IBC 2016: выставка глазами профессионала радиоиндустрии

Традиционно в рассказах об IBC принято делать акцент на решения в области ТВ и видео. Такой подход вполне понятен — объем этих рынков значительно превышает масштабы радиоиндустрии. Но это отнюдь не означает, что в сфере радио не происходит ничего интересного — производители оборудования для радио в этом году были достаточно широко представлены, заняли несколько залов и порадовали рядом заметных новинок. Об этом нам сегодня расскажет менеджер по маркетингу и PR компании «Тракт» Екатерина Комарова.

Екатерина Комарова, менеджер по маркетингу и PR компании «Тракт»Екатерина Комарова, менеджер по маркетингу и PR компании «Тракт»

Как сказал один из спикеров конференции IBC 2016 Доминик Делпорт, глобальный управляющий директор Havas Media (Париж, Франция), «полувековая вечеринка закончилась», имея в виду, что вещатели вынуждены трансформироваться и отвечать на все новые вызовы индустрии. В то же время, организаторы выставки и конференции считают, что делегаты, экспоненты и посетители были настроены более оптимистично.

В этом году IBC 2016 посетило 55 796 человек из более чем 160 стран за шесть дней работы конференции и выставки. Львиная доля компаний и решений, представленных в рамках IBC, относятся к ТВ- и видеотехнологиям, поскольку объем этих рынков значительно превышает масштабы радиоиндустрии. Тем не менее, технологии радио тоже были представлены в нескольких залах выставки и порадовали рядом заметных новинок.

Выставочный стенд компании Digispot (Тракт) на IBC 2016Выставочный стенд компании Digispot (Тракт) на IBC 2016

Традиционно широко на IBC были представлены системы автоматизации радиовещания: от гигантов вроде Dalet до локальных европейских игроков, например — Audisi. Основной тренд в этом сегменте — переход на облачные и веб-платформы. Заметный шаг вперед сделали разработчики упомянутого бренда Dalet, которые вынесли на веб-платформу 90% функций системы. При этом интерфейс мало чем отличается от десктопной версии, что очень порадовало пользователей программы.

Сегодня не иметь веб-интерфейса для ключевых компонентов системы автоматизации означает идти далеко позади конкурентов. Поэтому на стендах основных игроков рынка (Enco, RCS, Digispot (Тракт), Netia, WinMedia) решения для работы через браузер присутствовали, но в основном касались удаленной работы журналистов и редакторов, которые получили возможность записывать и редактировать материалы прямо на пресс-конференциях, а затем оперативно отправлять в общую базу данных радиостанции.

Выставочный стенд компании Digispot (Тракт) на IBC 2016Выставочный стенд компании Digispot (Тракт) на IBC 2016

Компания RCS также представила новую конфигурацию планирования GSelector, которая позволяет автоматически по заданным правилам составлять расписание, анализировать треки, запрещать вещание одного трека на разных станциях и так далее.

Еще одним неотъемлемым компонентом современной системы автоматизации стала визуализация радио, которая зачастую достигается интеграцией с другими приложениями для создания титров, любого графического оформления, дистанционного управления камерами и так далее. Такой подход позволяет использовать большую функциональность, а ресурсы разработки идут на обеспечение совместимости, а не на создание нового продукта. Решения для визуализации были представлены как компаниями-разработчиками систем автоматизации (Enco, Digispot (Тракт), David Systems), так и разработчиками специализированных видеосистем (Broadcast Pix, StudioCast, ChyronHego и прочими).

Выставочный стенд компании Digispot (Тракт) на IBC 2016Выставочный стенд компании Digispot (Тракт) на IBC 2016

В целом, интеграция с другими софтверными приложениями, мобильными и веб-платформами, социальными сетями, а также визуализация — это неизменные тенденции последних лет. И наряду с устоявшимися направлениями развития ярче стала проявляться софтовизация — то есть появление программных аналогов аппаратных решений.

Компания Lawo представила свой проект Real Virtual Radio, включающую в себя мобильную радиостанцию, которая помещается в рюкзак, а также систему Virtual Patch Bay. Оба продукта направлены на максимальную замену аппаратных решений программными: виртуальный микшерный пульт, виртуальная звуковая карта, аудиообработка (вместо использования FM-процессора), продвинутая коммутационная матрица и многое другое. Мнение о том, что за таким подходом будущее, разделяет не только компания Lawo, но и их партнер по проекту — Orban, который предоставил решения для обработки звука.

Среди отечественных новинок в тренде софтовизации оказался бюджетный модуль эфирной аудиообработки от компании «Тракт», который позволяет заменить дорогостоящий FM-процессор на небольших радиостанциях.

Выставочный стенд компании Digispot (Тракт) на IBC 2016Выставочный стенд компании Digispot (Тракт) на IBC 2016

Софтверные компании уверено «тянут одеяло» в свою сторону, но до полного отказа от аппаратной части радиокомплексов еще очень далеко. Те же FM-процессоры не были обделены вниманием публики: бюджетные решения от Deva, популярные от Omnia, свеженькие (и малоизвестные) от WorldCast Systems. А вот еще одного известного производителя FM-процессоров Orban недавно полностью купила компания DaySequerra — один из ведущих европейских поставщиков оборудования для цифрового радио. Что ждать от этого слияния — покажет время.

Движемся дальше. Сердце радиостанции — микшерный пульт. Этим устройствам была посвящена значительная часть общей выставочной экспозиции. Интересно, что за много лет дизайн консолей мало чем изменился. Незначительно меняются материалы, цвета, форм-факторы, а пользовательский интерфейс и вовсе остается таким же, как был десятки лет назад.

Попытку выйти «из зоны комфорта» сделал микшерный пульт Intellimix от всего известного производителя студийного оборудования YellowTec, в котором механические фейдеры трансформировались в G-Touch — собственную разработку компании, которая выглядит как «золотая середина» между кнопками и классическим сенсорным экраном. Меню настроек выведено в верхнюю часть пульта в виде touchscreen-панели. Пульт позволяет сохранить настройки на внешнем носителе, что здорово упростит жизнь ведущих эфира, если они далеки от технических деталей. К выбранным настройкам всегда можно вернуться, если они были критично изменены. В прошлом году консоль существовала только в виде идеи и рисунка на промо-открытке. В этом году первый прототип увидел свет. Он подходит не только для радиостудий, но и для обработки звука для видео.

Выставочный стенд компании YellowTec на IBC 2016Выставочный стенд компании YellowTec на IBC 2016

Других новаторов в этой области увидеть не удалось: производители, да и сами вещатели по-прежнему более лояльно относятся к классическим моделям и осторожно наблюдают за тенденциями виртуализации консолей, актуальность которых связана с широким распространением устройств с сенсорными экранами. Напомню, что пару лет назад не очень удачную попытку представить виртуальный пульт Crystal CLEAR сделала компания Lawo. Еще тогда в момент демонстрации было понятно, что он требует серьезных доработок: не были устранены проблемы задержек при смене конфигурации и обработке некоторых команд.

Правда небольшие производители, готовые к экспериментам, взяли курс на изменение внешнего вида микшеров: они становятся более изящными и стильными. По сравнению с ними даже флагман всемирно известной Axia — пульт Fusion выглядит «гостем из прошлого». И это неудивительно: с тех пор, как в моду вошла визуализация радио, студии должны выглядеть презентабельно.

Еще одна тенденция — объединение функций вещательного и монтажного пульта в один. Тенденция возникла не на пустом месте. Она связана с тем, что все большую популярность набирают небольшие интернет-радиостанции, которые тоже хотят вести живые эфиры, но не располагают площадями и ресурсами медиахолдингов. Такие пульты стоят в разы дешевле и занимают мало места. И, как показала выставка, они также интересны представителям стран третьего мира, которым нужны простые понятные пульты за простые понятные деньги.

Выставочный стенд компании Digispot (Тракт) на IBC 2016Выставочный стенд компании Digispot (Тракт) на IBC 2016

Один из таких пультов представила компания «Тракт» — на смену громоздким предшественникам выходит консоль ТР-7 Джинн, которая совмещает функции вещания, записи и ретрансляции, а по размеру близка к бумажному формату А3. На выставке был представлен рабочий прототип, а начало выпуска запланировано на май 2017 года.

Если среди студийных микрофонов особых достижений мы не заметили, то мир репортажных микрофонов уверенно развивается. В прошлом году Yellowtec выпустила обновленный репортажный микрофон iXm c WiFi-модулем. Он мог не только передавать запись по WiFi на другие устройства, но также прослушивать и обрабатывать аудиозаписи через специальное мобильное приложение от ENCO, которое подключается напрямую к микрофону. Стоимость этого микрофона также высока, как и его амбиции — около тысячи долларов. Понятно, что не каждой редакции под силу приобрести такой девайс.

Вслед за ним появились решения попроще и подешевле. Репортажный микрофон подключается к мобильному устройству по проводной связи через небольшой (не больше спичечного коробка) рекордер. При этом функции доступны те же: обработка материала через мобильное приложение, моментальная отправка в редакцию по интернету. Такие устройства презентовали Rode и Sennheiser. Их цена в четыре раза ниже беспроводного аналога. Список интересных новинок можно продолжать, но рассказать обо всем в рамках одного обзора невозможно, потому остановимся на этом.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *