Драматургия: бесперспективный жанр, горько-сладкий финал и съемки без сценария
Кадр из фильма «Гладиатор» (2000) / Фото: Universal Pictures
В 1950-1960-х годах жанр пеплума, масштабной экшн-драмы в античном антураже, был сверхпопулярен. Подобного рода картины не только приносили солидные кассовые сборы, но и получали важнейшие кинонаграды (хороший тому пример — рекордсмен «Оскара» «Бен-Гур»).
Однако со временем жанр выдохся и обрел статус вымершего. Именно по этой причине сценаристу Дэвиду Францони понадобилось три десятилетия, чтобы запустить картину о древнеримских гладиаторах. Ее идея появилась еще в 1960-е годы, но только обретя некоторый вес в Голливуде и заручившись поддержкой Стивена Спилберга (режиссер и сценарист сотрудничали на «Амистаде») Францони смог привлечь внимание к проекту компании DreamWorks. Весной 1998 года им был подготовлен первый драфт сценария.
Кадр из фильма «Гладиатор» (2000) / Фото: Universal Pictures
Сюжет «Гладиатора» был вдохновлен сразу несколькими источниками. Прежде всего, «Историей Августов», древним жизнеописанием римских императоров, и научно-популярной книгой «Идущие на смерть» Дэниела Мэннинкса.
Францони увлекла история сумасбродного императора Коммода: его непростые отношения с отцом, императором Марком Аврелием, одержимость гладиаторскими поединками, политические интриги, смерть от рук раба-атлета Нарцисса. Однако эти и другие обстоятельства стали для Францони и других авторов сценария скорее отправной точкой. Почерпнутые из истории события были переосмыслены, усилены или изменены в угоду драматургии.
Кадр из фильма «Гладиатор» (2000) / Фото: Universal Pictures
Порой авторы были не слишком оригинальны, напрямую заимствуя сюжетные ходы из классических пеплумов. Так, схватка Коммода и Нарцисса была перемещена на арену Колизея, как в фильме «Падение Римской империи». Нарцисс же стал главным героем повествования, превратившись в выдающегося полководца, который в результате интриг теряет семью и оказывается рабом-гладиатором.
В ранней версии сценария у него поменялось и имя на более выразительное Максимус. Разработка его характера стала одной из самых сложных задач картины. Герой много убивал в кадре, однако не должен был при этом выглядеть кровожадным маньяком. По этой причине военный долг он несет как тяжкое бремя, а убивает вынужденно.
Кадр из фильма «Гладиатор» (2000) / Фото: Universal Pictures
Другой важной особенностью истории «Гладиатора», очевидно, повлиявшей на его успех, стало то обстоятельство, что события почти двухтысячелетней давности оказывались созвучны современности. Так, в гладиаторских боях можно увидеть более жестокий аналог нынешних спортивных соревнований, вроде американского футбола. В Римской империи II века многие заметили параллели с Соединенными Штатами конца XX века: статус ведущей мировой державы, культурная и военная экспансия.
Кадр из фильма «Гладиатор» (2000) / Фото: Universal Pictures
Благодаря настойчивости Ридли Скотта, занявшего режиссерское кресло, «Гладиатор» избежал ряда традиционных для Голливуда штампов. Продюсеры жалели зрителя и хотели избежать смертей главных героев, а в финале и вовсе устроить хэппи-энд.
Францони же настаивал на более радикальной фабуле — до конца не дотягивал почти никто, включая главного героя. Его поддержал Скотт. Кроме того по его просьбе новый сценарист Джон Логан добавил ход, сделавший Максимуса глубоко трагическим персонажем, безусловно заслуживающим симпатии и сочувствия зрителя, — в первом акте авторы убили семью героя, составлявшую смысл его жизни.
Горький финал был подслащен третьим сценаристом Уильямом Николсоном, добавившим в историю образ Елисейских Полей, загробного мира, где главный герой все-таки вновь встречает своих родных.
Кадр из фильма «Гладиатор» (2000) / Фото: Universal Pictures
При всей тщательности работы над драматургией «Гладиатор» стал одним из наиболее ярких случаев в истории кино, когда съемки большого фильма велись с незавершенным сценарием, а текст доделывался в процессе. По словам Рассела Кроу, на момент начала съемок полностью было готово лишь тридцать две страницы сценария. При этом некоторые значимые для сюжета персонажи не существовали на бумаге вообще, как и весомая часть диалогов. Перед выходом на площадку Кроу зачастую понятия не имел, что предстоит сегодня играть.
Порой Ридли Скотт лишь предлагал актерам некие обстоятельства, в рамках которых те импровизировали реплики. Так, например, экспромтом возникла фраза римских легионеров «Сила и честь». Авторству Кроу принадлежит один из диалогов между Максимусом и Марком Аврелием, где Максимус мечтает о возвращении домой.
На съемках фильма «Гладиатор» (2000) / Фото: Universal Pictures
Францони описывает работу над сценарием в процессе съемок так: «Мы обменивались идеями и заметками, а потом, в три или четыре часа утра я шел к себе и писал, после чего показывал свежие страницы Ридли. Мы почти каждый день обсуждали сцены с Расселом перед тем, как он отправлялся на съемочную площадку. Помню, однажды мы уселись прямо на землю и начали что-то чертить на песке. Все это было очень похоже на то, как снимали кино в 1960-е».
Подобный творческий беспорядок был усугублен трагическими обстоятельствами. Ближе к концу съемок от сердечного приступа умер исполнитель одной из ключевых ролей Оливер Рид. Скотт отказался переснимать сцены с другим актером, однако понадобилось серьезно переписать сценарий — по существовавшей задумке герой Рида оставался жив, но в окончательной версии погибал.
Кадр из фильма «Гладиатор» (2000) / Фото: Universal Pictures
Заметим и такой ироничный момент. Фильм породил так называемый «эффект Гладиатора». Несмотря на огромное количество исторических ошибок и неточностей (зачастую намеренных), картина сыграла для истории хорошую роль, поскольку по всему миру подстегнула волну интереса к исследованию античности.
Кастинг и выбор режиссера
Картина Жан-Леона Жерома «Пальцы вниз» (1872)
«Гладиатору» предстояло стать фильмом, в котором бы сочеталась зрелищность высокобюджетного экшна и психологическая драма, постановочный размах и камерность. Режиссеров, способных справиться со столь разными задачами, не так много.
Предложение было сделано Ридли Скотту, прежде сделавшему в подобном ключе «Чужого», «Бегущего по лезвию» и некоторые другие картины. Любопытно, что вместе со сценарием продюсеры прислали режиссеру репродукцию картины академиста Жан-Леона Жерома «Пальцы вниз», изображающую финал гладиаторского поединка. Режиссер впоследствии признавался, что именно это полотно определило его желание заняться фильмом.
Кадр из фильма «Гладиатор» (2000) / Фото: Universal Pictures
На главную роль изначально рассматривался Мел Гибсон, однако актер отказался от предложения. По одной из версий он посчитал, что не подходит герою по возрасту. Также среди кандидатов на роль были Антонио Бандерас и Хью Джекман.
Получил ее в итоге набиравший популярность Рассел Кроу, обладавший необходимой мужественностью и харизмой. Отличился он также и кропотливостью в работе — актер интересовался всеми аспектами истории и характера своего персонажа. Если он не получал от режиссера ответы на волновавшие вопросы, он запросто мог уйти с площадки. И, разумеется, при таком отношении Кроу ужасно нервировало то обстоятельство, что сценарий находился в постоянных переработках. Но подобные трудности при работе над фильмом себя оправдали — роль в «Гладиаторе» стала одной из лучших в карьере Кроу, принесла ему «Оскар», а также положила начало продолжительному творческому союзу актера с Ридли Скоттом.
На съемках фильма «Гладиатор» (2000) / Фото: Universal Pictures
Роль главного антагониста фильма, императора Коммода, досталась молодому Хоакину Фениксу. В нем Ридли Скотт разглядел нужную «бесноватость», сочетание коварства, развращенности и различного рода патологических слабостей. Ключевую женскую роль исполнила датчанка Конни Нильсен, которую Скотт выделил за ощущение особого аристократизма и ума.
Также примечательно, что фильм стал последним в карьере великого британского актера Оливера Рида, которого не стало из-за сердечного приступа в процессе съемок.
Локации и декорации
Съемки «Гладиатора» проходили с января по май 1999 года в трех основных местах. Сначала снимались открывающие батальные эпизоды в германских лесах. Над ними группа три недели работала в Англии в заказнике Борн-Вуд. Группе был выделен местными властями небольшой участок леса, который предназначался под вырубку.
Еще три недели съемки велись близ города Варзазат в Марокко. Местные локации подошли для сцены в пустыне, а также здесь были возведены некоторые декорации, в том числе кирпичный провинциальный амфитеатр.
На съемках фильма «Гладиатор» (2000) / Фото: Universal Pictures
Над римскими эпизодами команда трудилась на Мальте. Здесь был задействован форт Рикасоли и воссоздан целый античный городок с рынками, статуями, колоннадами, а также нижняя часть Колизея (15,8 метров в высоту). Крупнейший амфитеатр античности, кстати, для фильма был чуть уменьшен. Если в действительности сооружение было рассчитано на 50 тысяч человек, то экранный Колизей имел размер примерно в две трети от оригинала и вмещал бы на 20 тысяч зрителей меньше.
Визуальное решение
На съемках фильма «Гладиатор» (2000) / Фото: Universal Pictures
«Гладиатор» положил начало довольно длительному сотрудничеству Ридли Скотта и оператора Джона Мэтисона (совместно они сняли пять картин). У последнего прежде был не очень большой опыт в кино, зато богатый в рекламе и музыкальных клипах (в их числе знаменитое видео Nirvana на песню «Heart-Shaped Box»). Это очень пригодилось при работе над фильмом, поскольку позволило обогатить изобразительное решение картины, преподнести исторический материал более современным языком.
На съемках фильма «Гладиатор» (2000) / Фото: Universal Pictures
Ридли Скотт отмечает, что они с оператором особенно много экспериментировали на батальных эпизодах. Подобные сцены были тщательно раскадрованы перед съемками, но на площадке в условиях многотысячной массовки, большого количества каскадеров, лошадей, трюков, пиротехники было решено не столько воспроизводить ход сражения, сколько передавать «ощущение битвы». Для этого авторы пробовали разные варианты движения камеры, ракурсы, съемку с разной кадровой частотой.
Один из наиболее выразительных и необычных операторских приемов фильма — прерывистое, как бы спотыкающееся изображение, подчеркивающее ощущение эмоционального потрясения. Эффекта удавалось добиться благодаря изменению угла затвора. Вместо более традиционных 180° съемка велась с углом затвора 45° или 90°. Схожую технику можно наблюдать в «Спасти рядового Райана».
На съемках фильма «Гладиатор» (2000) / Фото: Universal Pictures
На съемках использовалось несколько разновидностей камер: Aaton 35-III, Arriflex 35-III, Panaflex Gold II и Panaflex Platinum. В качестве оптики была выбрана линейка Panavision Primo, и Мэтисон отмечает, что несколько раз эти объективы буквально спасли его. Благодаря их светосиле он имел возможность снимать в условиях низкой освещенности, что порой было критично, особенно при работе с естественным светом.
Спецэффекты: Колизей, тигры и цифровой актер
Кадр из фильма «Гладиатор» (2000) / Фото: Universal Pictures
В «Гладиаторе» около 90 шотов с визуальными эффектами общей продолжительностью порядка девяти минут. Большую часть работ сделала британская компания The Mill.
Визуальные эффекты, прежде всего, помогли сделать картину более грандиозной. Например, реальная 2-тысячная массовка зрителей в Колизее средствами графики была расширена до 35 тысяч виртуальных зрителей. Для этого одни и те же актеры массовых сцен снимались с разных углов и изображали разные реакции.
Если для крупных и средних планов использовались декорации нижних секторов Колизея, то на общих, демонстрирующих масштаб, создавался виртуальных верх амфитеатра.
На съемках фильма «Гладиатор» (2000) / Фото: Universal Pictures
Для батального эпизода в начале фильма понадобилось «размножить» катапульты и гигантские арбалеты, поскольку в действительности на площадке их было лишь по две копии. На крупных планах добавлялись стрелы в воздухе. Для общих — дублировались воины и их оружие, огни, взрывы и дымы. В битве была задействована относительно небольшая массовка — 500 человек.
Супервайзер визуальных эффектов Джон Нельсон рассказывает, как удавалось добиться ощущения большей масштабности: «Мы попросту заготовили несколько фрагментов, расположив в чистом поле одну и ту же группу воинов в различных положениях: вот они стоят, вот бегут, а здесь лежат в живописных позах; сегодня это кавалерия, а завтра — лучники. Затем мы просто комбинировали эти заготовки вместе в одной сцене боя, выбирая из каждой то, что нам было необходимо в данную минуту. В результате из 500 человек массовки получались огромные армии».
На съемках фильма «Гладиатор» (2000) / Фото: Universal Pictures
Одна из самых зрелищных сцен фильма, поединок Максимуса с гладиатором-чемпионом и тиграми, — пример тонкого сочетания визуальных и практических эффектов. В съемках эпизода участвовали пять бенгальских тигров, контролировавшихся дрессировщиком (что не уберегло от нападения животного на одного из каскадеров), а также использовалось чучело зверя. Тигры снимались на хромакее, а на пост-продакшне добавлялся необходимый фон.
Нестандартной для создателей спецэффектов стала задача цифовой замены актера — подобной практики в мировом кино на тот момент почти не было (можно вспомнить разве что «Ворона» с Брэндоном Ли). Скотт не стал переснимать с другим актером сцены умершего Оливера Рида, предпочтя иное решение.
Кадр из фильма «Гладиатор» (2000) / Фото: Universal Pictures
Судьба героя была изменена, а чтобы воссоздать актера примерно на две минуты экранного времени были привлечены актеры-дублеры и цифровые технологии. The Mill сделала цифрового дублера на основе сохранившихся записей и кадров с участием двойника. Кадры композили из ранее отснятого материала.
Один из специалистов визуальных эффектов фильма Роб Харви так описывает решение этой задачи: «Мы сели вместе с монтажером и просмотрели весь отснятый с Оливером материал. Мы хотели найти какие-то реплики, которые были выброшены, или же забракованные дубли, чтобы сделать из этого что-то вразумительное. Нам пришлось перезаписать дубли с Расселом Кроу на зеленом фоне, а также переснять двери и решетки, чтобы Оливер мог говорить через них с Расселом и фактически вырезать его часть оттуда».
По нынешним временам, конечно, трудно сказать, что создание убедительного цифрового лица полностью удалось, однако на момент создания картины результат был впечатляющим.
Обложка: кадр из фильма «Гладиатор» (2000) / Universal Pictures