Как это снято: «Вычислитель»

Жанр

Научную фантастику в России почти не снимают. Традиция, худо-бедно существовавшая в советском кино, уже двадцать лет как прервалась. Новая же – так и не проклюнулась. Немногочисленные попытки, вроде «Азирис нуна», скорее подтверждают, что с этим жанром у нас все плохо: то визуальные эффекты не убедительны, то отечественные артисты не годятся в инопланетяне, то драматургия кривая, то монтаж сплошь клиповый. В итоге самым громким и относительно успешным сай-фай проектом вот уже пять лет как остается дилогия Федора Бондарчука «Обитаемый остров». Без ее влияния, очевидно, не обошелся и «Вычислитель», так как Бондарчук приложил руку к картине в качестве продюсера. В свою очередь постановщик «Вычислителя» Дмитрий Грачев работал вторым режиссером на «Сталинграде».

 

Экранизация


 

Не секрет, что почти всегда залог успеха научно-фантастического фильма – драматургия. Убедительный сюжет, вразумительное действие, обилие деталей – без этого просторы Вселенной лучше не бороздить и другие миры не выдумывать. В основе «Вычислителя» лежит одноименная повесть Александра Громова, которого не редко называют лучшим современным писателем-фантастом России. Действие книги разворачивается в далеком будущем на некой планете Хлябь (кстати, по словам Евгения Миронова, он согласился на участие в проекте сразу, как только услышал это название), где построено тоталитарное общество. Неугодных режиму здесь не казнят, а изгоняют в болото, даря призрачный шанс на выживание. Один из осужденных, обладая недюжинными интеллектуальными способностями, рассчитывает не только спастись, но и побороть систему. Важный момент – сам Громов нередко причисляет себя к авторам «социальной фантастики». Оттого и книга, и фильм изобилуют довольно едкими аллюзиями на отечественную действительность (в качестве примера до боли актуальная фраза одного героя: «Когда мою идею возвели в закон, никто из граждан не возразил, ни один человек, даже ты»). По нынешним временам кажется странным, что кино вообще пустили в прокат. Так или иначе, все новое есть хорошо забытое старое – спустя четверть века такие подзабытые явления, как «эзопов язык» и «фиги в кармане» возвращаются на отечественный экран.

 

Исландия

Сюжет «Вычислителя» требовал экзотических инопланетных локаций, а потому не удивительно, что съемки проходили в Исландии, едва ли не там же, где раньше бывали группы «Интерстеллара», «Ноя», «Обливиона», «Прометея», «Фауста», «Игры престолов» и других подобных проектов. В общем, места намоленные. К тому же, надо полагать, свою роль сыграло местное законодательство: для иностранных кинокомпаний в стране действуют налоговые льготы, позволяющие вернуть до 20% потраченных здесь средств. Минус съемок на острове – переменчивые погодные условия, сильная облачность, частые дожди, град. Однако даже эти обстоятельства в итоге сыграли на пользу: изначально у героя Евгения Миронова была длинная золотистая шевелюра под Аллу Борисовну, но порывистый ветер вынудил отказаться от подобной эксцентрики. Да, еще любопытно, что изначально никакой Исландии и вовсе не предполагалось. Инопланетные пейзажи планировалось сделать с помощью зеленого экрана. Обошлось. Проводились съемки в августе-сентябре 2013 года и продлились 22 дня, из которых на Исландию ушло 17.

 

Винни Джонс


 

Заморские знаменитости (по крайней мере, до недавних пор) зачастили в российское кино. После Томаса Кречманна в «Сталинграде», Шэрон Стоун в «Любви в большом городе 3», Джейсона Флеминга в «Вие», Майкла Мэдсена в «Скором “Москва-Россия”» и нашего-все Жерара Депардье, ряды иностранцев на отечественном экране пополнились британцем Винни Джонсом. Звезда ранних фильмов Гая Ричи и бывший футболист появляется в «Вычислителе» в привычном амплуа эксцентричного негодяя с добрым сердцем. Что важно – Джонс приглашен не ради пары эпизодов и имени на афише. Актер действует на протяжении почти всей картины, являясь главным антагонистом. На съемочной площадке он провел столько же времени, сколько и Евгений Миронов с Анной Чиповской и, говорят, давал прикурить российским коллегам. Режиссер Дмитрий Грачев работу с Джонсом характеризует так: «Он знал про сцену и своего героя даже больше, чем я. Это немного пугало и дисциплинировало. Рядом с ним все выкладывались на полную катушку, чтобы соответствовать высочайшему голливудскому уровню. При этом Джонс не так доверяет режиссеру, как российские актеры, которых учили это делать. Для него режиссер – менеджер площадки, а он сам делает свою роль». Добавим, что Джонс ранее уже был замечен в интересе к России. В 2013 году актер участвовал в 6-серийном документальном проекте National Geographic «Винни Джонс: Реально о России», благодаря которому попробовал пожить у нас в разных веселых местах, вроде Воркуты. Как видим, остался цел.

 

Костюмы


 

Костюмы героев фильма делала художник Татьяна Княжева, ранее работавшая, к примеру, над «Обратной стороной Луны» и «Темным миром». Надо отдать должное, благодаря ее усилиям в кой-то веки наши актеры в футуристическом облачении не выглядят ряжеными.  Костюмы-комбинезоны героев-осужденных были сшиты из особого немаркого текстильного материала, обладающего к тому же термостойкостью.   
 

Визуальные эффекты


 

Как и полагается научной фантастике, большую роль в картине играют спецэффекты. Инопланетные существа, с которыми сталкиваются герои, различные детали окружающего пространства, инопланетный город были созданы усилиями команды Argunov Studio. Компания, между прочим, была организована специально для этого проекта, что помогло удешевить производство. Живые и неживые элементы продумывались в единой эстетике в духе холодного, мрачного хай-тека. В плане создания местной живности трудность носила не столько технический, сколько творческий характер. Инопланетные монстры были наделены специфической кристаллообразной или карбоновой структурой и необычной динамикой. Длительное время продумывался и создавался город, хотя на экране он появляется всего на пару минут. Кстати, вспоминая об аллюзиях, не трудно узнать источник вдохновения авторов этого города – Москва-Сити. Также чтобы усилить инопланетную атмосферу на компьютере был значительно изменен и доработан исландский ландшафт, в частности, из кадра полностью была убрана любая зелень. Всего в картине насчитывается 500 шотов, в которых использованы визуальные эффекты, а работа по их созданию заняла более года.

 

Музыка

 

Саундтрек картины создавался совместными усилиями композитора Алексея Айги и звукорежиссера Тимура Ибаттулина и во многом был вдохновлен музыкой из культовой антиутопии «Гаттака» и из «Темного рыцаря». Айги работал с живыми инструментами и пригласил на запись симфонический оркестр. Ибаттулин создавал синтетические звуки необходимые для ощущения инопланетной жизни, вроде звуков издаваемых местной «кристаллической» живностью, звездолетами т.п. Да, ну и конечно фильм, снятый в Исландии, не смог обойтись без трека Sigur Rós. 


 

Сами авторы «Вычислителя» убеждены, что картина имеет все шансы стать первой ласточкой не только обновленного сай-фая по-русски, но и в целом нашего интеллектуального коммерческого кино. Хочется верить, учитывая, что многое из того, что в картине сделано хорошо – сделано в нашем кинематографе впервые. Дело за зрителем и за тем, с каким успехом эстафету от «Вычислителя» примут другие ожидаемые научно-фантастические проекты, вроде «Марсианина», «Обратной стороны Луны» и «Космического Маугли».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *