Йоко и Пират – герои фильма «Ёлки лохматые»
Подготовка животных
Кадр из фильма «Ёлки лохматые»
Главные черты, необходимые четвероногому актеру: жизнерадостность, игривость и хороший аппетит. Если собака не боится людей, каких-нибудь звуков и прочего, оптимистично смотрит на мир, то все остальное – дело дрессировщика.
Перед съемками мы получаем сценарий, затем общаемся с режиссером, желательно с оператором и каскадерами, если есть какие-то специфические трюки. После этого составляем техническое задание, прописываем все нюансы выполняемых в кадре задач и работаем.
На съемках фильма «Ёлки мохнатые»
До начала съемок фильма «Ёлки лохматые» мы несколько раз встречались с режиссером Максимом Свешниковым. У него не было опыта работы с собаками, хотя он прекрасно с ними ладит. Чтобы понять, что хочет режиссер, его приходилось пытать по три часа, выспрашивая каждую мелочь. К тому же у проекта долгое время не было окончательного варианта сценария, соответственно, мы не знали, как работать. Впрочем, это стандартная ситуация. Пират у нас опытный актер, требовалось только какие-то нюансы доделать, исходя из конкретных сцен. А вот у Йоко был дебют, до этого она только в эпизодике появлялась, поэтому мы ее готовили около трех месяцев.
Животные на съемках
Кадр из фильма «Ёлки лохматые»
Если предстоит длительный процесс съемок, мы стараемся найти животному уединенное место, где можно было передохнуть в перерывах. Важный момент – поменьше контактов со съемочной группой. Животные, в отличие от человека, не могут закрыться и не тратить свои эмоции на окружающих – они играются с каждым, кто к ним подходит. В результате очень быстро устают, теряя то, что должно попасть в кадр. Контакт обычно допускаем только с актером – партнером по сцене. Даже режиссеру лишь изредка позволяется гладить животное. Иногда, правда, случается, что собака привыкает к режиссеру и начинает выполняет его пожелания до того, как он договорит.
На съемках фильма «Ёлки мохнатые»
Оператор с животными не взаимодействует, но от их общей задумки с режиссером зависят указания дрессировщику – куда встать, чтобы не попасть в кадр, чтобы совпадали направления взглядов актеров и животных и т.д. При этом актерам особыми навыками обладать не обязательно. Для этого мы и дрессируем животных, чтобы они могли сыграть сцену с любым человеком, даже если видят его в первый раз. Единственное пожелание к актерам – не бояться.
Кадр из фильма «Ёлки мохнатые»
На съемочном графике участие животных в фильме обычно никак не отражается. Я где-то прочитала, что якобы на площадке тратится по три-четыре часа на то, чтобы поймать нужный взгляд или эмоцию животного, но это все сказки. На кадр средней сложности, как правило, уходит не более часа: постановка, репетиция, съемка. Если же три-четыре часа ловить один взгляд, – что нам, может, иногда и хотелось бы, – мы просто не снимем кино, это нереально. Например, на «Ёлках лохматых» у нас было, кажется, 35 смен.
Съемки «Ёлок лохматых»
Кадр из фильма «Ёлки мохнатые»
Форс-мажоры на проекте в определенном смысле случались каждый день. Самый забавный был в сцене, когда Йоко лежит на кровати, а Пират укрывает ее и себя заодно. Когда мы репетировали, все было замечательно. На съемках же оказалось, что покрывало такое большое и тяжелое, что никак не накручивается на Пирата. Снимали, наверное, дублей тридцать-сорок – что сделаешь, если такое постельное белье? Самое ужасное, что собаке не объяснишь, почему она делает одно и то же сорок раз: все выполняет идеально, а ее заставляют повторять трюк снова и снова. При этом вокруг нарастает напряжение, и животное это чувствует. Но ничего, в итоге все получилось.
Качества дрессировщика в кино
Справка Александра Степанова Работала над фильмами: «Перегон», «Убойная сила», «В ожидании чуда», «1814», «Garpastum», «Бумажный солдат», «Морфий», «Я», «Пепел», «Шерлок Холмс», «Ёлки 3», «Ёлки лохматые» | ||
- Интересно: часть фильма «Ёлки Лохматые» снималась на камеру Sony Action Cam HDR-AS100V.