2017 год в российском кино: блокбастеры, скандалы, дебюты и рекорды

Фильмы-события

Кадр из фильма «Притяжение» (2017) / Фото: WDSSPR
Кадр из фильма «Притяжение» (2017) / Фото: WDSSPR

Не тот год назвали Годом кино. Во всяком случае, 2017-й получился и успешнее по достижениям, и просто интереснее, чем предшественник. До конкретных цифр и тенденций мы еще доберемся, а пока выделим, возможно, главное. Российское кино много лет находилось на периферии общественного внимания, но теперь вновь стало предметом широких дискуссий. Наконец-то в нашем кино закрепился феномен, о необходимости которого говорили многие, — на экраны стали выходить фильмы-события, то есть те фильмы, которых ждут, вокруг которых разгораются споры, обсуждения и даже скандалы. Конечно, подобные картины появлялись и раньше, но сейчас, очевидно, возросла регулярность. Выделим несколько типов таких фильмов-событий.
 

Блокбастеры и рекорды

2017-й для российского кино стал годом блокбастеров. Причем как в плане масштабности проектов, так и в плане сборов. На экраны подряд вышло несколько картин впечатляющего по отечественным меркам постановочного размаха и бюджета: «Викинг» (выходил в канун Нового года), «Притяжение», «Защитники», «Время первых», «Салют-7», «Матильда», «Последний богатырь» и «Легенда о Коловрате». Бюджет этих фильмов, согласно данным открытых источников, составляет от 360 млн до 400 млн рублей, за исключением «Матильды» стоимостью более 810 млн рублей и «Викинга» — 1,25 млрд рублей. Причем всем перечисленным картинам, кроме «Защитников» и «Матильды», еще и удалось превзойти свой бюджет по кинотеатральным сборам, что в отечественном кино в принципе нечастое явление, а в контексте крупнобюджетных проектов так и вовсе редкое. Тем более примечательно, что был установлен рекорд — «Последний богатырь» собрал больше 1,7 млрд рублей, став самым кассовым российским фильмом (прежде это звание принадлежало «Сталинграду»).
 

Трейлер фильма «Последний богатырь» (2017)

Впечатляет и общий бокс-офис отечественного кино. Если в 2016 году сборы составили 8,6 млрд рублей (и это был рекорд), то сейчас этот показатель возрос на 40% и уже преодолел планку в 12 млрд рублей. Доля российского кино в прокате в этом году, по предварительным данным, составит 24%. И это тоже рекорд — в предыдущие годы этот показатель колебался в районе 18%.
 

Скандалы: от протестов к террору

Наталья Поклонская / Фото: Пресс-служба Президента России
Наталья Поклонская / Фото: Пресс-служба Президента России

Как известно, политика в последнее время все глубже проникает в жизнь общества, и сфер, свободных от нее, почти не остается. Не стало исключением и кино, и 2017-й показал какие-то экстремальные способы взаимодействия политики и экрана. Выделим два скандала, которые сопровождали выход «Матильды» Алексея Учителя и кинофестиваль «Артдокфест». Протесты против «Матильды» начались еще в прошлом году. На основании одного лишь трейлера депутат Госдумы Наталья Поклонская и православное движение «Сорок Сороков» стали обвинять фильм в исторической недостоверности и оскорблении чувств верующих. По мере приближения премьеры протесты стали приобретать все более эксцентричные формы: угрозы физической расправы, нападения, поджоги. В итоге картина все-таки вышла в прокат, но вопреки предостережениям Поклонской, никакого пришествия всадников Апокалипсиса не вызвала. Более того, прокату фильма скандал тоже не помог — посещаемость его оказалась ниже ожиданий авторов.

Кадр из фильма «Полет пули» (2017) / ArtDocFest
Кадр из фильма «Полет пули» (2017) / ArtDocFest

Политическая шумиха также сопровождала фестиваль «Артдокфест». Учитывая концепцию смотра, для его организаторов это привычно, но 2017-й сумел удивить. Показы сопровождались визитами «патриотически» настроенной общественности из НОДа, несколько картин, например «Война ради мира» и «Мустафа,» были сняты с показов, а апофеозом стала история с лентой «Полет пули» режиссера Беаты Бубенец. Один из показов фильма был сорван вполне террористической по своей сути выходкой активистов движения SERB.

Как в случае «Матильды», так и в случае «Полета пули» протестующие против фильмов не утруждают себя знакомством с самими фильмами. Действительно, а зачем? Разумеется, тенденцию к насильственному воздействию на кинопроцесс мы можем оценить только резко негативно.
 

Мимо мировых кинофестивалей

На съемках фильма «Нелюбовь» (2017) / Фото: WDSSPR
На съемках фильма «Нелюбовь» (2017) / Фото: WDSSPR

Присутствие России на мировых кинофестивалях, как и в прошлые годы, оставляет желать лучшего. Мы успешно пролетели мимо основных конкурсов Берлина и Венеции, но хотя бы Андрей Звягинцев уехал из Канн с призом жюри за «Нелюбовь». Международное признание картины, кстати, на этом не заканчивается — ее номинировали на «Золотой глобус» и включили в шорт-лист «Оскара», так что будем надеяться, что 2018-й начнется триумфом российского кино. Заметим, что после нападок на «Левиафан» «Нелюбовь» авторы принципиально создавали без поддержки государства, так что Владимир Мединский, наверное, теперь локти кусает.

Кадр из фильма «Теснота» (2017) / Фото: предоставлено пресс-службой кинотеатра «Пионер»
Кадр из фильма «Теснота» (2017) / Фото: предоставлено пресс-службой кинотеатра «Пионер»

На таком фоне продолжают радовать молодые режиссеры и дебютанты. Неожиданный опыт Резо Гигинеишвили в формате психологической драмы с успехом демонстрировался в программе «Панорама» в Берлине; «Теснота» Кантемира Балагова стала фаворитом «Особого взгляда» Канн; а «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» Александра Ханта удостоился Гран-при в секции «К востоку от запада» в Карловых Варах.
 

Кино продолжает молодеть

Кадр из фильма «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» (2017) / Фото: ВГИК-Дебют
Кадр из фильма «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» (2017) / Фото: ВГИК-Дебют

Продолжим тему молодежи. 2017-й уверенно развивает сложившуюся ранее тенденцию омоложения нашего кино. Как всегда, об этом красноречиво говорит «Кинотавр». В основном конкурсе из четырнадцати картин половина — дебюты. Средний возраст режиссеров-участников составил всего 37,4 лет («моложе» «Кинотавр» был лишь в 2016 году). В прокате примерно пятая часть картин — это первые полные метры. Среди них нельзя не выделить такие мощные дебюты, как «Теснота» Кантемира Балагова, «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» Александра Ханта, «Нашла коса на камень» Анны Крайс и «Софичка» Киры Коваленко.
 

Кино без имени

 

Трейлер фильма «Черная вода» (2017)

А вот это довольно специфический тренд. Сразу несколько картин в этом году при релизе внезапно сменили имена авторов. Иногда это происходило по-тихому, и причины остаются неясными, а иногда со скандалом. Громким получился случай «Блокбастера». Снимавший картину Роман Волобуев объявил, что убирает свое имя с титров, со сцены «Кинотавра». Причиной он назвал отсутствие права финального монтажа. Тише прошли истории с двумя фильмами ужасов: Роман Каримов постарался всячески дистанциироваться от «Черной воды» (ранее он уже снимал свое имя со «Стартапа»), а при выходе «Конверта» вместо главного отечественного хоррормейкра Святослава Подгаевского в титрах оказался режиссер монтажа Владимир Марков. Под псевдонимом продолжает работать Таисия Игуменцева — в этом году вышел уже второй ее фильм, «Детки напрокат», сделанный под именем Татьяны Капитан. Наконец, комедиограф Жора Крыжовников всячески открещивается от своего участия как сценариста в проектах «Везучий случай» и «Жизнь впереди». Такая традиция, как минимум, свидетельствует о растущем разрыве между представлениями российских продюсеров и режиссеров о том, каким должно быть кино.
 

Темы и жанры: богатыри и космос, ужас и фантастика

Кадр из фильма «Время первых» (2017) / Фото: Bazelevs
Кадр из фильма «Время первых» (2017) / Фото: Bazelevs

Вряд ли возможно выделить какой-то определяющий жанр или тему 2017-го года, но несколько, скажем так, магистральных направлений есть. Блокбастерный формат в основном эксплуатирует мотив великого прошлого, причем доминируют советские достижения (спорт, космос) и древнерусские. Что характерно, кинематографисты, видимо, почувствовали усталость от темы войны: «Рай», «Три дня до весны», «Холодное танго» — единственные картины о войне за год, причем это явно не формат блокбастера. В некоторых, традиционно «отстающих» жанрах, наконец-то произошел прорыв. «Притяжение», очевидно, изменило лицо российской фантастики. Долгожданной волны русского хоррора так и не случилось, но «Невеста» и «Конверт» явно свидетельствуют, что жанр этот в наших широтах постепенно совершенствуется. А вот с постапокалипсисом и кинокомиксом дела не задались: «Танцы насмерть» и «Защитники» подверглись нещадной критике и не заинтересовали аудиторию. Впрочем, вполне предсказуемо. Добавим, что комедия хоть и вряд ли серьезно влияет на образ сегодняшнего российского кино в целом, однако в некоторых случаях продолжает приносить кассу. Речь о совершенно разных, но почти одинаково успешных картинах: «Гуляй, Вася!» Романа Каримова и «Бабушке легкого поведения» Марюса Вайсберга.
 

Размываются границы профессий

Кадр из фильма «Жги» / Фото: Марс Медиа
Кадр из фильма «Жги» (2017) / Фото: Марс Медиа

Еще одна давняя тенденция, которую 2017-й проявил особенно ярко — в творческих сферах деятельности стираются границы. Сразу несколько актеров в этом году дебютировали в качестве режиссеров: Кирилл Плетнев снял «Жги!», Алиса Хазанова — «Осколки», Константин Хабенский в следующем году выпустит военную драму «Собибор», Данила Козловский — «Тренера», а Ольга Зуева — «На районе».

Садятся в режиссерское кресло и представители других кинопрофессий, помимо актеров. Например, «Напарника» снял режиссер монтажа и продюсер Александр Андрющенко, VFX-супервайзер Никита Аргунов завершает «Кому», сразу несколькими проектами обещает разразиться композитор Алексей Рыбников.

Совсем привычной стала миграция из кино на телевидение. Отметим «Оптимистов», снятых Алексеем Попогребским и «Доктора Преображенского», над которым в данный момент работают Сергей Тарамаев и Любовь Львова, а также ряд своеобразных проектов ТВ-3, например, «Карамора» и «Колл-центр». Наконец, несколько театральных режиссеров синхронно обратились к кино: Роман Самгин снял комедию «Везучий случай», Александр Молочников — «Мифы», а Алексей Франдетти в данный момент готовит военный мюзикл «Счастье мое». Надеемся, подобные опыты будут способствовать не девальвации профессии, а, наоборот, помогут обогатить наши кинематограф.

С наступающим Новым годом и хорошего кино!

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *