Изначально всё с «Четверкой» было неплохо. Суровые трейлеры сообщали, что классическую историю «Фантастической четверки» перескажут нолановским языком. Снимает ее автор псевдодокументалки «Хроника» Джош Транк (сразу вспоминается, что постановщик блокбастера «Мир Юрского периода» Колин Треворроу тоже до 2015 года ничем выдающимся не отличался). И кастинг казался приличным: Кейт Мару мы можем вспомнить по «Карточному домику», Джейми Белла по «Билли Элиоту», а Майлза Теллера по «Одержимости».
Но что пошло не так?
Нет, нам всем, конечно, было интересно, что кто-то придет и скажет: «Вот так все и было на самом деле». Существо будет страдать от комплекса неполноценности. Факел – от страха загореться не вовремя. Мистер Фантастик – от непонимания, почему он лидер команды, а Сьюзан Шторм – вообще, кажется, ни от чего не страдает. А, чуть не забыл, еще есть Виктор фон Дум, который главный злодей и живет в Латверии («Что? Где?» Еще раз: в Латверии. У него даже паспорт есть).
Конфликты на съемочных площадках – дело темное и похожи на пересуды старушек у подъезда. Но все же, желтые издания отметились тем, что рассказали всем, как снималась нынешняя «Фантастическая четверка»: режиссер спрятался ото всех в каком-то темном помещении и руководил оттуда съемками. Нет, серьезно, так оно, судя по прессе, и было: Джош Транк попросил выделить для себя энное количество черной ткани, чтобы отгородить себя от многочисленной группы.
Джош Транк во время съемок фильма «Фантастическая четверка»
Далее та же желтая пресса разнесла слухи о том, что чуть ли не на середине съемочного процесса Транк поссорился со всеми начальниками «Фокс», был изгнан с площадки, и за него фильм доделывал чуть ли не Мэттью Вон, числящийся продюсером.
Сказать по правде, поверить в то, что Мэттью Вон домонтировал «Четверку», можно, но если бы в фильме была хоть одна шутка. Но нет, картина получилась фантастически серьезная. Поэтому версия СМИ о том, что именно рокировка на площадке виновата в коммерческом провале, выглядит малоубедительной. Зато Джош Транк стал обвинять студию в окончательном монтаже: мол, если права на сведение принадлежали бы ему, фильм получился бы куда динамичнее, смелее и веселее. Но трудно сделать кино более смотрибельным, если в нем вплоть до финальных титров не происходит почти нечего: весь хронометраж герои только становятся той самой «Фантастической четверкой», думают, как можно использовать свои суперспобоности, и лишь в конце принимают решение, как будет называться их команда.
Но на это Транк имеет свое объяснение. По его словам, прежде всего, он хотел рассказать о происхождении Фантастической четверки, показать юные годы героев, пока они не были одной командой. «Это должен быть фильм, который мне, как поклоннику супергероев, захотелось бы посмотреть. Что-то новое, возможно, очень необычное или противоречащее ожиданиям», –говорит режиссер. Таким же важным для него стало создание реалистичной, эмоциональной и правдоподобной тональности фильма.
Комикс «Фантастическая четверка»
«Герои обладают такими же способностями, как в комиксе, но в этот раз они воспринимают их не как новую силу, а как проблемы, которые необходимо решать при возвращении в общество», — поясняет Джош Транк. Правда, это не извиняет некоторые неаккуратности фильма. Так, герои угоняют машину телепортации, по сути, по пьянке. При этом Сью не летит с ними с параллельную реальность, а остается на Земле, чтобы вернуть четверку (с ними летит еще и классический злодей Виктор фон Дум). И как она получает свои сверхспособности, решительно непонятно.
Есть другое мнение, которое адекватнее объясняет проколы фильма. Виноваты во всем маркетологи, ведь сегодня они, а не творцы, сегодня являются главными фигурами на площадке.
Возможно ли историю про человека-кирпича, женщину-невидимку, растягивающегося парня и чувака-зажигалку снять максимально реалистично? Чем были плохи версии Тима Стори 2005 и 2007 года с Джессикой Альбой и Майклом Чиклисом? Зачем вообще переснимать кинокомиксы, которые вышли недавно и при этом не очень успешно? И это вопросы не только к «Фантастической четверке», но и, допустим, к «Удивительному Человеку-пауку», который студия закрыла после двух серий.
«Фантастическая четверка 2: Вторжение Серебряного Серфера», 2007
Любой продюсер должен знать, что если ты снимаешь кино по комиксу, то будь готов к пристальному вниманию фанатов. Здесь же у нас получается, что Сьюзан ни с того ни с сего оказывается сводной сестрой Джонни Шторма, который еще и темнокожий. Политкорректность, понятно, важна, но можно себе представить реакцию гиков на такой поворот событий.
Вопрос вызывают и взаимоотношения между Сью и Ридом. Согласно канону («канон» – в комиксах это не просто слово, это «градообразующее предприятие»: Супермэн – пришелец с Криптона, Бэтмэн – человек с большими деньгами, и так далее) они должны быть влюбленной парой, но и здесь что-то не так. Между героями Кейт Мары и Майкла Тэллера не вспыхивает ни единой искры. Вообще говоря, в фильме ничего не вспыхивает, если не считать спецэффектов, которые сделаны местами, будем честны, так, будто за окном 90-е.
Кейт Мара и Майкл Тэллер, актеры
Давайте опять вернемся к маркетингу. Дату премьеры сдвигали туда-сюда с 2016 до 2015 года и обратно. Это был верный знак, что что-то с фильмом не так. Зачем надо было делать тизеры, представляющие главных героев в стиле «9 рота»? Чтобы что? Всем заинтересованным и без этого понятны персонажи и их фантастическая индивидуальность. В данном случае, они скорее напугали, чем заинтересовали, несмотря на любимых актеров.
Август, по традиции, месяц неудобный для кинематографистов (для России так и вовсе трагический, вне зависимости от кино). Все большие премьеры уже отгремели, и если посмотреть на ситуацию еще шире, то в августе пользуются спросом, в первую очередь, малобюджетные комедии, а не серьезные до неприличия блокбастеры.
Судя по всему, пресс-показы «Фантастической четверки» отменили не только в России, но и в большей части стран мира. Прием, придуманный пиарщиками Никиты Михалкова, не показывать прессе изначально провальное кино, сработал везде. Журналисты, разгневанные невниманием к себе, писали уничижительные рецензии еще до появления фильма на экранах. Обиженные фанаты оставляли свой убивающий «сарафан» в блогах.
Однако, не хочется завершать рассказ о нынешней «Четверке» на такой пессимистичной ноте. Да, подвела пиар-кампания, да, наломали дров маркетологи, да, кастинг не идеален, да, отношения 30-летнего режиссера со съемочной группой не назовешь «полюбовными». Но разве это говорит о том, что сам фильм получился откровенно плохим? Нет, конечно. Стоит провести параллель со многими голливудскими провалами. Например, чем плох «Халк» Энга Ли, снятый в 2003 году? Синими трусами, над которыми не издевался только ленивый? Стоит посмотреть фильм спустя 12 лет – и можно разглядеть довольно любопытную историю с красивой работой оператора и монтажера, с полиэкранными трюками и неплохими на тот момент спецэффектами. Еще один Халк, «невероятный», в 2008 году критики тоже не приняли, посчитав, что Эдвард Нортон слишком серьезно подошел к воссозданию своего образа на экране.
Кадр из фильма «Фантастическая четверка»
В связи с этим вспоминается случай с «Годзиллой» Роланда Эммериха, вышедшим в 1998 году. Столько пинков от фанатов режиссер еще не получал. Но я лично слышал разговор критиков, увидевших фильм 2014 года Гарета Эдвардса. Один из них произнес буквально следующее: «Эх, жаль, что в 1998 году я ругал “Годзиллу” Эммериха. Оказывается, неплохой фильм-то был по сравнению с новым».
Так вот, не стоит заранее ругать кино. Идеальным был бы случай, если можно было посмотреть фильм Джоша Транка лет, эдак, через десять. Возможно, что он окажется «неплохим», просто мы его пока не рассмотрели. В конце концов, $104 млн по всему миру, собранные за две прокатные неделе – тоже деньги. Большое видится на расстоянии, так что до встречи в 2025 году.