Аккреционный диск
– газовый диск, вращающийся вокруг черной дыры в тесной двойной системе или вокруг массивного центрального объекта в ядре галактики.
На самом деле
Если бы в подведении итогов зарубежного проката мы не взяли за принцип алфавитный порядок, всё равно пришлось бы как-то начинать с упоминания «Интерстеллар» Кристофера Нолана. Потому что не было фильма в этом сезоне более обсуждаемого, чем трёхчасовая космическая одиссея 2014 года. В ход шло всё. Яростные споры вызывала псевдонаучность (скрупулёзный научный подход к сценарию), надуманные спецэффекты (упоительно до мельчайших деталей проработанные компьютерные модели), утомляющая серьёзность (глубочайшее погружение в материал, и вообще-то в фильме много юмора, если кто не заметил), плагиат (цитаты из всей кинофантастики мира) и так далее. Вплоть до придирок к кукурузному полю или минималистическому саундтреку Ханса Циммера, который собирается выпустить свою работу, давящую своей простотой и неопровержимым пафосом, аж в трёх частях. Таких баталий в сети не вызвал даже новый фильм Никиты Михалкова, потому что российский режиссёр вдруг стал всем неинтересен.
«Интерстеллар» посмотрели все, даже ненавистники голливудской фантастики. Не знаешь, что такое «аккреционный диск», «сингулярность», «горизонт событий»? Вон из комнаты! Противоборство «Финчер против Нолана», ранее доступное разве что фанатикам и работникам цеха, вышло на уровень «The Beatles vs The Rolling Stones». Согласно отчёту Гугла, запрос в поисковиках interstellar explained («объяснение интерстеллар») стабильно давал первый-второй результаты по теме «кино» второй половины года. В США прокатчики придумали абонементы для тех, кто ходит на «Интерстеллар» по нескольку раз. Мэттью МакКоннахи (см. «Макконессанс») стал главным актёром планеты, а шрифты с засечками, по негласному правилу считающиеся негодными для рекламных постеров, снова вошли в моду.
Гарда
– часть эфеса, рукояти клинкового оружия.
На самом деле
Главная фотожаба года, иллюстрирующая видоизменившийся световой меч «Звёздных войн», который на две секунды появился в тизере будущего «Седьмого эпизода. Пробуждение Силы». Несмотря на всю внушительность и сенсационность своего появления, вызвала, с одной стороны, бурное обсуждение со стороны фанатов саги (имеет ли право новоизбранный режиссёр Джей Джей Абрамс столь вольно обходиться с ключевыми святынями сериала? Все тут же забыли ажиотаж, вызванный двухклинковым мечом Дарта Мола в 1999 году), и насмешки, которые были особенно актуальны в России в ходе падения рубля. Это говорит о многом. И в первую очередь о том, что полутораминутный тизер всё ещё способен вызвать массовую истерию даже по отношению к проекту с тридцатипятилетним прошлым.
ДиКаприо
– голливудский актёр Леонардо ДиКаприо.
На самом деле
То, что ДиКаприо опять не дали «Оскара» в 2014 году, стало анекдотом. Если до этого всех потешало якобы имеющееся стремление актёра получить главную кинонаграду мира, то в 2014 году это уже начало вызывать сочувствие как в стане поклонников ДиКаприо, так и среди его ненавистников. Даже те, кто до сих пор видит в нём обаяшку из «Титаника», не могут не заметить его роли во всё более сложных проектах, среди которых «Волк с Уолл Стрит», ставшего номинацией Леонардо в 2014 году, является не самой интересной. Впрочем, стоит напомнить, что, допустим, Аль Пачино владеет только одной наградой Американской Академии, которую он получил в 1993 году за не самую свою яркую работу в «Запахе женщины». И таких примеров, когда виднейшие профессионалы не всегда получают награды, масса.
«Макконессанс»
– термин, характеризующий преображение актёра Мэттью МакКоннахи из звезды второразрядных ромкомов в серьёзного драматического артиста.
На самом деле
Если брать хронологию событий, то в 2012 году режиссёр Кристофер Нолан обратил внимание на потенциал серьёзного актёра, скрытый в МакКоннахи, и позвал артиста на необычную для него роль серьёзного астронавта. До этого у актёра уже были драматические роли в «Газетчике» и «Маде», но о «макконессансе» впервые широко заговорили в 2014 году после его роли в телесериале «Настоящий детектив», маленьком, но ярком эпизоде в «Волке с Уолл Стрит» и, разумеется, «Оскара» за «Далласский клуб покупателей». Есть мнение, что награду академиков МакКоннахи получил даже не за «Клуб…», а за все заслуги, проявившиеся за последнее время. Потом на экраны вышел «Интерстеллар», и все бросились вспоминать: как вообще возможно, что такой актёр десятилетиями играл-играл одну и ту же роль душки-сердцееда, но за один только год настолько сменил амплуа, что его теперь невозможно представить в каком-либо другом обличии кроме рефлексирующего невротика, отягощённого экзистенциальными проблемами.
#особенно_енот
– хэштэг, выражающий принадлежность к фильму «Стражи Галактики».
На самом деле
Самым кассовым фильмом 2014 года станет, скорее всего, заключительная часть «Хоббита», однако по информации
boxofficemojo на конец декабря внушительным хитом года был «Стражи Галактики». В принципе, можно было бы и не обращать на это внимание (подумаешь, очередная кинофантастика обошла всех!), если бы не риски, которые взяла на себя студия. Фильм по не самому известному комиксу Marvel со странными шуточками и абсурдными персонажами, где относительно нормальным может считаться только один человек, называющий себя «Звёздным Лордом», а остальные – зелёная инопланетянка, дерево, произносящее только фразу «Я есть Грут», и особенно злобный енот с пулемётом. Вся эта дикая смесь стала не только сверхпопулярным проектом, но и разошлась на цитаты и интернет-мемы. Фильм стал темой для
инфографики. Саундтрек выпустили в виде микстэйпа Питера Квилла на магнитофонных кассетах, а «Hooked On A Feeling» вновь зазвучала из каждого утюга.
Творческая команда «Свечение»
– московская креативная группа.
На самом деле
«Свечение» заставила говорить о себе по всему миру в результате пиар-акции, посвящённой премьере последней части трилогии Питера Джексона «Хоббит». Предполагалось, что в декабре на одной из панелей, находящихся на крышах комплекса Москва-Сити, загорится видеоинсталляция «Око Саурона», чуть ли не главный символ толкиеновского «Средиземья». Такую оригинальную идею не позволила себе придумать ни одна из стран-прокатчиков кинофильма, и Россия одной только концепцией привлекла любопытство фанатов мира Толкиена и профессионалов кинобизнеса всей планеты. Cенсации не случилось: сначала занервничали представители православной церкви, затем задёргались в мэрии, а когда воплощением элегантной инсталляции заинтересовались власти, было решено отменить акцию. Тут же весь мир, следивший за историей вокруг «Свечения», потерял интерес к Москве, убедившись в своём мнении, что Россия как была консервативной первобытной страной с медведями на улицах, так ею и останется.
Хорошие блокбастеры
– крупные американские фильмы, удостоившиеся похвал от критиков.
На самом деле
По давней традиции летом хорошие фильмы не выпускают, но только не в 2014 году. Внезапно Голливуд выдал в сезон предсказуемых попкорновых хитов несколько фильмов, которые получили хорошую прессу и восторги фанатов. С мая по сентябрь вышли «Люди Икс: Дни минувшего будущего», «Планета обезьян. Революция», «Стражи Галактики», «Грань будущего», «Люси» и прочие блокбастеры настолько же развлекательные, насколько обладающие оригинальной многослойной концепцией. Если вспомнить, что в этом же году вышли и необычная версия истории про спящую красавицу «Малефисента», и неглупый мультик «Лего», и оригинальная история «Город героев», и «Интерстеллар», и экранизация «Исчезнувшей», и стомиллионная притча Аронофски «Ной», и первая часть финала «Голодных игр», и любопытно рассказанный «Первый мститель», то 2014 год вообще удался за счёт появления интересных дорогих проектов. Правда, это не отменяет присутствия «Трансформеров» и прочих «спайдерменов» в сводном бокс-офисе.
«Я повсюду»
– реплика из сценария.
На самом деле
Случайно или нет, но этой странной фразой вдруг заканчивались несколько кинопроектов 2014 года. Её можно услышать в финалах сай-фай блокбастера «Люси» Люка Бессона, антиутопии «Превосходство» Уолли Пфистера, первого сезона сериала «За пределами» и даже одной из новелл альманаха «Рио, я люблю тебя». Этого можно было и не заметить, если бы не притягательность тематики интернета и облачных сервисов, которые в уходящем году умножились на возросший интерес к научной фантастике (см. «Аккреционный диск»).