Эпоха
Эллен Миройник (художник по костюмам): Мы не хотели делать шоу с ностальгической ноткой о старых добрых временах. Такое мы видели много-много раз. Нашей целью было шокировать другой эпохой и показать ее как очень современную.
Ховард Каммингс (художник-постановщик): Главная задача Стивена (Содерберга, режиссера – tvkinoradio.ru) заключалась в том, чтобы… показать, что эпоха более чем столетней давности похожа на нашу. Это выражается хотя бы в том, что тогда как и сейчас происходил технологический бум, менявший жизнь людей стремительней, чем они успевали осознать новшества. Примерно также сегодня нашу жизнь меняет Интернет.
Реджина Грейвз (художник по декорациям): Мы хотели вернуть тому времени некую сексуальность, таинственность. Викторианская эпоха может быть тяжеловесной, угнетающей, безвкусной, а мы искали в ней что-то яркое. Мы старались сохранить историческую достоверность на все 100%, но в то же время делали все максимально современным. Для примера, обои в комнате главного героя – новой модели, с большим количеством черного и золотого. Мы совместили их с антиквариатом и мебелью того времени, и получили что-то свежее, живое… Так мы вдохнули новую жизнь в старую эпоху, и зритли могут сравнить сегодняшний день и то, что было сто лет назад…
Экстерьер больницы
Ховард Каммингс: Сердцем истории является больница, поначалу находящаяся в плачевном состоянии, но постепенно обновляющаяся. Мне было чрезвычайно важно найти экстерьер, отражающий архитектуру Позолоченного века, который как раз был на излете к 1901 году… Здание нью-йоркской Средней школы для мальчиков (где проходили натурные съемки – tvkinoradio.ru) – прекрасный образец смешения романского и викторианского стилей в архитектуре. Каждый этаж имеет свою форму окон, здесь много резной работы, к примеру, терракотовые головы львов. Наличие уникальных вещей в постройке, ощущение небольшого архитектурного хаоса очень контрастируют с нашим современным представлением о больнице, где все стандартизировано.
Интерьеры больницы
Ховард Каммингс: Интерьеры больницы, большинство из которых было выстроено специально для съемок, выдержаны в серых, белых и черных тонах… Это сделано для того, чтобы выделить главный элемент – кровь.
Реджина Грейвз: Один из первых шагов, которые мы сделали, работая над фильмом – определились с цветовой палитрой. В декорациях больницы мы использовали нейтральные тона – белые и серые. Прежде всего, чтобы на них выделялась кровь. Также задействовали черный цвет и материалы с богатой текстурой. Мы провели серьезную работу, в том числе использовали исторические фотографии из архива Стэнли Бернса – медицинских покоев, офисов и библиотек.
Особенно большой сложностью были кровати в больничных палатах. Поначалу продюсеры, заботясь о бюджете, надеялись, что мне удастся найти двадцать с чем-то кроватей где-нибудь среди запасов реквизита или в какой-нибудь заброшенной больнице. К сожалению, исследовав все возможные закрытые больницы и психиатрические лечебницы, я не смогла найти ничего. Так что кровати, которые вы видите в фильме, являются репликами кроватей из психиатрического отделения больницы в городе Белвью. Кстати, мы ужасно волновались из-за них, поскольку они пришли к нам всего за два дня до начала съемок.
Операционный театр
Реджина Грейвз: Главное, что необходимо было продумать в операционном театре – это люстра, которая делалась на заказ на основе архивных изображений. В первом эпизоде есть сюжетная линия, связанная с проведением в больнице электричества. Поэтому операционная в одних сценах показывается как освещенная газовым светом, а в других – электрическим. Необходимость этого изменения была учтена при конструировании люстры, что позволило на площадке перейти от одного типа освещения к другому очень легко.
Другой важный элемент декорации операционного театра – пара необычайно высоких пьедесталов, на которых расположены мраморные бюсты. Вы не представляете, какие они были тяжелые! Мы посчитали, что в этом помещении должно быть что-то, придающее ему грандиозность – бюсты как раз подошли.
Улицы
Ховард Каммингс: Когда вы покидаете больницу, вы словно попадаете в другие миры, с другими цветами и фактурами, где много грязи, сажи и прочего. Богатые люди обязательно во всем чистом, в их мире все сияет. Еще я специально придавал разные оттенки земле, в зависимости от района города. Прямо перед больницей чисто. Дорога имеет серый цвет, контрастируя со зданием, благодаря чему создается эффект черно-белого кино. В районах многоквартирных домов все очень грязно. А для улиц в районах для состоятельных людей мы использовали булыжник.
Реджина Грейвз: Мы изучили тонну архивных фотографий Нью-Йорка, особенно Нижнего Ист-Сайда. Прежде всего, необходимо было закрыть все современные фасады стилизованными под то время. Мы специально изготовили фасады магазина шляп, нескольких швейных, нескольких баров, которые украсили вывесками и тентами.
Мне также пришлось раздобыть тонну мусорных баков того периода – из них мы делали муляжи пожарных гидрантов. Какие-то вещи мне удавалось находить через торговцев антиквариатом, но кроме того мне повезло, что много удалось позаимствовать с площадки «Подпольной империи».
Грязь
Ховард Каммингс: Одна из главных вещей, которую мы делали для того, чтобы достоверно воссоздать эпоху – пачкали улицы (натурные съемки проходили на улицах Бруклина – tvkinoradio.ru). Это оказалось трудной задачей, поскольку разрешить такое власти города были готовы только при соблюдении серьезных норм безопасности. В итоге я много всего нового узнал о том, что такое грязь и земля. Например, то, что нельзя использовать натуральный грунт, когда возможна температура ниже 0° – если вдруг пойдет дождь, грунт замерзнет и убрать его потом будет невозможно.
Поэтому мы использовали гравийные смеси, которые убираются довольно быстро. Кроме того, они соответствовали художественной концепции Стивена. Он как-то сказал мне, что будь его воля, он бы сделал сериал черно-белым. Многие экстерьерные сцены очень контрастные, почти черно-белые. Такой эффект отчасти создается благодаря гравийному песку на земле.
Реджина Грейвз: Съемка уличных сцен была абсолютным безумием! Хотите – верьте, хотите – нет, главной задачей был поиск грязи, которую мы привозили, чтобы полностью укрыть улицы. Причем грязь необходимо было добывать разных оттенков, в зависимости от требований Стивена к цветовой палитре сцены.
Квартиры
Реджина Грейвз: Со съемкой многоквартирных домов была следующая трудность – нам необходимо было снять восемь разных квартир за четыре или пять дней. При этом все снималось в одном помещении, в котором мы из раза в раз переделывали декорации. Так что это был бесконечный процесс разбора стен и установки других… Любопытно, что, несмотря на то, что эти декорации были не такими изысканными, как некоторые другие, в которых проходили съемки, в них все равно должны были быть эмоции… К примеру, мы покрывали стены обоями, которые тут же необходимо было состарить, а потому нанести на них другие обои. В общем, были интересные решения.
Белые туфли, зеленый бархат
Эллен Миройник: Белые туфли доктора Текери – это сумасшествие. Но я была их большим приверженцем. Когда Клайв Оуэн впервые пришел на примерку, и мы начали обсуждать Джона Текери, я сразу предложила белые туфли, а он, как и все, удивился: «Белые туфли?». Но когда он их одел, он тут же превратился в Джона Текери. Его волновало, стал ли бы Текери в то время действительно носить такую обувь, и, в общем-то, действительно это было бы глупо. Но я думаю, что именно Текери носил бы такую обувь.
Это ведь очень-очень точно подмеченная деталь его характера, показывающая его не просто кем-то вроде рок-звезды, а по-настоящему одержимым человеком. Текери одержим гением внутри него… И в его характере есть что-то романтическое… Клайв Оуэн любит бархат, и мы подумали, что использование этого материала позволит подчеркнуть некоторое высокомерие и нарциссизм его героя… Особенно удачно мы использовали зеленый бархат, поскольку зеленый цвет противоположен красному, а в фильме так много крови.
Сифилис
Ховард Каммингс: В фильме есть героиня, пострадавшая от сифилиса – у нее нет носа, потому что носовой хрящ был съеден болезнью. Одной из моих задач было определить, что в такой ситуации могло у человека остаться от носа, так что я достаточно насмотрелся медицинских фотографий больных в таком состоянии. У нас также была пара настоящих очков с приделанным фальшивым носом. Правда, к нашему времени они потеряли оригинальную краску, так что сложно сказать, в какой цвет их следовало окрасить. Стивену, однако, очень понравились и такие, неокрашенные, я думаю, потому, что в таком виде очки особенно шокируют.
Медицинские инструменты
Ховард Каммингс: Для воспроизведения медицинских приборов того времени существует бесконечное количество каталогов, в которых указаны необходимые размеры. Массовое производство инструментов тогда только налаживалось, так что врачи зачастую сами создавались все эти сумасшедшие приборы, сегодня, конечно, не используемые. Какие-то инструменты мы воспроизвели, но какие-то задействовали оригинальные, найденные у коллекционеров.
Нашим «секретным оружием» был доктор Стэнли Бернс, обладающий фантастическим архивом. Его особняк забит всякими раритетными вещичками, которые во многом послужили для нас источником вдохновения. У него же мы нашли документы о том, как проходили операции в то время, для чего какие применялись инструменты и так далее. В фильме есть эпизоды с рентгеновским аппаратом – мы использовали настоящий, функционирующий рентгеновский аппарат того времени, и он действительно светится зеленым.
Освещение
Ховард Каммингс: Стивен Содерберг был одним из первых сторонников использования цифровых камер RED. Это очень чувствительные к свету камеры, и на первых тестах он хотел попробовать, «сможем ли мы сделать необходимый свет, используя только газовые и масляные лампы без дополнительной подсветки». Было шоком, что нам это действительно удалось. В сериале много сцен, где мы использовали только свечи или масляные лампы, и работали при малой экспозиции. Так мы добиваемся правдоподобия, и у вас возникает настоящее ощущение того времени.
У нас был гаффер, который занимался искусственным освещением, но зачастую мы обходились натуральным светом. Но я плотно работал с гаффером для создания особого света электрического освещения, которое тогда только появилось и изменило все… Люди в то время зачастую сочетали электрическое освещение с газовым, так что мы экспериментировали и таким образом.
Источники: 1stdibs, KCRW, Brooklyn Based