Как отечественные кинематографисты заимствуют идеи у мирового кино

Автор хотел бы отметить, что не считает нижеперечисленные заимствования плагиатом и чем-то дурным. Речь, скорее, идет о естественном обмене творческими идеями между разными культурами. 
 

01. «Американский монтаж» и «русский монтаж»

01. «Американский монтаж» и «русский монтаж» / Сергей Эйзенштейн
Сергей Эйзенштейн

В среде иностранных кинематографистов годов до 60-х в ходу был термин «русский монтаж» (иногда — «советский монтаж»). В общем под этим словосочетанием понимались разработки советских киноавангардистов 20-х годов: Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина, Льва Кулешова, Дзиги Вертова и других. Ключевой особенностью такого типа монтажа была скорость — кадры должны сменять друг друга в стремительном темпе с целью сильного эмоционального воздействия на зрителя. Однако родился «русский монтаж» не на пустом месте. Изначально все изыскания в этом направлении наши авторы называли не иначе как «американский монтаж», поскольку подглядели практику быстрого чередования кадров у таких мастеров, как Дэвид Уорк Гриффит. Впрочем, вдохновившись опытом заокеанских коллег, очень скоро советские кинематографисты пошли своим путем, сделав монтаж не просто вспомогательным инструментом изложения сюжета, а краеугольным, смыслообразующим элементом фильма.
 

02. Американская комическая и советская комедия

Кадр из фильма «Веселые ребята» (Григорий Александров, 1934) / Мосфильм
Кадр из фильма «Веселые ребята» (Григорий Александров, 1934) / Мосфильм

Всеми любимая классика отечественной комедии корнями уходит не только в русскую смеховую культуру, но и в ранний Голливуд. Первый крупный советский комедиограф Григорий Александров в начале 30-х годов провел какое-то время на американских студиях. Как итог, в его ранних картинах «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга» отчетливо прослеживается влияние Чарли Чаплина, Бастера Китона и даже сюрреалистов братьев Маркс. Другой пример — Леонид Гайдай. Его фильмы зачастую строятся на тех же принципах, что и немая американская комедия: чередование гэгов, трюков, погонь, драк и других каламбуров в исполнении гротескных персонажей-масок.
 

03. Вестерн и истерн

Кадр из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» (Никита Михалков, 1974) / Мосфильм
Кадр из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» (Никита Михалков, 1974) / Мосфильм

В советском кино существовал уникальный пласт фильмов — историко-революционное кино, то есть картины, посвященные событиям Октябрьской революции и Гражданской войны. Картины эти могли быть разных жанров: драмы, триллеры, комедии. Но особенно выделялись так называемые истерны, по сути, советская вариация американского (опять же) вестерна. Разница была лишь в том, что из Дикого Запада XIX века действие переносилось в Среднюю Азию 10-20-х годов, а конфликт ковбой-индеец заменялся конфликтом красных-басмачей. Инициатором истерна, по сути, был Иосиф Сталин. Генсек был настолько впечатлен фильмом Джона Форда «Потерянный патруль», что поручил снять наш ремейк — «Тринадцать» Михаила Ромма. Особую популярность жанр получил в 60-70-е годы, когда идеологическая составляющая истернов отошла на второй план, уступив место развлекательному элементу: «Неуловимые мстители», «Седьмая пуля», «Свой среди чужих, чужой среди своих». Особенно любопытно в этом плане «Белое солнце пустыни». Картина запускалась как боевик в антураже истерна, но по ходу работы, видимо, возобладало то, что называется «русской душой», так что в итоге кино получилось не столь зрелищным, зато пронзительным.
 

04. Уолт Дисней и советская анимация

Кадр из мультфильма «Фантазия» (1940) / Disney
Кадр из мультфильма «Фантазия» (1940) / Disney

Отечественная анимация долгое время развивалась во вполне самобытном русле, однако в середине 30-х годов был принят курс на тотальную «диснеизацию». Методы производства мультфильмов, разработанные Уолтом Диснеем, считались наиболее прогрессивными, а среди горячих поклонников мультипликатора были Сергей Эйзенштейн и Иосиф Сталин. «Канон диснеевской анимации» предполагал реалистичность и понятность, что соответствовало господствовавшему методу социалистического реализма. Потому не удивительно, что «Союзмультфильм» первые два десятилетия работал точь-в-точь по диснеевской схеме производства и делал визуально очень похожие фильмы.
 

