Сцена из фильма «Веревка» (1948)
Первым режиссером, который решился воссоздать на экране непрерывное, не нарушаемое явным монтажом действие, стал Альфред Хичкок. В картине «Веревка» события укладываются в один вечер в нью-йоркской квартире, где двое парней убивают сокурсника, а после устраивают банкет.
Ввиду технических ограничений отказаться от монтажа совсем не получилось — все-таки 1948 год, гигантские 2,5-тонные камеры и бобины пленки, которых хватало только на десять минут. Для создания эффекта непрерывности действия десять вынужденных склеек были скрыты. Например, монтаж осуществлялся в моменте, когда камеру перегораживала спина актера или крышка сундука. Решение потребовало от команды специальной подвижной конструкции декораций, тщательных репетиций и трудных съемок, когда в день удавалось снять не больше одного кадра.
Правда, спустя годы Хичкок в своей идее разочаровался, признав для себя монтаж «основным средством визуального повествования». Более подробно об обстоятельствах создания классической ленты можно узнать из нашей статьи.
2«Домашнее задание» (Хайме Умберто Эрмосильо, 1991)
Сцена из фильма «Домашнее задание» (1991)
Одна из первых картин мексиканской новой волны, из которой со временем вышли такие значительные авторы, как Альфонсо Куарон, Гильермо дель Торо и Алехандро Гонсалес Иньярриту. Режиссер Хайме Умберто Эрмосильо взял смелую для тех лет тему и также смело ее решил. Эротическое действие снимается с одной точки — камера неотступно следит за встречей бывших любовников, которые в действительности оказываются благоверными супругами.
Между прочим, картина участвовала в Московском кинофестивале 1991 года, где удостоилась особого упоминания жюри.
3«Бегущее время» (Джош Бекер, 1997)
Трейлер фильма «Бегущее время» (1997)
Малобюджетная криминальная драма о бывшем заключенном, который идет на ограбление тюремной прачечной. Разумеется, неудачно. Фильм снимался десять дней в хронологической последовательности.
А режиссер Джош Бекер использовал черно-белую 16-мм пленку — в лучших традициях американского независимого кино. Особого признания картина не снискала, однако некоторые критики считают ее достойным продолжением «веревочных» опытов Хичкока.
4«Немой дом» (Густаво Эрнандес, 2010)
Трейлер фильма «Немой дом» (2010)
Попытка представителей экзотической уругвайской кинематографии адаптировать эффект непрерывного действия для нужд хоррора. По задумке авторов прием должен способствовать нагнетанию напряжения, ведь жуткие события — что-то нехорошее тревожит жильцов загородного дома — разворачиваются как бы в реальном времени.
Фильм с микроскопическим бюджетом был снят за четыре дня, а в качестве камеры использовался популярный в те годы у независимых кинематографистов фотоаппарат Сanon EOS 5D Mark II. Вскоре картину пересняли американцы, сохранив концепцию имитации единого кадра.
5«Бёрдмен» (Алехандро Гонсалес Иньярриту, 2014)
Трейлер фильма «Бёрдмен» (2014)
Один из главных фильмов 2014 года, победитель «Оскара», который ознаменовал триумф режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту и оператора Эммануэля Любецки.
В фильме показано несколько дней из жизни бродвейского актера. Причем в реальность иногда вмешиваются явления фантастического характера, однако авторам удается показать все действие как непрерывное. В арсенале приемов, служащих этой цели: перекрытия камеры объектами, переброска плана, затемнения, цейтраферная съемка. Кадры при этом длятся от минуты до десяти. Вспомнить, как снимался фильм, можно благодаря нашей статье.
6«Бушвик» (Джонатан Милотт и Кэри Мернион, 2017)
Трейлер фильма «Бушвик» (2017)
Боевик, проходящий по категории крепких бэшек. По сюжету посреди Нью-Йорка внезапно разгорается полномасштабная гражданская война, из ада которой ищут выход обычная девушка и бывший морской пехотинец.
Имитация единого кадра здесь выглядит не только инструментом погружения в действие, но и своего рода отсылкой к природе компьютерных игр — значительную часть действия камера плывет позади героев, как это часто бывает в экшн-шутерах. Съемки заняли две недели, причем авторы отмечают, что работалось нервно, поскольку длинные кадры требовали тщательного планирования и четкой координаций всех действий.
7«1917» (Сэм Мендес, 2017)
На съемках фильма «1917» (2019)
Как и «Бердмэн», новая картина тандема режиссера Сэма Мендеса и оператора Роджера Дикинса «1917» очевидно станет одним из главных кинодостижений года. По сюжету в разгар Первой мировой войны капрал с сослуживцем должны пересечь вражескую территорию, дабы передать важный приказ. События занимают примерно сутки и укладываются в два часа непрерывного экранного действия.
Склейки в фильме незаметные, а длительность кадров варьируется от 39 секунд до 6 минут. Авторам потребовалось полгода репетиций, два месяца съемок и четыре месяца постпродакшна, а кроме того ими были задействованы прототипы камер ARRI ALEXA Mini LF и масса другого новейшего оборудования. Съемкам фильма у нас также посвящен отдельный более подробный материал, который дает понять, что из всех фильмов с однокадровым эффектом на данный момент «1917» — самый масштабный и сложный.
Обложка: кадр из фильма «Бердмэн» (2014) / Fox Searchlight Pictures