1Спайк Джонс
Fatboy Slim — Weapon Of Choice
Спайк Джонс многим известен по своим фильмам, которые он снимает хоть и редко, но метко: «Быть Джоном Малковичем», «Адаптация», «Там, где живут чудовища», «Она». Кто смотрел — знает, что картины эти чрезвычайно нестандартны и могут на время поломать зрителю мозг. Такие же у Джонса и клипы — новаторские, смелые, словно бы бросающие зрителю вызов. Артисты, с которыми работал режиссер, соответствующие: Sonic Youth, Beastie Boys, R.E.M., Beck, Bjork, Fatboy Slim, Yeah Yeah Yeahs, Arcade Fire, Канье Уэст.
2Йонас Акерлунд
The Prodigy — Smack My Bitch Up
Швед Йонас Акерлунд прошел большой путь в деле съемок клипов. Он начинал с сотрудничества с локальными дум-металлистами. Постепенно, набирая опыт и популярность, Йонас оказался крайне востребованным автором, клипа от которого ждут крупнейшие музыкальные звезды разных жанров: Roxette, Metallica, The Smashing Pumpkins, Blink-182, Rammstein, Оззи Осборн и Кристина Агилера.
Во многих клипах Акерлунда чувствуется характерное умение создавать нужную атмосферу и настроение. Также режиссер умеет провоцировать. Взять хотя бы скандальный POV-клип The Prodigy на трек «Smack My Bitch Up».
3Мишель Гондри
Björk — Bachelorette
Применение своей неутомимой фантазии Мишель Гондри находит не только в кинематографе, но и в музыкальных клипах, которых успел снять больше сотни. Почти каждая работа так хитро устроена, что ее тянет пересмотреть вновь.
Гондри сотрудничал с Massive Attack, Radiohead, The White Stripes, Полом МакКартин, но особенно впечатляющий и экстравагантный творческий союз сложился у режиссера с Бьорк — около десяти сюрреалистических видео, каждое из которых по цельности концепции тянет на самостоятельное кино.
4Флория Сигизмонди
Muse — Supermassive Black Hole
Флория Сигизмонди — один из тех режиссеров, которых ценят за особый узнаваемый авторский стиль. Ее работы часто характеризуют как «нервные» и «тревожащие душу», а сама она говорит, что стремится делать нечто одновременно брутальное и прекрасное.
Начинала с любительских видео для знакомой группы The Tea Party, а к данному моменту в списке музыкантов, с которыми она работала есть Мэрилин Мэнсон, Дэвид Боуи, Роберт Плант, Бьорк, The Cure, Sigur Ros, Muse, Джастин Тимберлейк и Рианна.
5Director X
Rihanna — Work
Director X (а также Little X или просто X) — псевдоним канадского клипмейкера, специализирующегося на R’n’B и рэпе. Значительная доля артистов, известных в этих жанрах, так или иначе сотрудничала с ним: от ветеранов, вроде Onyx и Шона Пола до более молодых исполнителей, таких как Игги Азалия и Халид, а еще были Канье Уэст, Рианна, Дрейк. Общая черта работ X — яркий, изящный визуальный ряд, позитивная энергетика и доля юмора.
6Дэмиан Кулаш
OK Go — The One Moment
Альтернативных рокеров OK Go можно считать группой с самыми смелыми, новаторскими и безумными клипами современности. Команда сотрудничала с разными постановщиками, но в последнее время режиссурой все чаще занимается вокалист Дэмиан Кулаш. Например, именно его авторству принадлежат видео «Upside Down & Inside Out», снятое в невесомости, и «The One Moment», где использован слоу-моушн, позволивший за 4,2 секунды снять 325 различных действий и превратить это в 4-минутный клип.
Ленинград — Кольщик
Илья Найшуллер совершил прорыв в кино, сняв «Хардкор», первый полнометражный экшн, где все полтора часа безумного действия показаны от первого лица. До фильма эта фишка использовалась с клипах группы Найшуллера Biting Elbows на песни «The Stampede» и «Bad Motherfucker» (респект последнему выражали Даррен Аронофски и Сэмюэл Л. Джексон). А после он снял POV-клип «False Alarm» для R’n’B звезды The Weeknd.
Однако на одной лишь субъективной камере Найшуллер не замыкается. Также новаторским был его клип «Кольщик» для Ленинграда, брутальный цирковой бурлеск, показанный задом наперед. А в «Вояже» того же Ленинграда получилась сильная и драматичная история.
8Олег Трофим
Синекдоха Монток — Где Бы Ты Ни Был
Клипы молодого режиссера Олега Трофима больше похожи на миниатюрные фильмы с соответствующим подходом к драматургии, но по-клиповому насыщенной динамикой и визуальной образностью. Начинал автор с сотрудничества с рэперами Тимати, Влади и L’One, а не так давно выходили его поэтичные работы для более нестандартных исполнителей: «Бейся, сердце» и «Выше домов» Сироткина и «Где бы ты ни был» Синекдоха Монток.
Также Трофим снял полнометражный дебют — мелодраму «Лед» (разумеется, музыкальную), которая стала одним из самых коммерчески успешных фильмов в современной истории отечественного кино.
Обложка: слева направо Director X, Спайк Джонс, Олег Трофим / Фото: TASS (2), Ольга Наседкина, freepik.com