Другое дело – фестивали. ММКФ тому прекрасный пример. Ввиду того что в конкурсной программе нет ничего полезного, все обращают внимание на специальные программы, а там, конечно, сплошь знаменитости и кругом интересные фильмы, которые вряд ли выйдут в прокат. В результате получается невероятная давка, но уже через пару минут после начала залы пустеют. Как так? А вот как.
Все обращают внимание на специальные программы, а там, конечно, сплошь знаменитости и кругом интересные фильмы, которые вряд ли выйдут в прокат. В результате получается невероятная давка, но уже через пару минут после начала залы пустеют.
Фактором для дикого желания купить билет на редкий фильм (это на Московском фестивале от 500 рублей и выше) может стать все, что угодно. Возьмем картину «Рыцарь кубков» Терренса Малика. Тут и имя режиссера, и Кристиан Бейл с Натали Портман в главных ролях, и банальное любопытство. Мы тоже хотели посмотреть на этот фильм. Именно «на», потому что любому киноману известно, что с недавних пор Малик делает так: снимаю, что хочу и на что хочу, монтирую, как хочу, приглашаю на главные роли больших звезд и плевать на зрителя. При этом за последние пятнадцать лет его фильмография стала в три раза больше, чем за предыдущие четыре десятилетия.
Съемки фильма «Рыцарь кубков», реж. Терренс Малик
Итак, к делу. Ура, новый Малик в единственном экземпляре в единственном показе! Что делает зритель? Конечно, ломится так, что двери не выдерживают. Перед входом в зал нас останавливают контролеры: «Извините, но по аккредитации мы не пускаем». Почему? «Мест нет». В главном крупнейшем зале кинотеатра «Октябрь»? И даже на балконе? И даже на ступеньках? «Мест нет нигде, даже на ступеньках».
Решительно непонятно, как можно потратить деньги, силы, душевное здоровье для того, чтобы попасть на фильм, и уйти с него. Возможно, зритель вспомнил, что не выключил утюг, но не у сотни же зрителей проблемы с памятью.
Хорошо. Мы как раз напряженно выбирали, куда пойти: на Малика или на нового Абеля Феррару. Случай решил за нас и мы, забив на «Рыцаря кубков», идем на «Пазолини» Феррары. «Мест нет». Даже на порожках? «Даже на порожках, но, возможно, если кто-то выйдет, тогда мы вас запустим». Сразу по окончании этой фразы (и спустя минуты три после начала фильма) из зала вылетает полный мужчина средних лет. Мы, разумеется, входим и с удовольствием смотрим. Смотрим не только сам фильм, но и как ряды стремительно редеют.
Решительно непонятно, как можно потратить деньги, силы, душевное здоровье для того, чтобы попасть на фильм, и уйти с него. Возможно, зритель вспомнил, что не выключил утюг, но не у сотни же зрителей проблемы с памятью. Хотя, возможно, они забыли, кто такой Пазолини, что он снимал, какую ориентацию имел (а фильм повествует о последнем дне жизни великого режиссера, славного скандальными работами, взглядами и пристрастиями). Возможно, они забыли, что Феррара легких путей не ищет и на компромиссы не идет. Или что Уиллем Дефо, сыгравший заглавную роль, если соглашается работать, то выкладывается полностью.
Режиссер Абель Феррара
О’кей. Так как «Пазолини» короток, мы делаем еще одну попытку попасть на Малика, ведь его все равно можно смотреть с любого места. Свободно входим и видим, что зал наполовину пуст (или наполовину полон). И так далее.
Таким образом, практический совет всем заинтересованным: подождите, пропустите начальные титры, после них начнут выходить неподготовленные люди, и вы сможете увидеть ваш фильм.
Почти все критики ничего в «Милом Хансе…» не поняли, только единицы увидели в нем нечто особенное. После просмотра этой ленты, повествующей о немецких инженерах, работающих на советском заводе накануне войны, журналисты общались примерно так: «Я проспал весь фильм». Или: «Я еле высидел». Или: «Что это было?».
К другим темам. Показали новую картину Томаса Винтерберга «Вдали от обезумевшей толпы». Было очень интересно посмотреть и на то, как автор «Торжества» и сподвижник Ларса фон Триера расправится с этим классическим мелодраматическим романом XIX века, и на то, как на это будет реагировать зритель. Оказалось, что Винтерберг может снимать и в стиле «Унесенных ветром», а вот как к этому относиться – показала публика. Если не считать покинувших зал, зрители смеялись в голос. Кэри Маллиган, сделав бровки домиком, на полном серьезе произносит: «Спроси у меня еще раз, не выйду ли я за тебя замуж». Или поет в дуэте с Майклом Шином: «Не дай мужчине сорвать твой тимьян». Шквал аплодисментов и дикий хохот, хотя иной человек смотрел бы этот «девичий» фильм на полном серьезе и, возможно, кое-где расчувствовался.
Кадр из фильма «Милый Ханс, дорогой Петр»,
Не одни только простые зрители путаются, иногда в смятении оказываются и профессиональные критики. Мы не хотели сегодня вам рассказывать про конкурсную программу, но не можем не задеть самый ожидаемый фильм «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе. После показа на пресс-конференции, посвященной картине режиссера, сценарии и картины которого всегда носили иносказательный и символистский характер, было вот что. Встает Виктор Матизен и произносит: «После вашего фильма стало понятно, что киносообщество разделилось на два лагеря: одни ваш фильм возненавидели, другие считают шедевром». На самом деле, Виктор Эдуардович немного преувеличил. Почти все критики ничего в «Милом Хансе…» не поняли, только единицы увидели в нем нечто особенное. После просмотра этой ленты, повествующей о немецких инженерах, работающих на советском заводе накануне войны, журналисты общались примерно так: «Я проспал весь фильм». Или: «Я еле высидел». Или: «Что это было?».
Нам же показалось, что на ленту Миндадзе стоит (именно «на») смотреть хотя бы из-за картинки уникального оператора Олега Муту. Или из-за исполнителя главной роли Якоба Диля. Или из-за парадоксального мироощущения автора фильма. И досидеть до финала, возможно, в самом конце произойдет что-то, что изменит ваше отношение.
Посмотрим – увидим. Оставайтесь с нами!