Задача колориста
Для меня цветокоррекция в первую очередь основывается на психологии восприятия. Не думаю, что колористы открыли что-то новое – любое цветовое решение можно отыскать в полотнах художников прошлого. Читая дискуссии о колористике и обсуждения фильмов на интернет-форумах, часто встречаю критику, вроде: «Опять этот teal & orange, надоели, ничего нового!». Но дело в том, что ничего кардинально нового действительно не придумаешь. На коммерческих проектах, в фильмах, клипах, рекламе продюсер (да и сам зритель) требует яркой картинки – нужно получить цветовой контраст.
Аналог Teal & Orange в живописи. Фрагмент автопортрета Ван Гога (1889)
Пример Teal & Orange в кино. Кадр из фильма «Напролом» (2011)
Психологически мы воспринимаем цвет кожи как естественный в достаточно узком диапазоне от красного до оранжевого, соответственно и противоположный, наиболее контрастный тон лежит в диапазоне синий-голубой. Другое дело, что в блокбастерах вроде «Трансформеров» teal & orange используется с явным перебором, а скажем в замечательной английской картине «Король говорит!» – более аккуратно, с чувством такта. Принцип один и тот же – вопрос в нюансах.
Цветокоррекция в кино и сериалах
Кадр до цветокоррекции
Кадр после цветокоррекции
Когда работаешь над кино, то в большинстве случаев у оператора и режиссера есть представление о том, что они хотели бы получить. Как правило, они приносят какие-то референсы, дают ориентиры и т.д. С сериалами часто бывает по-другому – заказчик приносит проект, а сам не очень представляет, что с ним делать, просто хотят рекламного, очень яркого, насыщенного изображения, то, что называется «сделайте нам красиво». В таких случаях я смотрю материал, пытаюсь понять, о чем эта история, в каком она жанре, и, исходя из этого, выстраиваю картинку. Понятно, что для комедийных историй она должна быть яркой и красочной, в детективе скорей всего более мрачной.
Кадр до цветокоррекции
Кадр после цветокоррекции
В чем-то это проще, потому что задачи, вроде как, довольно очевидны. Но с другой стороны, это сложнее, потому что при безумных темпах съемки сериалов, объемах выработки и ограниченных бюджетах качество материала оказывается очень неровным. На цветокоррекции все это приходится сводить, вытаскивать, выравнивать, то есть вместо творческой работы задачей становится скорее «спасение» материала. Бывают и исключения. Из последнего – понравилось работать над сериалом «Екатерина» для телеканала «Россия». Здесь, я считаю, получилось достаточно интересное изображение, с которым было приятно иметь дело – это и костюмы, и интерьеры. Над историческим кино всегда любопытно работать.
Сотрудничество с оператором
Кадр из сериала «Екатерина» (2014) до цветокоррекции
Кадр из сериала «Екатерина» (2014) после цветокоррекции
Обычно происходит так: я делаю несколько предварительных вариантов решения, и оператор определяет, какой вариант ему ближе. Отталкиваясь от этого, мы делаем несколько ключевых кадров, утверждаем их и дальше используем как референсы, сводя к некому единому знаменателю. Оператор фильма «Интимные места» Март Таниэль был из Эстонии, и у него не было возможности постоянно здесь присутствовать. Он приехал один раз, я ему показал свои наброски, чтобы было понятно, в каком направлении собираюсь двигаться, мы их утвердили, а дальше я отправлял скриншоты по почте.
Кадр из сериала «Екатерина» (2014) до цветокоррекции
Кадр из сериала «Екатерина» (2014) после цветокоррекции
Оператор картины «Комбинат “Надежда”» тоже немного присутствовал на цветокоррекции – мы сразу нашли решения, и 60-70% времени я работал один. Когда есть хорошо снятый материал, когда оператор уже заложил идею, сразу понимаешь, что человек хотел от этого изображения. Речь в таких случаях идет только о нюансах. Конечно же, многое зависит от личного контакта – с кем-то легко найти общий язык, а с кем-то не получается. Самое сложное – когда человек не может внятно объяснить, чего он хочет. Тогда приходится делать огромное количество разных вариантов и пытаться угадать, что именно нужно. Такие ситуации всегда разрешаются, но просто уходит больше времени и нервов, чем обычно.
