серьезно бьют по кинотеатрам.
Трейлер фильма «Миллиард» (2019)
Однако справедливости ради стоит отметить, что в целом положение отечественного кино в конце десятилетия кажется лучше, чем в начале. И заслуга государства тут все-таки есть. Скажем, если в 2010 году доля российских картин в прокате составляла 14,5%, то в последние годы этот показатель увеличился вдвое, приблизившись к 30%. Общее же количество снимаемых картин стабильно установилось на отметке в 140-150 единиц в год. Правда, и тут стоит оговориться, что от трети до половины этих фильмов в силу разных причин просто не доходят до проката.
Цензура
Продолжая тему взаимодействия кинематографа и государства, нельзя обойтись без вопроса цензуры. На экран законодательно была закрыта дорога сначала курению, а затем и сквернословию. Далее негласно, но вполне очевидно обозначился круг тем, которые в кино затрагивать не рекомендуется.
Например, сложные вопросы отечественной истории или, как выразился министр культуры Владимир Мединский, фильмы про «Рашку-говняшку». Так, лента Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр», действие которой разворачивается в период сотрудничества СССР и нацистской Германии, столкнулась с проблемой при получении госфинансирования.
Трейлер фильма «Милый Ханс, дорогой Петр» (2015)
Фильму «Приказано забыть» о депортации чеченцев и ингушей в 1944 году было отказано в выдаче прокатного удостоверения, что равноценно запрету. Авторы фильма «Праздник» о новогодней ночи в блокадном Ленинграде подверглись травле. При этом надо отметить «доходчивость», то есть самоцензуру, большинства наших кинематографистов — картин, в открытую полемизирующих с государством практически нет, а любая «провокация» купируется самими авторами еще на стадии подготовки.
Фильмы-события
В 1990-е и 2000-е годы отечественное кино утратило былое значение для зрителя и почти выпало из фокуса общественного внимания. Но в 2010-е это состояние, кажется, удалось изменить. Во всяком случае, десятилетие богато на так называемые фильмы-события, то есть те, которые действительно привлекли к себе большой интерес. Поводы тому оказывались разные.
Начнем с того, что со значительной регулярностью стали выходить картины, впечатляющие как постановочным масштабом, так и сборами (о них подробнее — ниже). Сформировался новый отечественный вариант блокбастера: «Брестская крепость», «Сталинград», «Экипаж», «Викинг», «Притяжение», «Движение вверх» — все это большие картины, «выстреливавшие» уже одним своим размахом, а также агрессивными рекламными кампаниями.
Трейлер фильма «Экипаж» (2016)
Другой вариант фильма-события — когда картина вызывает споры и даже скандалы из-за своего содержания. Яркий пример — драма Андрея Звягинцева «Левиафан», которая всколыхнула общественность своей социальной остротой, и привлекла мировое внимание.
Трейлер фильма «Левиафан» (2014)
Есть и гротескный вариант фильмов-событий. Вспомним «Матильду», выход которой на экраны предварялся обвинениями в оскорблении чувств верующих, угрозами физической расправы, нападениями на авторов и поджогами кинотеатров. Любопытно, что о фильме забыли сразу же, как только он вышел в прокат, поскольку ничего особо крамольного там в действительности не оказалось.
Трейлер «Матильда» (2017)
Тем не менее, случай доказал, что отечественный кинематограф все еще способен будоражить умы. Пусть порой и неокрепшие. И также он доказал, что одного хайпа для успеха фильма не достаточно. При всех бурлениях «Матильда» стала одним из самых провальных отечественных фильмов десятилетия, принеся убыток в 1,28 млрд рублей.
Кассовые рекорды
2010-е стали десятилетием финансовых рекордов. Были сняты как самые дорогие, так и самые успешные фильмы в новейшей истории отечественного кино. В 2013 году «Сталинград» обновил рекорд по сборам опередив «Иронию судьбы. Продолжение», державшую лидерство с 2007 года.
В 2017 году военную драму Федора Бондарчука опередила сказка «Последний богатырь», а на данный момент рекорд принадлежит «Движению вверх», единственному отечественному фильму, который преодолел рубеж в 3 млрд рублей. Всего же в десятке самых кассовых российских фильмов девять позиций занимают ленты, снятые в 2010-х.
Трейлер фильма «Движение вверх» (2017)
Обновились и бюджетные рекорды. Десятилетие открылось «Утомленными солнцем 2» с бюджетом в $45 млн, а завершается «Тайной печати дракона», созданной за $50 млн. Любопытно однако, что обе картины, а также многие другие бюджетные «тяжеловесы», вроде «Солнечного удара» и «Матильды» в прокате с треском провалились.
Темы и жанры: комедии, ужасы, спорт и война
За десятилетие успело смениться несколько магистральных жанрово-тематических направлений. На рубеже 2000-2010-х особенно востребованной оказалась комедия в вариациях от комедии дурного вкуса до «доброй». В обоих форматах преуспел Сарик Андреасян. К середине десятилетия жанр трансформировался. Благодаря успеху «Горько!» авторы стали окучивать тему народных гуляний («Корпоратив» (2014)), причем зачастую в формате мокьюментари («Выпускной» (2014), «Днюха» (2018)).
Когда экранное веселье подвыдохлось, ждали, что ему на смену придет хоррор. Полноценной волны «нового русского ужаса», которую предсказывали благодаря успеху «Пиковой дамы», не случилось. Однако хорроров действительно стали снимать больше, а их качество постепенно вырастает.
Трейлер фильма «Пиковая дама: Черный обряд» (2015)
Блокбастерный формат в основном эксплуатирует мотив великого прошлого, причем доминируют советские достижения (спорт, космос) и древнерусские. Моду на спорт задала «Легенда №17» и продолжило «Движение вверх», а о космических достижениях напомнили «Временем первых» и «Салютом-7». Древняя Русь служит основой для сказок («Последний богатырь») и квази-исторического фэнтези («Скиф», «Легенда о Коловрате», «Викинг»).
Трейлер фильма «Легенда о Коловрате» (2017)
«Притяжение», очевидно, изменило лицо российской фантастики. Хотя с постапокалипсисом и кинокомиксом дела не задались: «Танцы насмерть» и «Защитники» были подвергнуты нещадной критике и не заинтересовали аудиторию. Впрочем, вполне предсказуемо.
Проблемным по-прежнему остается военное кино. Картины такого рода, особенно о Великой Отечественной, начинают снимать в довольно внушительных количествах: четыре-пять в год. Но лишь единицы привлекают хоть какое-то внимание зрителя, а уж тем более оказываются успешными. Среди редких исключений — «Брестская крепость», «Сталинград», «Битва за Севастополь», «28 панфиловцев», «Т-34».
Трейлер фильма «Т-34» (2019)
Примечательно, что кино на современные темы хоть и создается не часто, однако уходит от радикального арт-хауса 2000-х в сторону жанра, благодаря чему в итоге получается арт-мейнстрим. В близком ключе работают Юрий Быков, Иван Твердовский, Клим Шипенко, Александр Хант.
Встреча поколений
Отечественный кинематограф за десятилетие серьезно помолодел. Тенденцию можно проследить на примере «Кинотавра». Если в 2000-х годах средний возраст участников основного конкурса был 45 лет, то теперь эта цифра значительно снизилась — почти на десять лет. Фестиваль 2016-го года и вовсе стал самым молодым за всю историю — средний возраст участников был 36,9 лет.
Трейлер фильм «Грех» (2019)
Старые мастера в 2010-е сделали ряд важных картин: Андрей Кончаловский — «Рай» и «Грех», Андрей Смирнов — «Жила-была одна баба» и «Француз», Константин Лопушанский — «Роль» и «Сквозь черное стекло», наконец, Алексей Герман — «Трудно быть Богом». Снимают и продюсируют режиссеры среднего поколения, вроде Валерия Тодоровского и Алексея Учителя.
Любопытная эволюция произошла с «новыми тихими» — многие арт-хаусные авторы 2000-х мигрировали в сторону блокбастерного кинематографа. Например, Алексей Мизгирев снял «Дуэлянта», Николай Хомерики — «Ледокол» и «Девятую». А в последние годы появился целый ряд колоритных молодых режиссеров, вроде Ивана Твердовского («Класс коррекции», «Подбросы»), Кантемира Балагова («Теснота», «Дылда») и Александра Ханта («Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»).
Трейлер фильма «Дылда» (2019)
Мировые фестивали и премии
В плане мирового признания (если оценивать по кинофестивалям и премиям) десятилетие не назовешь для нашего кино успешным. Да, в 2011 году «Фауст» Александра Сокурова взял «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля, а Андрей Звягинцев дважды номинировался на «Оскар» с «Левиафаном» и «Нелюбовью» и с первой картиной взял «Золотой глобус».
Трейлер фильма «Фауст» (2011)
Однако на этом список главных мировых кинонаград в копилке российского кино за десятилетие исчерпывается. Даже в основные конкурсы ведущих кинофестивалей наши авторы выходили не так часто, как хотелось бы. Тем не менее, напомним, что Кирилл Серебренников ценится в Каннах, Андрей Кончаловский — традиционно в Венеции, а Алексей Герман-младший — в Берлине. Более того, иногда мировым смотрам удается открывать новые имена, как это вышло в случае полюбившегося Каннам Кантемира Балагова.
Эксперименты: от POV до iPhone
Десятилетие примечательно целым рядом смелых творческих и технических экспериментов. Причем некоторые из них опередили мировую практику. Илья Найшуллер в 2015 году сделал «Хардкор», первый в истории кино экшн-фильм, полностью снятый субъективной камерой, то есть действие (весьма экстремальное) показано от первого лица. А документалист Виктор Косаковский в 2019 году выпустил ленту «Акварель», впервые снимавшуюся с кадровой частотой 96 кадров в секунду.
Трейлер фильма «Акварель» (2019)
Также к области экспериментов стоит отнести смелое обращение авторов с форматами. В начале десятилетия для многие начинающих авторов спасением стали фотоаппараты Canon и Nikon. С их помощью сняли первые картины Александр Лунгин и Сергей Осипьян, Ангелина Никонова, Арсений Гончуков. В конце десятилетия популярность получают смартфоны, прежде всего, iPhone. С их помощью снимает Борис Гуц. Этим линейка «необычных» камер, используемых в кинопроизводстве, не ограничивается. Например, тот же «Хардкор» снимался на экшн-камеры GoPro.
Из кино — на телевидение и в интернет
В 2010 годы кинематограф все теснее переплетается с телевидением и интернетом. Одна из ярких примет — сериалами и веб-сериалами начинают заниматься режиссеры, чье имя привычно ассоциируется с авторским кино. Юрий Быков снял «Метод» (Первый канал), Вадим Перельман — «Измены» (ТНТ), Борис Хлебников — «Озабоченных» и «Обычную женщину» (оба — ТНТ), Игорь Волошин — ситком «Ольга» (ТНТ).
Трейлер сериала «Ольга»
Арсений Гончуков работал над интернет-сериалом «Район тьмы». Все чаще кино занимаются сервисы онлайн-просмотра, поддерживающие как полнометражные картины, так и собственные сериалы. Яркий пример — «Содержанки» Константина Богомолова и платформы Start. Целую линейку своих проектов с участием Федора Бондарчука, Романа Прыгунова запускает more.tv. Но выводы о результатах этой тенденции будем делать уже в следующем десятилетии.
Трейлер сериала «Содержанки»
В других статьях цикла «Краткая история отечественного кино» мы рассказали о том, как зарождался отечественный кинематограф, какое развитие он получил в советское время и как сказалась на нем перестройка.
Обложка: кадр из фильма «Сталинград» (2013) / WDSSPR