Как «Твин Пикс» изменил сериальное и кинопроизводство

Маленький «безопасный» город 

Как «Твин Пикс» изменил сериальное и кинопроизводство

Главная сюжетная линия «Твин Пикса» — это, конечно, не «кто убил Лору Палмер», а как такое могло произойти в спокойном городке. В сериале один из персонажей заявляет агенту Куперу: «Был маленький город, маленькие люди. Как только ты появился, все повернулось с ног на голову». Так и есть — «Твин Пикс» задал моду на тихие города, в которых черти водятся.

Кадр из сериала «Фарго»  / Как «Твин Пикс» изменил сериальное и кинопроизводство Кадр из сериала «Фарго» ​

Что из этого вышло: «Фарго» (художественный фильм), «Фарго» (сериал), «Фортитьюд», «Уэйнуорд Пайнс (Сосны)».

 


 

Мрак и юмор

Кадр из сериала «Твин Пикс» / Как «Твин Пикс» изменил сериальное и кинопроизводство Кадр из сериала «Твин Пикс»

Про сочетание страшного сюрреализма, мистики и сатиры мы писать не будем — об этом уже многие говорили. Сразу перейдем к наследию этих ингредиентов «Твин Пикса», очевидному сегодня.

Кадр из фильма «Начало»Кадр из фильма «Начало»

Что из этого вышло: главный мастер по нагнетанию мрака и серийным маньякам Дэвид Финчер, мастера сатирических рассказов о беспощадном кретинизме полицейских и высших чинов братья Коэны. По части мистики можно обратиться ко всем историям, для которых экранизация снов является необходимой сюжетной составляющей: от «Клетки» Тарсема Сингха до «Начала» Кристофера Нолана. 

 


 

Саунд-дизайн

Джули Круз / Музыка в сериале "Твин Пикс" / Как «Твин Пикс» изменил сериальное и кинопроизводство Джули Круз

Именно саунд-дизайн, а не просто саундтрек. Во-первых, гениальная музыка Анджело Бадаламенти не смолкает практически ни на секунду. Во-вторых, если музыки не хватало, то «шуму» добавлял непосредственно Дэвид Линч, тоже музыкант. В-третьих, отдельные сцены использовали талант Джули Круз — в них звучала песня “Falling”. Надо полагать, что в третьем сезоне место Круз займет группа Chromatic с композицией “Shadow”. 

Стоит добавить, что, судя по первым сериям нового «Твин Пикса», «шума» там больше, чем музыки.
 

Что из этого вышло: не смейтесь, но «Хоббит» Питера Джексона, в котором музыка Ховарда Шора звучит все три части непрерывно (и это местами начинает даже раздражать).
 


 

Эротика без прямолинейной эротики

Эротика без прямолинейной эротики / Твинг Пикс

В конце 80-х – начале 90-х мы видели немало эротических фильмов различной степени откровенности. Однако именно в «Твин Пиксе» градус сексуальности определяло не количество обнаженных людей, а совсем другое: взгляды, недомолвки, перешептывания, музыка — не более. Все это подкрепляли очень красивые люди в кадре.

Кадр из фильма «Сумерки»Кадр из фильма «Сумерки»​

Что из этого вышло: «Безумцы», «Настоящая кровь» (сериал) и много полнометражных сексуальных триллеров начала 90-х. Есть мнение, что «Сумерки», кажущиеся некоторым эротичной драмой, присвоили прием долгоиграющих (до абсурда) взглядов также под впечатлением «Твин Пикса».

 


 

Актеры «одного проекта» 

Как «Твин Пикс» изменил сериальное и кинопроизводство

«Твин Пикс» славится актерами, среди которых, как мы уже писали, — одни из самых красивых людей на Земле. Вот только Дэвид Линч не только открывает новые таланты. Если разобраться, участие в проекте стало губительным для карьер многих, ставших «актерами одного сериала». Где они были до «Твин Пикса» и что из этого вышло?
 


​Шерил Ли / Актеры "Твин Пикса"Шерил Ли.  Роли Лоры Палмер и Мэдди Фергюсон оказались настолько хороши, что ее боялись и до сих пор боятся брать в большие проекты. Из последнего запоминающегося — роль в «Светской жизни» Вуди Аллена.
 


Лара Флинн Бойл / Актеры «Твин Пикса»Лара Флинн Бойл. До «Твин Пикса» снималась в сомнительных проектах, вроде «Полтергейста 3». После участия в телесериале показалась в виде инопланетянки в «Людях в черном 2». С тех пор на большом экране в высокобюджетных проектах мы ее не видели. От участия в третьем сезоне «Твин Пикса» отказалась.
 


Джоан Чен / Актеры «Твин Пикса»Джоан Чен. Одна из немногих крупных звезд, у которой карьера и до, и после «Твин Пикса» стабильно держится на высоте, правда, только в родном Китае. Но мы ее помним и знаем, главным образом, по «Последнему императору» Бернардо Бертолуччи.
 


 / Актеры «Твин Пикса»Шерилин Фенн. Актриса вовсю раздает интервью, посвященные 25-летию сериала и даже говорит о своем участии в третьем сезоне, вот только ее имя не попало в список актеров новых серий, а сам Дэвид Линч утверждает, что на этот раз история обойдется без нее. Кто-то из этих двоих явно темнит. После выхода «Твин Пикса» Фенн снялась у дочери режиссера Дженнифер Линч в абсурдном садистском фильме «Елена в ящике». В остальном же ее сейчас можно увидеть разве что в телесериалах.
 


Фрэнк Сильва / Актеры «Твин Пикса»Фрэнк Сильва. «Боб» оказался на площадке у Дэвида Линча случайно. Режиссер искал воплощение зла и нашел его в виде простого декоратора, уже игравшего в нескольких фильмах Линча. В 1995 году Сильва скончался от СПИДа.
 


Хитер Грэм / Актеры «Твин Пикса»Хитер Грэм. Актриса, чья звезда зажглась на площадке второго сезона «Твин Пикса». После ее назвали главным секс-символом 90-х, что она доказывала благодаря участию в фильмах Гаса Ван Сента, Уэса Крейвена, Пола Томаса Андерсона и в комедиях, вроде «Остина Пауэрса» и «Мальчишника в Вегасе». Сейчас затерялась среди ролей в недорогих телешоу.
 


Билли Зейн / Актеры «Твин Пикса»Билли Зейн. Еще один талант, открытый Дэвидом Линчем. Несмотря на небольшую роль во втором сезоне, мы все его знаем как алчного и коварного жениха Роуз из «Титаника».
 


Дэвид Духовны / Актеры «Твин Пикса»Дэвид Духовны. И снова джек-пот. После комической роли Дениса/Дэнниз актер стал любимцем публики агентом Фоксом Малдером и сыграл несколько ярких персонажей на протяжении последних лет, не боясь оказаться нелепым, некрасивым или смешным.
 


Дженнифер Джейсон Ли / Актеры «Твин Пикса»Дженнифер Джейсон Ли. Новичок в «Твин Пиксе», но зато в ее фильмографии роли у Квентина Тарантино, Чарли Кауфмана, братьев Коэн. Так что за нее можно не волноваться.
 


Эшли Джадд / Актеры «Твин Пикса»Эшли Джадд. Мы, признаться не поверили, когда увидели звезду 90-х в крошечной роли секретарши в первой серии третьего сезона. Актриса, которой прочили славу не меньшую, чем у Шарлиз Терон, в нулевых совсем затерялась в разных «дивергентах» и недорогих сериалах. Будем надеяться, что после нынешнего «Твин Пикса» Джадд восстановит репутацию.