Трудности, с которыми сталкивается колорист
Кадр из сериала «Екатерина» (2014) до цветокоррекции
Кадр из сериала «Екатерина» (2014) после цветокоррекции
Далеко не всегда из исходного материала можно сделать то, что хочется – все зависит от того, насколько качественно это снято, как поработала группа, прежде всего оператор, художники. В идеале колористу, конечно, лучше подключаться еще до начала съемок. В общем-то, на многих серьезных проектах мы так и поступаем. Например, работая над фильмом «Интимные места», мы делали пробы камеры, с художниками проводили тесты, как лицо будет смотреться на том или ином фоне и т.д. Соответственно, на этапе цветокоррекции с материалом было приятно работать.
Кадр из сериала «Екатерина» (2014) до цветокоррекции
Кадр из сериала «Екатерина» (2014) после цветокоррекции
Одна из проблем, возникших с появлением цифровых камер, вроде RED, заключается в том, что операторы не до конца понимают, какое изображение у них будет на выходе. Создается ощущение, что у тебя в распоряжении больший диапазон, выше чувствительность, чем есть на самом деле. В итоге иногда получается, что колорист не создает цветовое решение, а «спасает» материал, пытаясь вытащить из него хоть что-нибудь. Именно с RED такое бывает чаще всего. Полагаю, из-за того, что в нем слишком много всяких настроек, создающих иллюзию, что можно массу всего накрутить прямо в камере. В действительности это не совсем так.
Навыки и качества колориста
Кадр из сериала «Екатерина» (2014) до цветокоррекции
Кадр из сериала «Екатерина» (2014) после цветокоррекции
Мне кажется, цветокоррекция скоро будет переживать непростые времена. Программное обеспечение сегодня стало легкодоступным. Ту же DaVinci можно бесплатно поставить в Lite версии, с ограничением HD на выходе, которое не сильно-то отличается от 2K – для короткометражки или авторского кино вполне подойдет. Цветокоррекцию можно делать буквально дома «на коленке». Но все-таки реальная работа невозможна без хоть какой-то панели и хорошего, откалиброванного монитора. В сети сегодня появляется масса уроков по цветокоррекции и т.д. Но проблема состоит в том, что люди думают, прежде всего, о техническом аспекте, о том, как крутить ручки, и не рассматривают цветокоррекцию со стороны искусства, создания художественных решений.
Кадр из сериала «Екатерина» (2014) до цветокоррекции
Кадр из сериала «Екатерина» (2014) после цветокоррекции
К нам часто приходят желающие работать колористами, показывают showreel’ы, зачастую вроде бы неплохие, но на деле оказывается, что они ничего не умеют. Я думаю, это, прежде всего, вопрос отсутствия опыта. Чтобы стать колористом надо провести много времени с разнообразным материалом – тут, как и в любой сфере, работает правило 1000 часов. Не менее важно наличие вкуса и чувства меры. Это тонкие моменты, тем более что видение у всех разное. Поэтому, когда люди к нам приходят учиться, я им советую почаще заглядывать в Третьяковку и Пушкинский музей.
| | |
| Справка Николай Вавилов Колорист, оператор Как колорист работал над фильмами: «Пока ночь не разлучит», «Я тоже хочу», «Интимные места», «Комбинат “Надежда”», «Раскоп», «Генерал»; телесериалами «Наша Russia», «Интерны», «Универ», «Зайцев+1», «Забытый», «Моими глазами», «Екатерина» и другими Как оператор работал над фильмами: «Шультес», «Охотник», «Генерал» | |
| | |