2017 год в зарубежном кино: киновселенные, Стивен Кинг и разрушенные карьеры

 

Харассмент

Практика подсказывает, что, подводя итоги года, нельзя начинать с каких-либо странностей, вроде далеких от кино страстей. Мы ведь не желтая пресса и не политическое издание. И как бы ни хотелось назвать главным трендом 2017 года последствия избрания Трампа (его отголоски почти везде: от сериала «Американская история ужасов» до неожиданно успешного фильма «Прочь»), мы все равно вынуждены в первую очередь обратить внимание на то, о чем в уходящем году говорил каждый. Голливуд никогда не будет прежним.

Казалось бы, «ну все же знали». Нам-то какое дело, как пробиваются в звезды. Российская специфика ОБН (Одна Бабка Нашептала) работает всегда в пользу антигероя: от истории с Клинтоном (казалось бы, дело было недавно, а ведь 20 лет прошло!) до избиения девушки российским эстрадным артистом. Но уже все все забыли, забили и простили.

Харви Вайнштейном / Фото: Thomas Hawk
Харви Вайнштейн / Фото: Thomas Hawk

Случай с Харви Вайнштейном и приближенными изначально казался плохой шуткой. Ну что тут такого? Но снежный ком уже покатился и в итоге превратился в лавину, в которой «погибли» Кевин Спейси и другие причастные. Стало уже не до шуток. «Пошутила» даже наша Любовь Толкалина, да так, что ее чуть ли не затравило наше любимое братское актерское сообщество.

Кадры из сериала «Карточный домик» / Фото: Netflix
Кадры из сериала «Карточный домик» / Фото: Netflix

В этой некрасивой и дико неудобной истории у каждого есть свой субъективный взгляд на вещи, но головы, на самом деле, полетели достойные. Один из главных продюсеров современности, подаривший миру тонны великих фильмов. Один из лучших актеров современности. Одна из величайших актрис. Крупнейший режиссер. Все повязаны.

Мы в этом году сидели в своих фейсбучиках и наблюдали, как убивали кино его же создатели. Раскаивающийся Тарантино, который рыдал над тем, что «вовремя не настучал», — это ли не симптоматика?

Время лечит — это да. Голливуд (или, точнее, зритель США) очень любит камбэки. Типа Мела Гибсона или Роберта Дауни-младшего. Но если добавить немножко личного, то многим абсолютно не интересны подобные истории. Неважно, что такой-то и такой-то человек снял такие-то и такие-то фильмы. Или снялся в таких-то фильмах. Пускай у него на затылке родимое пятно в виде трех шестерок. Или он отрезает по ночам себе хвосты. Как говорится, «у каждого свои недостатки». Закрытие прекрасного сериала «Карточный домик» произошло не из-за того, что история Клэр Андервуд стала кому-то интереснее, чем линия Фрэнка Андервуда, а из-за того, что кто-то кого-то за что-то трогал или приглашал в кабинеты в расстегнутом халате. Неважно когда и за что. И это всего лишь один пример. В 2017 году мы лишились очень трепетного: так называемой «магии кино». Теперь мы имеем социологию. На место таланта пришел пункт в договоре о харассменте. Все. Поехали дальше.

Кадр из сериала «Карточный домик» / Фото: Netflix
Кадр из сериала «Карточный домик» / Фото: Netflix

 

Конец «золотой эпохи сериалов»

В 2017 году, наконец-то, произошла диффузия между сериалами и кино. Большие телешоу стали сниматься на IMAX-камеры и презентоваться в соответствующих залах. И наоборот: фильмы начали позиционировать себя на фестивалях как вполне себе самодостаточное многочасовое кино для небольших телеэкранов. Вуди Аллен снимает сериалы, а новыми суперзвездами становятся актеры, ранее не представлявшие себя вне телеэкрана. Каналы стали заниматься производством своего контента масштабнее, чем кто-либо из больших киностудий. Netflix вообще начал себя вести как завоеватель мира. Он попробовал международные силы на жителях Южной Америки, вложившись в Бразилии в более чем успешную антиутопию «3%» на португальском языке, а в Германии при поддержке «Нетфликса» вышел хоррор «Тьма». И на этом Netflix Original, конечно же, не намерен останавливаться.
 

Трейлер фильма «Тьма»

В это же самое время зрители, кажется, не заметили качественный и количественный скачок на телевидении. То, что ранее считалось фантастическими рекордами, сегодня само собой разумеется. Если съемки первого сезона «Игры престолов» обошлись для канала HBO в $60 млн, то в 2017 году за эти же деньги можно (и нужно) снимать отдельные эпизоды, вроде батальных сцен. Если раньше сериалы «Сопрано», «Подпольная империя», «Во все тяжкие» и так далее вызывали всемирное изумление (и это стало поводом лет десять назад объявить о так называемом «золотом веке телевидения»), то сегодня присутствие драконов, инопланетян в сложном гриме или многотысячной массовки вызывает скучающую зевоту у среднего потребителя.

По этой причине погорел, к примеру, проект Мартина Скорсезе и Мика Джаггера «Винил», где руководство HBO думало сразить зрителя наповал неожиданными режиссерскими решениями или тщательной проработкой ретро-деталей, но нет. Такими вещами публику уже не удивишь. В большинстве комментариев к абсолютному хиту среди кинокритиков «Охотник за разумом» говорится том, что это скучный разговорный сериал. Грубо говоря, нет экшна с драконами и зомби — нет массового успеха. «Золотая эра» закончилась, началась рутинная практика.
 

Трейлер фильма «Охотник за разумом»

 

Конфуз «Оскара»

«Ошибкой года» можно считать финальные аккорды церемонии вручения «Оскар — 2017». Для тех, кто не следит за наградами Американской киноакадемии, рассказываем. Дело было так. Приближается конец вечера в кинотеатре Dolby, пора оглашать главную номинацию «Фильм года». На сцену для этой почетной миссии выходят Уоррен Битти и Фэй Данауэй. Но что-то пошло не так с распределением конвертов. Объявляют победителем достаточно логичного фаворита «Ла-Ла Ленд», на сцену выскакивают обрадованные создатели мюзикла Дэмьена Шазелла, и даже звучат благодарственные речи. И вдруг раздается команда «стоп, мотор». Оказывается, за кулисами все перепутали и передали неправильный конверт, тогда как на самом деле академики единодушно признали лучшим фильмом года «Лунный свет».
 

Церемония вручения «Оскар-2017» в номинации «Фильм года»

«Ла-Ла Лендовцы» смущенно вернулись в зал, их место заняла группа «Лунного света». Казалось бы, мелочь, но осадок остался. Другое дело, что трансляция «Оскара» год от года теряет баллы и проигрывает рейтинги, а тут ошибка с конвертами вернула аудиторию и интерес к себе. Даже Первый канал, уже который год отказываясь от покупки эфирных прав на прямую трансляцию церемонии, в новостях поставил этот казус где-то между президентом России и боями на Донбассе.

 

Отказ от 3D

Наконец-то. Прокатчики обнаружили резкий спад интереса к стереокино. Зрителя перестал интересовать аттракцион ради аттракциона. Простите за высокопарную характеристику, но искусство стало важнее. Если говорить о России, то в 2017 году стали выходить не больше 3-4 иностранных 3D-фильма в месяц. В США та же история. Эпичнейший «Бегущий по лезвию 2049» или новые «Звездные войны» вышли в среднестатистическом количестве копий, в 2D и 3D вариантах примерно поровну. Стереокино стало принадлежать своему изначальному потребителю, то есть детям, которые как любили смотреть мультики в 3D, так и продолжают (и будут продолжать) развлекаться с помощью премиум-форматов.

Кадры из клип на песню Katy Perry «Сhained to the rhythm»
Кадры из клипа Katy Perry «Сhained to the rhythm»

Это же сказалось на том, что некоторые лидеры на рынке бытовой техники начали отказываться от производства 3D-телевизоров, выбрав высокую четкость в битве между HD и стереоскопией.

 

Rotten Tomatoes

«Гниль» начала откровенно гнить. Петиция, негласно и виртуально подписанная многими продюсерами и режиссерами, стала гулять и среди зрителей, которые заметили, что между интернет-оценками и действительным качеством фильмов нет никакой связи. Более того, появились фанаты версии, что чем больше тухлых помидоров было запущено в тот или иной фильм, тем меньше вероятности, что фильм действительно этого заслуживает (и наоборот).


Скриншот

Впрочем, это еще не конец. Подорванное доверие к Rotten Tomatoes в ближайшем будущем может затронуть мировой кинематограф в принципе. Так, уже на Каннском кинофестивале 2018 года может быть принята новая модель пресс-показов, когда и журналисты, и жюри, и простые смертные зрители будут смотреть фильмы и кидаться «помидорами» одновременно. Таким образом, оценка фильмов обретет более-менее объективный статус, бокс-офис станет меньше зависеть от критики и повернется лицом к своему потенциальному избирателю, который увидит ленту беспристрастно, буквально с чистого листа.

 

Стивен Кинг — настоящий «Кинг»

Один из самых экранизируемых авторов, и до этого обожаемый публикой на протяжении десятилетий, внезапно стал еще более востребованным писателем. Сериалы «Мгла», «Мистер Мерседес», вышедшие на телеэкраны в 2017 году, не сказать чтобы были приняты публикой безоговорочно положительно («Мглу» вообще посчитали за ошибку и закрыли после первого сезона), но шума наделали.
 