05. Итальянский неореализм и кинематограф «оттепели»

Кадр из фильма «Похитители велосипедов» (Витторио Де Сика, 1948) / Produzioni De Sica
Кадр из фильма «Похитители велосипедов» (Витторио Де Сика, 1948) / Produzioni De Sica

Итальянский неореализм, без преувеличения, изменил весь мировой кинематограф. И советский особенно, правда, с некоторым запозданием. Ввиду понятных политических причин до СССР открытия итальянского неореализма докатились лишь в середине 50-х годов. Установка на показ неприукрашенной правды жизни вкупе с оттепельным романтизмом и гуманистическим пафосом определили творческий путь многих отечественных кинематографистов: от Григория Чухрая и Сергея Бондарчука до Марлена Хуциева и Андрея Тарковского. Впрочем, заметим, что среди источников вдохновения для режиссеров итальянского неореализма был советский кинематограф 30-40-х годов, в особенности работы Марка Донского.
 

06. Французская «новая волна» и советское авторское кино

Кадр из фильма «Июльский дождь» (Марлен Хуциев, 1966) /  Мосфильм
Кадр из фильма «Июльский дождь» (Марлен Хуциев, 1966) /  Мосфильм

И еще одно мощное течение, изменившее мировое кино. На советских кинематографистов оно повлияло в двух основных моментах. Во-первых, лишний раз утвердило важность режиссера-автора, отражения его творческого видения в картине. Если мы посмотрим на отечественный кинематограф 60-70-х годов, то увидим, что это кинематограф авторский, где имени режиссера уже достаточно, чтобы получить некоторое представление о фильме. И второй момент — отказ от деления кинематографа на документальный и игровой. Попытку совместить два этих начала можно увидеть в фильмах Андрея Тарковского, Марлена Хуциева, Михаила Калика, Киры Муратовой и многих других. Иногда влияние французской «новой волны» можно проследить и более конкретно. Например, в «Июльском дожде» Марлена Хуциева присутствует сцена танца, напрямую цитирующая аналогичную сцену в «Банде аутсайдеров» Жан-Люка Годара.
 

07. Блокбастеры

Кадр из фильма «Экипаж» (Александр Митта, 1979) / Мосфильм
Кадр из фильма «Экипаж» (Александр Митта, 1979) / Мосфильм

«Новый Голливуд» породил феномен блокбастеров, масштабных, зрелищных, технологически сложных картин с внушительными бюджетами и еще более внушительными сборами. Желание показать, что и в советской системе можно снимать подобное кино, привело к целому ряду отечественных блокбастеров рубежа 70-80-х. Особенно удачными оказались жанры приключений и фильмов-катастроф. Самые яркие и оправдавшие надежды примеры — это «Экипаж» и «Пираты XX века». Обе картины, кстати, входят в десятку самых кассовых лент советского проката.
 

08. Мокьюментари: от ужасного до смешного

Кадр из фильма «Горько 2» (Жора Крыжовников, 2014) / Базелевс
Кадр из фильма «Горько 2» (Жора Крыжовников, 2014) / Базелевс 

Понятно, что с начала 90-х годов благодаря тому, что культурный обмен стал свободнее, отечественное кино стало активно впитывать мировые тенденции от повальной тарантиномании до супергероев. Но мы бы хотели выделить самое необычное преломление зарубежного влияния. В конце 90-х-начале 2000-х большую популярность получила стилистика мокьюментари, когда постановочное кино выдается за документальную, часто репортажного характера съемку. В то время как в мировой практике мокьюментари адаптировали к хоррору, в России стилистика прочно слилась с комедией, вроде «Горько!». Далее остается ждать серьезное научное исследование такого красноречивого парадокса.
 


Обложка: кадр из фильма «Пёс Барбос и необычный кросс» (1961) / Мосфильм

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *