Масштабный кинопроект, посвященный 150-летию знаменитого певца, снимался по заказу телеканала «Россия 1». Образ Шаляпина на экране воплощен в документально подкрепленном художественном образе. Сюжетная линия охватывает значимые периоды жизни артиста, раскрывая оперного певца не только как культурного деятеля, но и как человека. Историческая подоснова курировалась работниками музея имени певца, а на экране воплощалась благодаря работе гримеров, костюмеров и компьютерным технологиям.
Города и места съемок
К выбору мест, где снимали Шаляпин, команда подошла ответственно. Съемочные площадки разместились в:
- Санкт-Петербурге;
- Москве;
- Костроме;
- Нижнем Новгороде;
- Маленьком Тутаеве между Ярославлем и Костромой.
Москва и Санкт-Петербург выбраны не случайно, ведь жизнь артиста была заключена в постоянном перемещении между городами. Чтобы скрасить 20-часовую поездку между столицами, Шаляпин арендовал частный состав.
Московские локации должны были соответствовать передаваемой эпохе, поэтому современные ограждения, дорожные знаки или парковочные столбики демантировались или подстраивались под исторический колорит. Чтобы избавиться от разметки дорожного полотна, и в Москве, и в Санкт-Петербурге дорогу засыпали песком или снегом.
Многие эпизоды были отсняты именно в культурной столице, в исторических районах города. Локации включали:
- Александринский театр;
- Дом архитектора;
- Музей Шаляпина;
- Дом Труда;
- Мариинский театр.
Чтобы съемки проходили без промедлений, город был перекрыт по частям. Например, площадь перед цирком и Мариинским театром была изолирована только для съемочного процесса. А чтобы передать атмосферу из московской квартиры певца, на площадке Ленфильм был построен павильон, воссоздающий ее интерьеры. В московском Большом театре снимали оперные сцены.
Как Александр Горбатов готовился к роли Шаляпина
Биографическое повествование сериала накладывало на актеров и гримеров ответственность не только в декорациях, где снимали сериал про Шаляпина, но и в образах, приближенных к заданному историческому прототипу. Александру Горбатову, исполняющему главную роль, пришлось видоизмениться. По задумке художника по гриму воплощение героя опирается на портреты, созданные В. Серовым, Б. Кустодиевым, К. Коровиным и другими русскими художниками. Для роли Горбатову пришлось не только сменить стрижку, но и цвет волос. Улыбку и щеки изменяли специальные вставные гелевые накладки, для ослепительной улыбки актеру поставили виниры.
Каждый съемочный день начинался с часового процесса по накладыванию грима. При создании сериала актеру одевали парик около 100 раз, а бороду, бакенбарды и усы — 200 раз.
Костюмы в сериале
Завершенность образам персонажей придали соответствующие контексту костюмы. Актерский состав отмечали, что историческая одежда меняла атмосферу и внутренние ощущения. Наталья Салтыкова, художник по костюмам, с командой смогли вернуть эпоху конца XIX — начала XX века именно через костюмы. Костюмерный ряд оказался настолько огромным, что для съемок наряды не только шили, но и брали в аренду на студиях Ленфильм и Мосфильм. Поскольку сюжет совмещает рассказ о жизненных перепитиях артиста и о становлении Шаляпина народной звездой, в картине предусмотрен показ отрывков спектаклей с певцом. Костюмы из сериала «Годунов» использовались при создании киноленты.
Отмечаются костюмы женских персонажей, одевая которые актрисы меняли не только настроение, но и осанку с выражением лица. Особой детализированностью отличаются платья оперной певицы Татьяны Лобатович, актрисы Репиной и второй жены Шаляпина Марии.