Трейлер сериала «Мгла»

Но тут случилось «Оно». Никто не ожидал от этого фильма сенсации, кто-то из создателей даже, скорее, посчитал разумным перестраховаться и разбить роман на части. «Детская половина» романа оказалась настолько успешной, что отбила бюджет в $35 млн в первый же уикенд, собрав кассу на 4 порядка больше. Всего на конец 2017 года сборы фильма «Оно» оказались в 20 раз выше, чем стоимость продакшна (прокат еще продолжается). И все гадают: как быстро вторая часть сможет выйти, и насколько она будет востребованной на волне успеха первой части.

Тут же возникают связи параллели с одним из самых обсуждаемых сериалов года «Очень странные дела», который уже на втором сезоне стал заметным культурным явлением 2017 года. Те же мотивы, тот же атмосферный фон, та же ностальгия по 80-м годам, но без Стивена Кинга.
 

Трейлер фильма «Оно» (2017) 

Единственно, (так, внимание, стивенкингофилы, держите себя в руках) с драматургической точкой зрения Кинг — это то ли аутсайдер, обгоняющий время, то ли просто плохой писатель. Ни один из сценаристов не выскажет ни одного восхищенного слова в адрес его книг-комиксов-сериалов. Его романы всегда переписывали десятки сценаристов, чтобы сделать эти истории смотрибельными, но это редко заканчивалось хорошо или красиво. Да, мы все знаем про «Риту Хейуорт и спасение из Шоушенка», но сравните сценарий и оригинальную повесть, и вы поймете, что мы имеем в виду.

Как пример, макабр с «Темной башней» с Идрисом Эльбой и Мэттью Макконахи, вышедшей в этом году. Ничто не предвещало беды, и «Башня» должна была стать чем-то вроде начала для большого киносериала, но идея с грохотом провалилась. И сейчас многотомный роман спешно переписывают для телепостановки.
 

Трейлер фильма «Темная башня»

Очень хочется в связи с этим упомянуть не менее популярного, но уже ушедшего писателя Филиппа К. Дика, о наследии которого в этом году вдруг умудрились пошутить даже в мультсериалах. Но давайте перенесем экранизации произведений талантливого фантаста на итоги следующего года. Что-то подсказывает, что «Электрические сны
Филипа К. Дика» — это только начало нового витка моды на знаменитого писателя.

 

Война Вселенных: победители и побежденные

Несмотря на то, что безоговорочным лидером во всем мире стал фильм «Красавица и чудовище» ($1,3 млрд), все внимание собрала битва студий Marvel и DC Comics. Последняя настолько рьяно хочет победить в этом сражении, что уже который год становится предметом для шуток среди фанатов.

Мы можем сколько угодно ерничать и хохмить в адрес той или иной стороны, но «смотрим на табло». В десятке самых кассовых фильмов североамериканского проката две картины номинально принадлежат ко вселенной DC («Чудо-женщина», $412 млн; «Лига справедливости», $213 млн). Но в топ-10 вошли и три марвеловских работы («Стражи Галактики 2», $390 млн; «Человек-паук. Возвращение домой», $334 млн; «Тор: Рагнарёк», $303 млн). Если взять еще «Логана», который тоже формально комикс Marvel (но франшизой про «Людей-Икс» на тот момент владела Fox, а не Walt Disney Studios Motion Pictures, как в случае со «Мстителями» — впрочем, осталось ей недолго), то победа последних налицо.
 

Трейлер фильма «Чудо-женщина» (2017) 

Это предсказуемо и выглядит не очень интересно (скорее, забавно, учитывая тренд уходящего года «делать супергеройские блокбастеры смешно»), если бы не появление еще одной Вселенной. Universal так сильно хочет создать свою «корпорацию монстров» с Франкенштейном, Мумией, Человеком-волком и другими «темными персонажами», что это становится даже любопытным. Провалив «Дракулу» в 2016 году и взявшись со всем усердием за «Мумию», в Universal, кажется, совсем потеряли чувство юмора и иронии. Правило, которое гласит, что фильмы с Томом Крузом по факту не проваливаются, сломалось даже здесь. Скромная постановка «Сделано в Америке» Дага Лаймана выглядит куда привлекательнее, чем пафосный фантастический блокбастер Алекса Курцмана. Уж лучше бы мультики снимали, ей богу, это у Universal получается куда лучше.
 

Трейлер фильма «Мумия» (2017) 

С такими итогами мы прекращаем придираться к западному кино. Да, киногод-2017 вышел не очень убедительным с финансовой точки зрения, но не стоит забывать, что только-только вышли «Звездные войны: Последние джедаи», которые могут изменить картину в положительную сторону. Несмотря на то что в киноиндустрии принято ежегодно отсчитывать финансы с начала декабря по финал ноября, мы верим в лучшее.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *