1Гарольд Рассел
Сцена из фильма «Лучшие годы нашей жизни» (1946)
Гарольд Рассел, уроженец Канады, был участником Второй мировой войны. В ходе службы из-за несчастного случая он потерял обе руки и был вынужден носить протезы. Так он стал героем небольшого фильма о реабилитации ветеранов, где его и приметил Уильям Уайлер, уже на тот момент живой классик американского кино. Режиссер предложил Расселу роль в картине «Лучшие годы нашей жизни», посвященной возвращению фронтовиков с войны. Площадку непрофессионалу предстояло разделить со звездами: Дэна Эндрюсом, Фредериком Марчем, Мирной Лой и Терезой Райт. Исполнение Рассела трудно назвать выдающимся, однако оно добавило картине особую силу и правду.
В результате его работа даже была отмечена двумя «Оскарами»: почетным с формулировкой «за надежду и смелость, вселяемую товарищам-ветеранам» и за лучшую роль второго плана (это, кстати, единственный случай вручения двух наград за одну роль). В дальнейшем ветеран еще пару раз он появлялся на экране в не слишком удачных проектах, но в целом жил вполне благополучной жизнью. Правда, одну статуэтку ему пришлось продать, чтобы раздобыть деньги на лечение жены (тоже единственный случай в истории «Оскара»). «Лучшие годы нашей жизни» до сих пор считаются одним из важнейших фильмов американского кинематографа.
2Ламберто Маджорани
Трейлер фильма «Похитители велосипедов» (1948)
Ламберто Маджорани можно назвать лицом итальянского неореализма. В эпоху, когда режиссеры, ища новый уровень правдоподобия, предпочитали непрофессионалов профессионалам, он исполнил главную роль в «Похитителях велосипедов», ключевой картине всего направления. Маджорани работал токарем на заводе, где его и встретил Витторио Де Сика. Режиссера привлекли высокий рост, худоба, выделяющиеся скулы, рабочие руки, некоторая неуверенность в характере — Маджорани идеально воплощал образ простого человека из народа.
Любопытно, что Де Сика взял его в картину при условии, что по окончании съемок тот вернется на завод. Однако Маджорани не смог сдержать обещание — на заводе произошло сокращение, так что ему пришлось продолжить актерскую карьеру. Эпизодически он еще появлялся в таких важных итальянских картинах, как «Умберто Д.» и «Мама Рома», однако в целом карьера не сложилась. Умер актер почти через сорок лет после своего кинодебюта в безвестности.
3Бруно С.
Трейлер фильма «Каждый за себя, а Бог против всех» (1974)
Бруно С., человек трагической судьбы, был одним из двух любимых актеров Вернера Херцога. Только если Клаус Кински был одним из величайших артистов в истории, то Бруно С. — непрофессионал. До знакомства с Херцогом он двадцать лет скитался по тюрьмам и психиатрическим лечебницам. Херцога он заинтересовал тем, что был вечным скитальцем, аутсайдером и почти юродивым, стремившимся подальше скрыться от окружающего мира. Собственно, таких же героев он воплощал и в классических лентах немецкого режиссера — «Каждый за себя, а Бог против всех» и «Строшек». По сути, он всегда играл самого себя. После работы с Херцогом время от времени Бруно С. появлялся на экране, занимался музыкой, был художником. Его жизни посвящена документальная картина «Бруно С. — Отчуждение — это смерть».
4Хэйнг Сомнанг Нгор
Хэйнг Сомнанг Нгор в фильме «Поля смерти» (1984)
Камбоджиец Хэйнг Сомнанг Нгор остается вторым после Гарольда Рассела и последним непрофессиональным актером, удостоенным «Оскара». В период правления «красных кхмер» он был отправлен в концлагерь, пережил пытки и смерть близких, но сам смог спастись и эмигрировать в США. Там его приметил кастинг-директор, искавший камбоджийцев для картины «Поля смерти». Нгор подошел во многом по той причине, что на экране мог передать ранее пережитый чудовищный опыт репрессий и геноцида. Работа удалась настолько сильной, что Нгор получил «Золотой глобус» и «Оскар» за лучшую роль второго плана. В дальнейшем он снялся еще примерно в двух десятках картин (в том числе у Оливера Стоуна) и вполне возможно сейчас был бы знаменитостью. Увы, в 1996 году Нгор погиб в ходе ограбления. Есть версия, что это была месть бывших соотечественников.
5Алекс Шаффер
Трейлер фильма «Побеждай!» (2011)
В случае Алекса Шеффера попасть на экран помог спорт и особая атлетическая подготовка. Режиссеру фильма «Побеждай!» Тому МакКарти на главную роль был необходим молодой человек с опытом в борьбе — актеры без подобной практики смотрелись совершенно неубедительно. Шеффер был борцом в старшей школе, но на площадке параллельно со спортивными навыками смог проявить и внушительный драматический талант, убедительно сыграв проблемного подростка. Его работу высоко оценил сам Роджер Эберт. Сегодня Шаффер продолжает актерскую карьеру, время от времени появляясь в небольших независимых картинах.
6Саша Лэйн
Трейлер фильма «Американская милашка» (2016)
Режиссер Андреа Арнольд известна своими смелыми кастинговыми решениями и необычными подходами к поиску актеров. Вероятно, одно из главных ее открытий — Саша Лейн. Колоритную девушку режиссер приметила на пляже, когда та отдыхала во время весенних каникул. Обилие татуировок, дреды, но главное — безумная энергетика, — все это идеально вписывалось в образ главной героини роуд-муви о поколении Y «Американская милашка». После широкого признания фильма Лэйн заинтересовались в Голливуде. Например, она уже успела принять участие в таком крупном проекте, как ожидаемый перезапуск «Хеллбоя».
7Ялица Апарисио
Трейлер фильма «Рома» (2018)
Мексиканка Ялица Апарисио оказалась одной из самых спорных фигур недавней оскаровской гонки. Дебютная главная роль непрофессиональной актрисы в фильме Альфонса Куарона «Рома» принесла ей номинации на ряд крупных премий, в том числе на «Оскар», где она стала конкурентом таких больших исполнительниц, как Гленн Клоуз и Оливия Колман. В то время как одни поддержали смелое решение киноакадемиков, другие восприняли его с критикой.
Апарисио Куарон нашел в маленьком городке. Любопытно, что будучи школьной учительницей, она не только не имела никакой актерской подготовки, но и ничего не знала о Куароне и его творчестве, а на кастинг, где она обошла сотни желающих, попала случайно. Тем не менее Куарон признается, что никто другой с ролью, в которой было много из личных детских впечатлений режиссера, не справился бы. Дальнейшая актерская судьба Апарисио пока не ясна, кроме того, что она уже приняла предложение о съемках во второй своей картине.
Обложка: кадр из фильма «Американская милашка» (2016) / A24