Запуск: адаптация жестокого детского романа
После феноменального успеха «Белоснежки и семи гномов» (1937), доказавшей всему миру возможность существования полнометражной анимации, Дисней решил закрепить результат.
Уже в сентябре 1937 года, во время производства «Белоснежки…» аниматор Норман Фергюсон показал Уолту детский роман итальянского писателя Карло Коллоди «Приключения Пиноккио» 1883 года. История Уолту понравилась. Но на тот момент вторым полнометражным фильмом студии должен был стать «Бэмби». Однако из-за трудностей в разработке реалистичной анимации животных проект был приостановлен, а «Пиноккио» наоборот — запущен в производство.
Трейлер мультфильма «Пиноккио» (1940)
Содержание романа при написании сценария мультфильма существенно изменилось. Пиноккио в версии Коллоди — далеко не наивный очаровательный мальчик. Он предает своего отца и добрую фею снова и снова, смеется над бедами окружающих, совершает жестокие поступки вроде откусывания лапы кошки. Словом, не является образцом для подражания.
Конечно, в диснеевском мультфильме сохранили аморальное поведение, но постарались преподнести как глупую ошибку неискушенного ребенка. Над сценарием работала команда аниматоров во главе с Тедом Сирсом, который написал и «Белоснежку…», а впоследствии «Фантазию», «Дамбо», «Бэмби», «Золушку» и многие другие сценарии полнометражных мультфильмов.
Пиноккио и сверчок Джимини: от неприятия к сочувствию
В «Белоснежке…» самыми запоминающимися оказались гномы, в создании которых аниматоры опирались на человеческие черты, искажая лишь пропорции.
Кадры из мультфильма «Белоснежка и семь гномов» (1937) / Фото: Disney
В «Пиноккио» задача оказалась сложнее, ведь главную роль в фильме исполняет деревянная марионетка, движения которой априори не должны быть слишком плавными и естественными. Кроме того, в компанию к деревянному мальчику добавляют сверчка, коварного лиса, мальчиков-ослов, — на экране появляется целая вереница необычных персонажей.
Кадр из мультфильма «Пиноккио» (1940) / Фото: Disney
Ранние варианты, сделанные аниматорами Фрэнком Томасом и Олли Джонстоном, представляли Пиноккио деревянной марионеткой с длинным острым носом, остроконечной шляпой и голыми деревянными руками.
В качестве звуковой дорожки использовали голос сценариста Теда Сирса. Позднее Фрэд Мур немного изменил облик мальчика, но в нем все еще ощущалась «марионеточность». Дисней был недоволен всеми ранними версиями.
Первые эскизы Пиноккио / Фото: Disney
Свежие идеи по трансформации персонажа предложил молодой аниматор Милт Кал. Дисней решил приостановить производство, чтобы дать ему время для детальной прорисовки Пиноккио. В итоге получился голубоглазый мальчик, у которого лишь угловая осанка и нос указывают на деревянное происхождение. В качестве референса использовали знаменитую куклу Чарли Маккарти, которую озвучивал популярный актер Эдгар Берген.
Эдгар Берген с куклой Чарли Маккарти / Фото: NBC / Wikipedia
Сверчок Джимини стал отдельной задачей для аниматора Уорда Кимбалла, которому нужно было сделать симпатичного маленького друга из того, что он первоначально рассматривал как «уродливое насекомое». Кроме того, сверчок был второстепенным персонажем, которого Пиноккио убивает ударом молотка, и позже Джимини возвращается в образе призрака.
Дисней и Кимбалл превратили его в надежного, искреннего помощника Пиноккио. Секрет создания образа был не в строгом соответствии анатомии насекомого. Кимбалл опирался, прежде всего, на черты характера сверчка и эмоции, которые они должны вызывать у зрителя. В маленькой фигурке Джимини концентрируется дружба, забота, тепло, вера в чудеса, находчивость, озорство и даже хитрость. И вновь удачным выходом из головоломки создания такого сложного героя стали большие доверчивые глаза, чуть наклоненная вперед поза и плавные ловкие движения.
Кадр из мультфильма «Пиноккио» (1940) / Фото: Disney
Кукольные модели персонажей
Двумерные модели уже использовались в работе над «Белоснежкой…» и ранними мультфильмами студии, чтобы обеспечивать единство визуального облика персонажей, которых рисовало несколько художников. Но «Пиноккио» поднял этот стандарт на новый уровень, который до сих пор применяется в рисованной и компьютерной анимации: были созданы скульптурные трехмерные миниатюры основных героев и предметов фильма. Они помогали аниматорам поддерживать согласованность в формах и пропорциях при переходе от сцены к сцене.
За создание трехмерных моделей отвечал Боб Джонс, который специализировался на куклах. Он даже пытался убедить Диснея снять кукольный фильм. Под его руководством были созданы Пиноккио, сверчок Джимини и даже миниатюры фургона Стромболи, дилижанса, на котором мальчики отправляются на Остров наслаждений и сотни рабочих моделей часов с кукушками.
Кадры из мультфильма «Пиноккио» (1940) / Фото: Disney
Интересно, что кибитка Стромболи использовалась не только в качестве вспомогательного предмета. Она была снята с нескольких ракурсов, которые были необходимы аниматорам, а затем эти кадры совместили с рисунками. Это позволило точно имитировать движение фургона.
Кадр из мультфильма «Пиноккио» (1940) / Фото: Disney
В дальнейшем Дисней использовал эту практику в работе над «Бэмби», «Фантазией» и другими фильмами.
Технические приемы: многоплановость и подвижная камера
Большинство техник, которые Дисней применил в «Пиноккио» не были новаторскими в прямом смысле слова. Многие из них до этого успешно применялись в короткометражных фильмах. И если «Белоснежка…» стала первой пробой различных методов на большом экране, то «Пиноккио» превратил многие из них в стандарт.
Дисней экспериментировал с многоярусным мультстанком с момента его разработки в начале 1930-х годов. Но именно в «Пиноккио» возможности его применения наконец-то раскрылись в полной мере. Практически каждый кадр в фильме снят в многоплановой технике. Камера проходит через элементы переднего плана, устремляется вглубь и блуждает по улицам города, следуя за персонажами. Кадры условно разделяются на несколько уровней — фон, детали, персонаж. Прекрасный пример — сцена, когда фея второй раз навещает Пиноккио, спасая его из клетки Стромболи. Здесь на переднем плане остаются очертания кибитки, а на дальнем — стремительно движется звезда, по мере приближения освещая интерьер.
Сцена из мультфильма «Пиноккио» (1940) / Фото: Disney
По сей день впечатляющим примером многоплановости является панорама прогулки по улицам городка. Камера движется вверх, вниз, поперек и сквозь здания, не теряя из вида героев. Этот эффект был достигнут благодаря перемещению камеры по горизонтали и вертикали. Он стал доказательством того, что анимация может быть столь же динамичной, как и игровой фильм.
Сцена из мультфильма «Пиноккио» (1940) / Фото: Disney
Кроме того, скорость движения камеры часто имитирует состояние персонажей: то прыгает как сверчок, то снимает нечетко, потому что Пиноккио слишком много курил и пил и перед глазами его все плывет.
Сцена из мультфильма «Пиноккио» (1940) / Фото: Disney
«Водные» эффекты
Аниматор Сэнди Стротер целый год работал только над сценами в море. Секретом стало использование различной степени детализации. В современной 3D-анимации прием называют Level of detail: на крупном плане детализация предмета максимальная, на дальнем — значительно меньше. Если приглядеться, в «Пиноккио» на дальних планах море изображено в несколько нечеткой импрессионистичной манере. Это позволило художникам сделать передний план очень богатым на детали: крутые волны, тысячи брызг.
Сцена из мультфильма «Пиноккио» (1940) / Фото: Disney
При этом аниматоры не стремились к фотореалистичному рисунку. Как и в случае с дизайном персонажей, основное внимание было уделено тому, как сцена в море работает на общую историю, какую эмоциональную реакцию она должна вызывать.
Для сравнения можно вспомнить «Путешествие Гулливера», вышедшее за несколько месяцев до «Пиноккио» у братьев Флейшер. Там использовалась техника ротоскопирования, поэтому вода выглядит внушительно, реалистично, но имеет почти плоский геометрический вид. Море в «Пиноккио» — фантастическое пространство, в котором герои переживают страшные испытания, удивительные приключения и, как в сказке, «выходят сухими из воды».
Озвучка и популярный саундтрек
Использование известных актеров или певцов в качестве актеров озвучания в годы создания «Пиноккио» еще не стало нормой. Дисней никогда не полагался на этот аспект так сильно, как другие анимационные компании. К примеру, он много лет самостоятельно озвучивал Микки Мауса.
Поэтому привлечение музыканта Клиффа Эдвардса для озвучки сверчка Джимини стало важным изменением в отношении дальнейшего кастинга в анимационной индустрии. Аниматоры были вдохновлены пением и игрой Эдвардса, и в конечном итоге привнесли некоторые его черты в образ Джимини.
Клифф Эдвардс и Дики Джонс во время подготовки к съемкам мультфильма «Пиноккио» (1940) / Фото: Disney
Точно также Кристиан Раб, озвучивший Джипетто, послужил визуальной основой для своего персонажа, а Эвелин Венейбл — для образа Голубой Феи. Возможно, эти имена ничего не скажут современному зрителю, но в 1940-х они были очень популярны, что делало связь между персонажами и актерами еще более заметной для аудитории.
Музыка всегда была неотъемлемой частью анимации студии Disney. «Белоснежка…» установила стандарт включения музыкальных номеров в анимационные фильмы, а также выпуска саундтреков отдельным альбомом. «Фантазия» в целом изменила подход к интеграции музыки и анимации. Но именно песня «When you wish upon a star» из Пиноккио и другие композиции принесли Диснею «Оскар» за лучшую песню и лучшую музыку.
Песня «When you wish upon a star»
Поздний успех
Нет сомнений, что в художественном отношении «Пиноккио» — квинтэссенция творческих достижении студии Disney. Именно благодаря сказке о деревянном мальчике анимация утвердилась в статусе полноценного кинопроизводства.
Впрочем, на момент выхода достижения «Пиноккио» не были столь очевидными. Стоимость его производства была в два раза выше, чем у «Белоснежки…» — два с лишним миллиона долларов. В первом прокате он вернул лишь половину этих затрат. К 1973 году ситуация изменилась в лучшую сторону — 13 миллионов. На текущий момент прибыль фильма составляет более 164 миллионов благодаря многократно растиражированным образам — и в компьютерных играх, и в парке развлечений Disneyland, а также книгах, костюмах и других сферах массовой культуры.
Обложка: кадр из мультфильма «Пиноккио» (1940) / Disney