2014 в российском кино: скандалы, запреты и скрепы


 

Государственное финансирование


 

Как всегда, один из самых острых вопросов – распределение госфинансирования. Тем не менее, что касается поддержки кинопроизводства Министерством культуры РФ и Фондом кино, в этом году обошлось без особых скандалов. Резонанс, вызванный отказом в финансировании последнего проекта, задуманного Петром Тодоровским, «Встреча на Эльбе», оказался куда меньшим, чем прошлогодний в связи с ситуацией с «Милым Хансом, дорогим Петром» Александра Миндадзе и «Чайковским» Кирилла Серебренникова. Скандалы, однако, никуда не делись, а перенеслись на вопрос распределения бюджетных средств в сфере кинофестивалей. Минкульт по каким-то неубедительным соображениям отказался поддерживать «2morrow/Завтра» и «Артдокфест», главный международный фестиваль независимого кино в Москве и главный фестиваль документального кино в России соответственно. Мероприятия, впрочем, заручившись народной поддержкой, успешно обошлись и без государства.
 
 

Раскол из-за Украины


 

События на Украине, разумеется, не остались без внимания киносообщества, расколов его, по сути, на два лагеря. Одна сторона, во главе с «КиноСоюзом», выступила с осуждением российского военного вторжения на Украину и антиукраинской истерии в СМИ. Другая, в числе прочих представителей культуры, поддержала «позицию Президента по Крыму и Украине». Самое интересное в этих письмах, конечно же, имена подписавших. Кто бы какую позицию ни занимал, больше всех удивил Михаил Пореченков. Деятель культуры, пусть и носящий амплуа героя боевиков, за пулеметом в зоне боевых действий – это сильно, да.
 
 

Борьба с Голливудом


 

В условиях так называемого обострения международной напряженности тема борьбы с Голливудом и его тлетворным влиянием особенно актуальна. На протяжении всего года то и дело поднимался вопрос введения квот на зарубежные фильмы в российском прокате, например, в 50% и в 40%. Особо горячие головы предлагают не мелочиться и американское кино запретить вовсе. К счастью, пока дальше слов дело не зашло, а подавляющая часть кинопроизводителей и прокатчиков к подобным инициативам настроена скептически.

 

В любой непонятной ситуации – запрещай!


 

Лозунг советских времен, провозглашавший кино «важнейшим из искусств», актуален вновь. Только в какой-то карикатурной трактовке. Курс на «закручивание гаек» в сфере кино, обозначенный ранее, продолжает успешно реализовываться. Если год назад дорога на экран законодательно была закрыта курению, то в этом – сквернословию.  Как итог, одни картины на экран не вышли, например, фестивальных хит «Комбинат “Надежда”». Другие в спешном порядке были показаны в последние дни перед вступлением закона в силу, как «Да и да» Валерии Германики. Третьи были изуродованы переозвучанием, «запикиваниями» и перемонтажом. Одна из интриг будущего года – что же станет с «Левиафаном», прокат которого уже неоднократно переносился.

Другой важный запрет, оставшийся мало замеченным, связан с драмой «Приказано забыть». Картине, поднимающей болезненную тему депортации чеченцев и ингушей в 1944 году, было отказано в выдаче прокатного удостоверения как «экстремистской и разжигающей межнациональную рознь». Как бы первый подобный прецедент в новейшей истории отечественного кино не стал практикой для любого проблемного фильма. Тенденция к этому, увы, есть. Не случайно, надо полагать, министр культуры Владимир Мединский под конец года выдал перл о нежелании государства финансировать кино про «Рашку-говняшку».
 
 

Вместо проката – эфир


 

Впрочем, нашему кино и без каких бы то ни было запретов все чаще не до проката, и фильмы отправляются на телевидение в обход кинотеатров. Картина Никиты Михалкова «Солнечный удар» не успел сойти с киноэкранов, как был показан в эфире канала «Россия». Обошлись совсем без проката и были показаны по телевидению «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского и «На дне» Владимира Котта. Авторы уже упоминавшихся «Комбината “Надежда”» и «Да и да» вовсе готовы не дожидаться возможности показа в кинотеатрах, а выложить картины в Интернет. Как-то это все снова не очень сочетается с государственными директивами о необходимости повышения доли отечественного кино в прокате.
 
 

Имущественный вопрос


 

На фоне размышлений государевых мужей о необходимости поддержки отечественного кино особенно некрасиво выглядят истории с переделом недвижимости. Опять были сдвинуты сроки переезда «Союзмультфильма». Научно-исследовательский институт киноискусства выгнали из особняка в центре Москвы, чтобы устроить там «дом приемов». Котлован планировавшегося Дома-музея Тарковских засыпали. Музею кино вновь не нашли помещения, зато избавились от части коллектива, в том числе от основателя Наума Клеймана. Чудеса, да и только. Впрочем, отечественное киносообщество этому всему как-то не шибко сопротивляется.
 
 

Российское кино на зарубежных фестивалях


 

Надо полагать на волне интереса, который Россия умудрилась привлечь к себе в этом году, отечественное кино громче, чем в предыдущие несколько лет, заявило о себе миру. Наши картины были представлены в конкурсах главных мировых киносмотров: «Комбинат “Надежда”» вошел в основной конкурс Роттердамского кинофестиваля, «Левиафан» – Каннского, «Велкам хом» – Карловарского, «Дурак» – Локарно, «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» – Венеции. Какое-то невозможное количество наград собрал «Класс коррекции», буквально объехавший фестивали всего мира.

Наметились подвижки с прокатом российского кино за рубежом. «Сталинград» добрался до кинотеатров США и Канады, «Вий» шагает по Азии (уже был в Таиланде и Филиппинах, еще будет в Индии и Пакистане), «Левиафан» все никак не покажут в России, зато его уже посмотрели во Франции, Бельгии, Венгрии, Нидерландах и Польше. Мультфильм «Снежная королева 2», первая часть которого два года назад оказалась популярнее за рубежом, чем в России, уже идет в Великобритании, Ирландии, Южной Корее, а 1 января стартует сразу в двадцати странах. Минус всей этой истории в том, что данные по результатам проката наших картин за рубежом далеко не всегда раскрываются, а значит с успешностью что-то не то.

В этом же году по понятным причинам у нашего кино возникли проблемы на Украине. В стране сочли оскорбительными и запретили уже порядка 80 российских фильмов и сериалов. В их числе «Кухня в Париже», «Белая гвардия», «Поддубный» и другие картины с Пореченковым, «Мамы 3», «Тарас Бульба» и т.д. Между тем, на Украину традиционно приходится порядка 10% сборов российского кино.
 
 

Феминизация


 

Россию догнала мировая тенденция феминизации кинематографа. Сигналом этого стал конкурс «Кинотавр» – из 14 участвовавших картин 8 сняты режиссерами-женщинами, а 6 спродюсированы представительницами прекрасного пола. Сразу для трех картин конкурса сценарий написала один автор – своего рода «открытие года» Любовь Мульменко. Ключевые образы многих картин этого года тоже женские. По словами одного из критиков, «женский взгляд перестает быть маргинальным». Как бы то ни было, сами кинематографисты утверждают, что гендерный фактор никакого значения не имеет.

 

«Народные» комедии


 

После прошлогоднего рекордного успеха «Горько» кинематографисты принялись окучивать тему народных гуляний: «Выпускной», «Корпоратив», «Горько! 2»… Есть надежда, что праздничный угар на экране в скором времени все-таки сойдет на нет. Во всяком случае, вторая часть дилогии Жоры Крыжовникова собрала в два раза меньше первой, что, впрочем, тоже успех.

 

Духовные скрепы


 

Вызовы времени и министр культуры Владимир Мединский с законодателями требуют от важнейшего из искусств крепить патриотический дух зрителя. Успех «Сталинграда» и «Чемпионов» к тому же приободрил – патриотическое вроде как может быть популярным. Правда, для этого надо очень постараться. Для примера, идеологически выдержанные «22 минуты», «Поддубный», «Василиса» и даже «Солнечный удар» широкого зрительского успеха не снискали. Ну, ничего, в 2015 году патриотического кино обещают больше, и к одному только Дню Победы приурочен выход 6 картин на военную тему. В общем, крепим духовные скрепы!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *