2016 год и радио: перестановки, изменения и поглощения
2016 год и ТВ: успехи, провалы и технологический прогресс
А был ли Год кино?
2016-й провозгласили в России годом кино. Конкретно под этим подразумевалось увеличение государственного финансирования отрасли, разработка мер по упрощению производства фильмов, развитие киносети страны, популяризация национального кинематографа и так далее. Также ожидалось, что удастся увеличить сборы отечественных картин. Окончательные итоги подводить пока рано, однако уже очевидно, что далеко не все из желаемого удалось достичь.
Кадр из фильма «Экипаж»
Начнем со сборов. Прогнозируемая итоговая сумма составит 8,3-8,4 млрд рублей, что станет для нашего кино рекордом. До этого самым удачным был 2013 год, когда общие сборы составили 7,97 млрд рублей. Год назад показатель составлял 7,2 млрд рублей. Доля российского кино должна составить 18-20%, что также будет ростом. Смущает, правда, что около 17% посещаемости приходится на один «Экипаж» (сборы — 1,5 млрд рублей). Эта картина стала самым кассовым отечественным релизом года, однако остальные фильмы, имевшие, казалось бы, большой зрительский потенциал («Дуэлянт», «Ледокол»), событиями не стали и в прокате прошли неудачно. Всего же за год на экраны вышло почти 140 российских лент, и это вновь рост — год назад было 126 релизов, а в 2014-м и вовсе 84. При этом прибыль в прокате, по предварительным данным, принести удалось лишь шести картинам: «Ивану Царевичу и Серому волку 3», «Жениху», «28 панфиловцам», «Стране чудес», «Дню выборов 2» и «Коллектору» (данные сайта kinodata.pro). Комедия, как видим, до сих пор остается наименее рискованным жанром.
Кадр из фильма «Огни большой деревни»
Неоднозначная ситуация и по другим вопросам. С одной стороны, увеличилось финансирование производства (до 7 млрд рублей), причем была приостановлена практика возврата государственных средств. Вместе с тем, строительство кинотеатров в малых и средних городах с приоритетным показом отечественных фильмов идет меньшими темпами, чем обещалось — из 450 запланированных кинотеатров к концу года готово лишь 87. А значит, наше кино по-прежнему остается для многих недоступным. В итоге главный инструмент популяризации отечественных картин — это кинофестивали. Приятное достижение — в России наконец-то начинает работать система возврата средств при съемках в отдельных регионах, что по идее должно стимулировать развитие кинопроизводства.
Из арт-хауса в блокбастеры
Наметившаяся пару лет назад миграция арт-хаусных режиссеров поколения «новых тихих» в сторону кинематографа формата блокбастеров дала первые плоды. До экранов добрались долгожданные «Дуэлянт» Алексея Мизгирева и «Ледокол» Николая Хомерики. Прием, как и следовало ожидать, картины получили неоднозначный и в прокате, с учетом весьма крупных бюджетов, не окупились. Тем не менее новый уровень качества производства в нашем кино они обозначили. Это собственно и было одной из целей эксперимента. В следующем году в русле той же тенденции в прокате пройдут космические драмы «Салют-7», продюсируемый Бакуром Бакурадзе, и «Время первых», частично снятое Юрием Быковым. Кроме того, Хомерики снимает «Селфи» по Минаеву, а у Мизгирева планируется историческая драма «Девятая», которая будет близка по духу «Дуэлянту». Ждем.
Кино молодеет: прилив дебютантов
Одна из наиболее заметных тенденций года — обозначение смены поколений и прилив молодых сил. Взять хотя бы «Кинотавр», где из четырнадцати картин девять принадлежали режиссерам-дебютантам. А конкурс этого года был и вовсе самым молодым за всю историю смотра — средний возраст участников составил всего 36,9 лет (подробнее о статистике фестиваля — тут). Если взглянуть на общий список вышедших за год фильмов, то из них около трети — это первые опыты на дистанции полного метра. В числе лауреатов международных фестивалей также доминируют новые имена. Приведем несколько, на наш взгляд, наиболее достойных примеров дебютных работ: «Тряпичный союз» Михаила Местецкого, «Хардкор» Ильи Найшуллера и «Коробка» Эдуарда Бордукова. Будем надеяться, что тенденция «молодым — везде у нас дорога» продолжится и дальше. Пока же можно почитать наше интервью с тремя режиссерами-дебютантами о том, каких усилий стоит снять свою первую картину. Много любопытного выясняется.
Эксперименты: субъективная камера, монокино и краудфандинг
Год любопытен несколькими экспериментальными проектами, снискавшими широкое признание. Речь, прежде всего, о «Хардкоре» и «Коллекторе». Авторы обеих картин пошли на сознательные ограничения, давшие в итоге уникальные результаты. «Хардкор» стал первым в истории экшн-фильмом, полностью снятым субъективной камерой (и, кстати, уже вдохновил несколько схожих мировых проектов). «Коллектор» же стал первым для нашего кино монофильмом, то есть фильмом лишь с одним актером в кадре. Сюда же добавим «28 панфиловцев». Добровольное ограничение бюджета народными пожертвованиями (государственные деньги, как известно, пришли в проект далеко не сразу), надо полагать, тот еще эксперимент.
Древнерусская тема: богатыри, викинги и коловраты
В русле известного патриотического заказа кинематографисты осваивают славные страницы отечественной истории. После прошлогодней череды военных картин несколько неожиданно в лидеры выбилась эпоха Древней Руси (быть может, из-за популярности анимационной франшизы о богатырях?). За год было запущено или снято около десятка больших квази-исторических проектов в антураже тысячелетней давности: «Богатырь», «Последний богатырь», два «Коловрата», «Креститель», «Скиф», «Вещий Олег» и «Золотая Орда». Перспективность этого направления станет понятна уже через пару дней, когда на экраны выйдет «Викинг». Да и новые мультипликационные «Богатыри», кстати, тоже на подходе.
Русский с китайцем — братья навек
Российская и китайская кинематографии потихоньку продолжают сближаться. Наши фильмы все чаще оказываются в прокате Поднебесной, и некоторые даже пользуются впечатляющим успехом. Например, «Он — дракон». Больше становится и совместных проектов. Сейчас в производстве находятся исторические драмы «Ясное небо» и «Границы любви», а также амбициозная вторая часть «Вия», собравшая десяток мировых звезд. Дальнейшие планы несколько даже пугают. Российско-китайскими усилиями будут созданы сиквелы фильмов «Он — дракон» и «Защитники», новая версия «Метро» и «Человека-амфибии», постапокалиптика «Роботы» и безымянный проект о «китайском Зорге».
Волна хорроров: разочарования и новые надежды
С провозглашением волны русского хоррора год назад мы, надо признать, погорячились. То есть волна-то есть, а эффект от нее — пока не очень. Если выходу «Убрать из друзей» и «Пиковой дамы» в 2015-м сопутствовал внушительный и неожиданный успех, то их «последователи» надежд не оправдали ни в плане кассы, ни в плане качества. Речь идет о таких хоррорах, как «Маршрут построен», «Диггеры» и «Дизлайк». Впрочем, крест на жанре пока ставить рано. В следующем году отечественного ужаса на экранах будет еще больше, и он будет разнообразней. Нас ждут микробюджетные «Алтайский тупик» и «Черная вода», камерное «Ховрино», блокбастерные «Вурдалаки», международная «Инволюция», экзотические «Мертвые ласточки», комедийные «Шашлыки» и авторское «Озеро». Но главные надежды связаны с именем Святослава Подгаевского, режиссера «Пиковой дамы» — от него ждем целых две страшных картины: «Невесту» и «Конверт».
Якутская волна на подходе?
Минитенденция, которая, чем черт не шутит, может вырасти во что-то действительно значительное. О феномене якутского кино давно известно — картины, которые снимают в республике, не первый год перешибают в местном прокате мировые блокбастеры. Однако в остальных частях страны, кроме самых страстных синефилов и любителей экзотики, об этом кино мало кто знает. Но, возможно, в будущем 2016-й будут называть переломным годом для «Сахавуда». Связано это с двумя успехами: фестивальным и кинотеатральным. Поэтичная драма Татьяны Эверстовой «Его дочь» получила главный приз второго по значимости фестиваля национального кино «Окно в Европу». А триллер «Мой убийца» Костаса Марсана добрался до проката в ключевых городах страны. Оба случая для якутов уникальны. Да и по размаху якутские фильмы становятся все больше. В 2017-м году ожидается выход двух масштабных картин: военной драмы «321-я Сибирская» (своего рода ответ «Сталинграду» и «28 панфиловцам») и исторического экшна с богатым национальным колоритом «Тыгын Дархан».
Новый русский хардкор: трэш и порно
Пока одни режиссеры ассимилируются в «большом кино», другие окапываются в андеграунде. Критики заговорили о волне «подпольного русского хардкора» в духе незабвенного «Зеленого слоника». Тенденция тоже невелика, но характерна. В качестве образцов пока называют «Дачников» Александра Вартанова и «Машину любви» Павла Руминова. Картины разные, но объединены темой странностей любви, экстремальностью средств художественной выразительности и объективной невозможностью пробиться в российский прокат. «Дачники» — натуралистичный трэш, изобилующий кровавыми сценами. «Машина любви» — порно, столь же натуралистичное. Прокатное удостоверение такому, понятно, никто не выдаст, тем не менее, картины собирали аншлаги на фестивалях. А раз свой зритель находится, не исключено, что фильмов «хардкорного» формата будет становиться больше. Кстати, впечатлениями от «Машины любви» наш автор делился во время Московского Международного кинофестиваля. Пожалуй, это будет достаточной бодрой нотой для завершения обзора.
С наступающим новым годом и хорошего кино!