Режиссёрская интерпретация Мэтта Ривза ведет нас в Готэм-сити, который Бэтмен уже знает. Режиссер не намерен заново рассказывать нам о генезисе героя, а нити его травмы после смерти родителей тонко вплетаются в сюжет, так, что ни у кого не возникает сомнений, почему Брюс Уэйн в фильме Бэтмен 2022 решил лично отомстить преступникам. Мститель в маске за несколько месяцев своей деятельности уже успел посеять страх в сознании более или менее видных головорезов, передвигающихся по залитым дождями улицам разоренного коррупцией и преступностью города. Ему также удалось найти своего первого и, как мы хорошо знаем, самого верного союзника, Джеймса Гордона (в исполнении Джеффри Райта). Он единственный, кто верит в его благие намерения и позволяет ему активно участвовать в расследованиях. Остальные полицейские, с другой стороны, смотрят на парня в костюме летучей мыши с вполне оправданным презрением и намеком на смущение в сочетании с разочарованием. Между тем, Бэтмен, совершенно равнодушный к тому, как его воспринимают окружающие и упорно стремится к достижению своей цели — он сделает все, чтобы на улицы города пришел мир, хотя — как он сам признается — количество преступлений с момента его появления только увеличилось.
Таинственный убийца, нападающий на коррумпированных чиновников и правоохранительные органы, начинает свою миссию по избавлению Готэма от его болезни. Загадочник с самого начала вовлекает Темного рыцаря в свое расследование.
Бэтмен стал детективом?
И вот мы следуем за Бэтменом по стопам убийцы и — казалось бы — у нас наконец-то появился достойный противник, против которого Брюс Уэйн сможет испытать свои легендарные детективные способности. Режиссеру почти удается обмануть нас и создать впечатление, что Бэтмен на самом деле становится детективом в меру своих способностей, но это лишь видимость, которая преумножает другие преимущества новой постановки Мэтта Ривза. Создателям удалось воплотить в жизнь ослепительную атмосферу, заставляющую наслаждаться вездесущим мраком и духом нуарного кино из каждого кадра. В этом отношении Ривз создал самый мрачный Готэм в истории и заставил зрителя поверить в то, что Бэтмен действительно может быть для преступников Готэма, уличным призраком, скрывающимся в каждом темном переулке. Помогает этому и большая брутальность, чего новому Бэтмену абсолютно нельзя отрицать.
Ривз умеет снимать экшен-сцены, умеет изображать Бэтмена в кадре, использует обработки, напоминающие комический, неторопливый стиль повествования, позволяющий зрителю впитать в себя окружающий мир. Хладнокровно движущийся по местам преступлений Бэтмен придает впечатление человека, находящегося в нужном месте. Проблема в том, что сценарий Ривза не смог найти достаточно сложное испытание для Бэтмена. Его расследование трудно назвать детективным — главный герой скорее идет по следам трупов, оставленных перед ним Загадочником, и возможностей стать чем-то большим, чем шахматной фигурой, не так уж и много.
Однако почти трехчасовая продолжительность наполнена попыткой изложить истории других персонажей, и, при этом вы не можете жаловаться на скуку, потому что Бэтмен то и дело напоминает вам о своей истинной роли по отношению к головорезам.
Удались ли образы второстепенных персонажей?
Фильм имеет множество сюжетных линий. По отзывам к фильму Бэтмен 2022, хорошим примером здесь является прежде всего история Селины (Зои Кравиц), которая, наконец, получает большую роль в истории и имеет возможность пойти по стопам своего коллеги из комиксов, но почему она вступила в союз с Бэтменом определенно звучит недостаточно сильно.
С похожими проблемами приходится сталкиваться и Фальконе, и Пингвину, и, хотя Коллин Фаррел в очередной раз хорошо справляется с актерской работой, а его работу уже можно назвать культовой, его сюжету приходится делить экранное время с другими героями. Альфред (верный дворецкий Брюса), играет здесь крайне второстепенную роль, а их отношения едва заметны. Кроме того, Энди Серкис в этой роли так же неуместен, как Джон Туртурро в роли босса мафии. Оба они не способны вызвать ни на йоту харизмы и создают впечатление, что находятся на съемочной площадке в качестве наказания.
Каким предстает главный злодей
Ривзу нельзя отказать в смелости создать образ главного злодея, которого безупречно сыграл Пол Дано. Режиссер делает акцент на исключительно сильных и смелых криминальных сценах. Впрочем, ничего страшного в этом нет, ведь Ривз создает в данном случае крайне взрывоопасную смесь, что приводит нас к сильному финалу.
Само финальное столкновение либо смелости, либо ставки на более высокую возрастную категорию, могла бы поставить нового Бэтмена в один ряд с прошлым «Джокером».
Хотя нового Бэтмена можно обвинить в нескольких неудачных решениях как с точки зрения сценария, ему нельзя отказать во многих хороших решениях с почти образцовым изображением темной природы Готэма и характера Темного рыцаря. Со временем фильм Ривза, несомненно, будет в авангарде многих комбинаций с любимыми постановками Бэтмена, но нужно дать ему немного времени, чтобы он созрел вместе с последующими показами. Пока что Роберт Паттинсон и Ривз показали, что мир Темного рыцаря был доверен им не просто так, поэтому остается ожидать, что в следующий раз он будет еще лучше.