 


 

Книги после фильмов

Книги после фильмов / Как «Твин Пикс» изменил сериальное и кинопроизводство

«Тайная история Твин Пикс» (Марк Фрост), «Дневник Лоры Палмер» (Дженнифер Линч), «Воспоминания специального агента ФБР Дейла Купера» (Скотт Фрост) — все это книги, вышедшие после «Твин Пикса». И это не новеллизации, как это часто случается, а оригинальный литературный материал. Работа Марка Фроста, вышедшая на русском языке чуть ли не на днях, — это вообще фотоальбом с документами, которые могут пролить свет на таинственные истории, происходившие до убийства Лоры Палмер, и отчасти объяснить события третьего сезона. Эту книгу, выполненную в не совсем известном нашим читателям жанре «дата-фикшн», приятно даже держать в руках и листать-листать-листать.

Как «Твин Пикс» изменил сериальное и кинопроизводство

Что из этого вышло: что касается «дата-фикшн», то это удел фанатов, сходящих с ума по тому или иному культурному феномену. Например, художественный мир «поттерианы» тоже пополнился похожим альбомом, и, кажется, не одним. Нельзя не упомянуть книги, расширяющие вселенную «Звездных войн», хоть это и не столь красивая вещица, как творение Марка Фроста. И не стоит путать литературные самостоятельные единицы и сопутствующие товары. К последним относятся энциклопедии Marvel, дополнительные комиксы и прочий мерч, мало имеющий отношение к литературе, а больше подходит к кружкам, играм и куклам.

 


 

Полный метр после сериала

Как «Твин Пикс» изменил сериальное и кинопроизводство

После закрытия сериала Дэвид Линч снял полнометражный фильм «Твин Пикс: Сквозь огонь» (хотя правильным переводом будет «Огонь, пойдем со мной». Именно эту фразу повторяет карлик в Черном вигваме). Сценарий к нему Линч также написал собственноручно, так как Фрост отказался иметь дело с подобным продолжением-приквелом, так же, как и две главные актрисы — Шерилин Фенн и Лара Флинн Бойл. Фильм оказался невнятным, многим непонятным, но амбиции режиссера превзошли здравый смысл. Картину показали на Каннском фестивале в Основном конкурсе, где ее освистали критики и зрители.

Постер к фильму «Секретные материалы: Хочу верить» (2008)Постер к фильму «Секретные материалы: Хочу верить» (2008)

Что из этого вышло: два полных метра можно найти у сериала The X-Files: «Секретные материалы: Борьба за будущее» (1998) и «Секретные материалы: Хочу верить» (2008). Сегодня в связи с обострением комиксовых войн между Marvel и DC Comics герои могут быть одновременно и на телевидении, и на большом экране.

 


 

Шоураннеры

Марк Фрост и Дэвид Линч на съемках фильма «Твин Пикс» / Как «Твин Пикс» изменил сериальное и кинопроизводство Марк Фрост и Дэвид Линч на съемках фильма «Твин Пикс»

В какой-то момент производства сериала Дэвид Линч то ли устал, то ли просто надоело, и он перешел в кураторы проекта. К нему приобщился и Марк Фрост. Оба выбрали себе роли «исполнительных продюсеров».

Дэвид Финчер и Кевин Спейси на съемках сериала «Карточный домик»Дэвид Финчер и Кевин Спейси на съемках сериала «Карточный домик»​

Что из этого вышло: сейчас это нормальная практика, когда некий выдающийся режиссер/сценарист/продюсер снимает по одной-две серии, показывает остальным режиссерам стиль и манеру повествования, а сам переходит в положение наблюдателя. Называется это «исполнительные продюсеры», но мы говорим «шоураннеры».

 


 

Однокамерная съемка

На съемках сериала «Твин Пикс»/ Как «Твин Пикс» изменил сериальное и кинопроизводство На съемках сериала «Твин Пикс»

До сих пор считается, что многокамерная съемка — это для сериалов, а однокамерная — для кино. В 80-х на ТВ царили мелодрамы из жизни богатых семей, латиноамериканское настоящее «мыло», камерные детективы, ситкомы и сериалы с Дэвидом Хассельхоффом (недавно так весело выступившим в «Стражах Галактики. Часть 2»). А в это время Линч развивал свой режиссерский талант. Да, не все эпизоды «Твин Пикса» были сняты на одну камеру (как и не все североамериканские и британские сериалы были преимущественно многокамерными), но все же в этом был вызов телесистеме. Что и принесло Дэвиду Линчу впоследствии славу и головную боль.

На съемках сериала «Теория большого взрыва»На съемках сериала «Теория большого взрыва»​

Что из этого вышло: многокамерная съемка постепенно стала уделом исключительно ситкомов и вечерних телешоу. В то время как те, кто перешел впоследствии на однокамерное производство, начали говорить, что-де они снимают не сериалы, а кино. Хотя на качестве это отразилось далеко не у всех.

 


 

Внутрикадровый монтаж

На съемках фильма «Твин Пикс» Как «Твин Пикс» изменил сериальное и кинопроизводство На съемках фильма «Твин Пикс»

Когда мы говорили выше о «головной боли» Дэвида Линча, мы имели в виду даже не постпродакшн, а само производство сериала. Телеканалы не могли позволить режиссеру снимать по несколько минут в смену, они привыкли к большей выработке. История умалчивает, была ли эта инициатива самого Линча, продюсеров или режиссеров, которые пришли в проект после демонстративно покинувшего площадку создателя «Твин Пикса», но чем дальше шел сериал, тем больше в нем использовался внутрикадровый монтаж. Иногда даже «восьмерки» снимались «в лоб», а фокус-пуллеры становились чуть ли не главными людьми на площадке.
 

Что из этого вышло: мода на длинные кадры в сериалах пришла не сама собой. Конечно, трудно сказать, что в этом «виноват» «Твин Пикс», но ситуация, когда несколько героев в любом сериале долго говорят в одном кадре, передвигаясь (для разнообразия) вместе с камерой по объекту, становится частой. Такие выходки происходят до сих пор из экономии средств телеканалов и продюсеров. В частности, на третьем «Твин Пиксе».

 


 

И все-таки, сериал или кино?

Дэвид Линч / Как «Твин Пикс» изменил сериальное и кинопроизводство Дэвид Линч

Что же все-таки произошло в «Твин Пиксе»? Переход телевизионной промышленности на качественно иной уровень или, наоборот, кино «опустилось» до уровня домохозяек? Ответ здесь должен держать не только Дэвид Линч, но и сценарист Марк Фрост. Главное отличие кино от сериала — в концентрации диалогов. В сериале их должно быть много, чтобы зритель во время просмотра мог отвлечься, сходить на кухню или еще куда, но быть в курсе происходящего, слушая, что говорят герои. В кино ты сидишь на месте и хочешь не хочешь, но смотришь на то, что посредством видеоряда хочет тебе рассказать художник. 

В «Твин Пиксе» же могло случаться так, что целую серию герои молчат, поют песни, смотрят друг на друга или бегают туда-сюда по Черному вигваму. Порой такие бессловесные сцены говорят о сюжете больше, чем 30 страниц диалогов в сценарии обычного сериала. В этом, конечно, главное революционное открытие Линча и Фроста. Оказывается, атмосфера может приковать зрителя к дивану и не отводить взгляда от телевизора. Такой подход может пугать, пленять и смешить лучше, чем множество наработанных за годы существования кинематографа сценарных или режиссерских приемов. Недаром среди кинематографистов больше всего анекдотов именно про «Твин Пикс», отношение к кадру и молчаливым (если хотите, чересчур многозначительным) сценам.

Кадр из сериала «Твин Пикс» Как «Твин Пикс» изменил сериальное и кинопроизводство Кадр из сериала «Твин Пикс»

Что из этого вышло: давайте немножко юмора, ведь в «Твин Пиксе» тоже немало шуток. Как известно, золотым правилом мелодрамы является трехкратное повторение вслух сюжетного поворота разными героями (после события, в конце серии и в начале следующей). В «Твин Пиксе», хоть это и в самой последней мере мелодрама, таких повторений тьма. И что из этого вышло? «Я есть Грут». И это чуть ли не дословно говорит сюрреалистическое дерево во второй серии третьего сезона.
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *