Маленький «безопасный» город
Главная сюжетная линия «Твин Пикса» — это, конечно, не «кто убил Лору Палмер», а как такое могло произойти в спокойном городке. В сериале один из персонажей заявляет агенту Куперу: «Был маленький город, маленькие люди. Как только ты появился, все повернулось с ног на голову». Так и есть — «Твин Пикс» задал моду на тихие города, в которых черти водятся.
Кадр из сериала «Фарго»
Что из этого вышло: «Фарго» (художественный фильм), «Фарго» (сериал), «Фортитьюд», «Уэйнуорд Пайнс (Сосны)».
Мрак и юмор
Про сочетание страшного сюрреализма, мистики и сатиры мы писать не будем — об этом уже многие говорили. Сразу перейдем к наследию этих ингредиентов «Твин Пикса», очевидному сегодня.
Кадр из фильма «Начало»
Что из этого вышло: главный мастер по нагнетанию мрака и серийным маньякам Дэвид Финчер, мастера сатирических рассказов о беспощадном кретинизме полицейских и высших чинов братья Коэны. По части мистики можно обратиться ко всем историям, для которых экранизация снов является необходимой сюжетной составляющей: от «Клетки» Тарсема Сингха до «Начала» Кристофера Нолана.
Саунд-дизайн
Именно саунд-дизайн, а не просто саундтрек. Во-первых, гениальная музыка Анджело Бадаламенти не смолкает практически ни на секунду. Во-вторых, если музыки не хватало, то «шуму» добавлял непосредственно Дэвид Линч, тоже музыкант. В-третьих, отдельные сцены использовали талант Джули Круз — в них звучала песня “Falling”. Надо полагать, что в третьем сезоне место Круз займет группа Chromatic с композицией “Shadow”.
Стоит добавить, что, судя по первым сериям нового «Твин Пикса», «шума» там больше, чем музыки.
Что из этого вышло: не смейтесь, но «Хоббит» Питера Джексона, в котором музыка Ховарда Шора звучит все три части непрерывно (и это местами начинает даже раздражать).
Эротика без прямолинейной эротики
В конце 80-х – начале 90-х мы видели немало эротических фильмов различной степени откровенности. Однако именно в «Твин Пиксе» градус сексуальности определяло не количество обнаженных людей, а совсем другое: взгляды, недомолвки, перешептывания, музыка — не более. Все это подкрепляли очень красивые люди в кадре.
Кадр из фильма «Сумерки»
Что из этого вышло: «Безумцы», «Настоящая кровь» (сериал) и много полнометражных сексуальных триллеров начала 90-х. Есть мнение, что «Сумерки», кажущиеся некоторым эротичной драмой, присвоили прием долгоиграющих (до абсурда) взглядов также под впечатлением «Твин Пикса».
Актеры «одного проекта»
«Твин Пикс» славится актерами, среди которых, как мы уже писали, — одни из самых красивых людей на Земле. Вот только Дэвид Линч не только открывает новые таланты. Если разобраться, участие в проекте стало губительным для карьер многих, ставших «актерами одного сериала». Где они были до «Твин Пикса» и что из этого вышло?
Шерил Ли. Роли Лоры Палмер и Мэдди Фергюсон оказались настолько хороши, что ее боялись и до сих пор боятся брать в большие проекты. Из последнего запоминающегося — роль в «Светской жизни» Вуди Аллена.
Лара Флинн Бойл. До «Твин Пикса» снималась в сомнительных проектах, вроде «Полтергейста 3». После участия в телесериале показалась в виде инопланетянки в «Людях в черном 2». С тех пор на большом экране в высокобюджетных проектах мы ее не видели. От участия в третьем сезоне «Твин Пикса» отказалась.
Джоан Чен. Одна из немногих крупных звезд, у которой карьера и до, и после «Твин Пикса» стабильно держится на высоте, правда, только в родном Китае. Но мы ее помним и знаем, главным образом, по «Последнему императору» Бернардо Бертолуччи.
Шерилин Фенн. Актриса вовсю раздает интервью, посвященные 25-летию сериала и даже говорит о своем участии в третьем сезоне, вот только ее имя не попало в список актеров новых серий, а сам Дэвид Линч утверждает, что на этот раз история обойдется без нее. Кто-то из этих двоих явно темнит. После выхода «Твин Пикса» Фенн снялась у дочери режиссера Дженнифер Линч в абсурдном садистском фильме «Елена в ящике». В остальном же ее сейчас можно увидеть разве что в телесериалах.
Фрэнк Сильва. «Боб» оказался на площадке у Дэвида Линча случайно. Режиссер искал воплощение зла и нашел его в виде простого декоратора, уже игравшего в нескольких фильмах Линча. В 1995 году Сильва скончался от СПИДа.
Хитер Грэм. Актриса, чья звезда зажглась на площадке второго сезона «Твин Пикса». После ее назвали главным секс-символом 90-х, что она доказывала благодаря участию в фильмах Гаса Ван Сента, Уэса Крейвена, Пола Томаса Андерсона и в комедиях, вроде «Остина Пауэрса» и «Мальчишника в Вегасе». Сейчас затерялась среди ролей в недорогих телешоу.
Билли Зейн. Еще один талант, открытый Дэвидом Линчем. Несмотря на небольшую роль во втором сезоне, мы все его знаем как алчного и коварного жениха Роуз из «Титаника».
Дэвид Духовны. И снова джек-пот. После комической роли Дениса/Дэнниз актер стал любимцем публики агентом Фоксом Малдером и сыграл несколько ярких персонажей на протяжении последних лет, не боясь оказаться нелепым, некрасивым или смешным.
Дженнифер Джейсон Ли. Новичок в «Твин Пиксе», но зато в ее фильмографии роли у Квентина Тарантино, Чарли Кауфмана, братьев Коэн. Так что за нее можно не волноваться.
Эшли Джадд. Мы, признаться не поверили, когда увидели звезду 90-х в крошечной роли секретарши в первой серии третьего сезона. Актриса, которой прочили славу не меньшую, чем у Шарлиз Терон, в нулевых совсем затерялась в разных «дивергентах» и недорогих сериалах. Будем надеяться, что после нынешнего «Твин Пикса» Джадд восстановит репутацию.
Книги после фильмов
«Тайная история Твин Пикс» (Марк Фрост), «Дневник Лоры Палмер» (Дженнифер Линч), «Воспоминания специального агента ФБР Дейла Купера» (Скотт Фрост) — все это книги, вышедшие после «Твин Пикса». И это не новеллизации, как это часто случается, а оригинальный литературный материал. Работа Марка Фроста, вышедшая на русском языке чуть ли не на днях, — это вообще фотоальбом с документами, которые могут пролить свет на таинственные истории, происходившие до убийства Лоры Палмер, и отчасти объяснить события третьего сезона. Эту книгу, выполненную в не совсем известном нашим читателям жанре «дата-фикшн», приятно даже держать в руках и листать-листать-листать.
Что из этого вышло: что касается «дата-фикшн», то это удел фанатов, сходящих с ума по тому или иному культурному феномену. Например, художественный мир «поттерианы» тоже пополнился похожим альбомом, и, кажется, не одним. Нельзя не упомянуть книги, расширяющие вселенную «Звездных войн», хоть это и не столь красивая вещица, как творение Марка Фроста. И не стоит путать литературные самостоятельные единицы и сопутствующие товары. К последним относятся энциклопедии Marvel, дополнительные комиксы и прочий мерч, мало имеющий отношение к литературе, а больше подходит к кружкам, играм и куклам.
Полный метр после сериала
После закрытия сериала Дэвид Линч снял полнометражный фильм «Твин Пикс: Сквозь огонь» (хотя правильным переводом будет «Огонь, пойдем со мной». Именно эту фразу повторяет карлик в Черном вигваме). Сценарий к нему Линч также написал собственноручно, так как Фрост отказался иметь дело с подобным продолжением-приквелом, так же, как и две главные актрисы — Шерилин Фенн и Лара Флинн Бойл. Фильм оказался невнятным, многим непонятным, но амбиции режиссера превзошли здравый смысл. Картину показали на Каннском фестивале в Основном конкурсе, где ее освистали критики и зрители.
Постер к фильму «Секретные материалы: Хочу верить» (2008)
Что из этого вышло: два полных метра можно найти у сериала The X-Files: «Секретные материалы: Борьба за будущее» (1998) и «Секретные материалы: Хочу верить» (2008). Сегодня в связи с обострением комиксовых войн между Marvel и DC Comics герои могут быть одновременно и на телевидении, и на большом экране.
Шоураннеры
В какой-то момент производства сериала Дэвид Линч то ли устал, то ли просто надоело, и он перешел в кураторы проекта. К нему приобщился и Марк Фрост. Оба выбрали себе роли «исполнительных продюсеров».
Дэвид Финчер и Кевин Спейси на съемках сериала «Карточный домик»
Что из этого вышло: сейчас это нормальная практика, когда некий выдающийся режиссер/сценарист/продюсер снимает по одной-две серии, показывает остальным режиссерам стиль и манеру повествования, а сам переходит в положение наблюдателя. Называется это «исполнительные продюсеры», но мы говорим «шоураннеры».
Однокамерная съемка
До сих пор считается, что многокамерная съемка — это для сериалов, а однокамерная — для кино. В 80-х на ТВ царили мелодрамы из жизни богатых семей, латиноамериканское настоящее «мыло», камерные детективы, ситкомы и сериалы с Дэвидом Хассельхоффом (недавно так весело выступившим в «Стражах Галактики. Часть 2»). А в это время Линч развивал свой режиссерский талант. Да, не все эпизоды «Твин Пикса» были сняты на одну камеру (как и не все североамериканские и британские сериалы были преимущественно многокамерными), но все же в этом был вызов телесистеме. Что и принесло Дэвиду Линчу впоследствии славу и головную боль.
На съемках сериала «Теория большого взрыва»
Что из этого вышло: многокамерная съемка постепенно стала уделом исключительно ситкомов и вечерних телешоу. В то время как те, кто перешел впоследствии на однокамерное производство, начали говорить, что-де они снимают не сериалы, а кино. Хотя на качестве это отразилось далеко не у всех.
Внутрикадровый монтаж
Когда мы говорили выше о «головной боли» Дэвида Линча, мы имели в виду даже не постпродакшн, а само производство сериала. Телеканалы не могли позволить режиссеру снимать по несколько минут в смену, они привыкли к большей выработке. История умалчивает, была ли эта инициатива самого Линча, продюсеров или режиссеров, которые пришли в проект после демонстративно покинувшего площадку создателя «Твин Пикса», но чем дальше шел сериал, тем больше в нем использовался внутрикадровый монтаж. Иногда даже «восьмерки» снимались «в лоб», а фокус-пуллеры становились чуть ли не главными людьми на площадке.
Что из этого вышло: мода на длинные кадры в сериалах пришла не сама собой. Конечно, трудно сказать, что в этом «виноват» «Твин Пикс», но ситуация, когда несколько героев в любом сериале долго говорят в одном кадре, передвигаясь (для разнообразия) вместе с камерой по объекту, становится частой. Такие выходки происходят до сих пор из экономии средств телеканалов и продюсеров. В частности, на третьем «Твин Пиксе».
И все-таки, сериал или кино?
Что же все-таки произошло в «Твин Пиксе»? Переход телевизионной промышленности на качественно иной уровень или, наоборот, кино «опустилось» до уровня домохозяек? Ответ здесь должен держать не только Дэвид Линч, но и сценарист Марк Фрост. Главное отличие кино от сериала — в концентрации диалогов. В сериале их должно быть много, чтобы зритель во время просмотра мог отвлечься, сходить на кухню или еще куда, но быть в курсе происходящего, слушая, что говорят герои. В кино ты сидишь на месте и хочешь не хочешь, но смотришь на то, что посредством видеоряда хочет тебе рассказать художник.
В «Твин Пиксе» же могло случаться так, что целую серию герои молчат, поют песни, смотрят друг на друга или бегают туда-сюда по Черному вигваму. Порой такие бессловесные сцены говорят о сюжете больше, чем 30 страниц диалогов в сценарии обычного сериала. В этом, конечно, главное революционное открытие Линча и Фроста. Оказывается, атмосфера может приковать зрителя к дивану и не отводить взгляда от телевизора. Такой подход может пугать, пленять и смешить лучше, чем множество наработанных за годы существования кинематографа сценарных или режиссерских приемов. Недаром среди кинематографистов больше всего анекдотов именно про «Твин Пикс», отношение к кадру и молчаливым (если хотите, чересчур многозначительным) сценам.
Кадр из сериала «Твин Пикс»
Что из этого вышло: давайте немножко юмора, ведь в «Твин Пиксе» тоже немало шуток. Как известно, золотым правилом мелодрамы является трехкратное повторение вслух сюжетного поворота разными героями (после события, в конце серии и в начале следующей). В «Твин Пиксе», хоть это и в самой последней мере мелодрама, таких повторений тьма. И что из этого вышло? «Я есть Грут». И это чуть ли не дословно говорит сюрреалистическое дерево во второй серии третьего сезона.