Краткая история отечественного кино: от 1991 до 2010

Мы уже рассказывали, как зарождался отечественный кинематограф, как повлияли на него революции, войны и политика. Поговорили и о фильмах советской эпохи: от оттепели и «новой волны» до кооперативного кино и некрореализма. Теперь настало время разобраться с неоднозначной эпохой российского кино.

1990-е

«Лихие» 1990-е стали для отечественного кино эпохой контрастов. В начале десятилетия развалилась советская государственная система кинопроизводства и кинопроката. Параллельно в кино хлынул поток низкоквалифицированных кадров и людей в принципе далеких от профессии и понимания азов киноискусства.

В конце десятилетия постепенно начала складываться новая продюсерская система создания фильмов и их проката. Показательны цифры количества снимаемых картин в год. Если 1990 год стал рекордным за всю историю отечественного кино, — было сделано 300 фильмов, — то далее эта цифра стала резко сокращаться.

Уже в 1996 году в стране сняли всего 28 лент. Показатель, сравнимый разве что с послевоенным сталинским «малокартиньем». В том же году принимается закон о поддержке национальной кинематографии. До конца десятилетия и далее количество ежегодно выпускаемых картин постепенно начинает увеличиваться.

Кадр из фильма «Орел и решка» (1995) / Фото: «Мосфильм» 
Кадр из фильма «Орел и решка» (1995) / Фото: «Мосфильм» 

1990-е стали временем горьких разочарований и пышных триумфов. С одной стороны, продолжали работать многие классики прошлого, но выдавали они при этом ленты сомнительного уровня. Взять ту же троицу комедиографов Леонида Гайдая, Георгия Данелию и Эльдара Рязанова. Очевидно, что фильмы «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», «Орел и решка», «Старые клячи» не идут ни в какое сравнение с работами тех же авторов 1960-1980-х годов.

Схожим разочарованием обернулись фильмы и других мастеров старшего поколения, например, Марлена Хуциева («Бесконечность»), Владимира Мотыля («Несут меня кони»).

И в то же время другие режиссеры переживали буквально ренессанс. Кира Муратова за десятилетие сняла три картины («Чувствительный милиционер», «Увлеченья», «Три истории») и обрела заслуженное признание. А в советское время она столкнулась с цензурой и даже запретом на профессию.

Другой запрещаемый в советское время режиссер Александр Сокуров также создает целый ряд примечательных работ в своем уникальном авторском стиле: «Камень», «Мать и сын», «Молох».
 

Новелла фильма «Три истории» (1997)

Многие яркие дебютанты перестройки, вроде Василия Пичула, Олега Тепцова или Рашида Нугманова, не оправдали надежд, по сути, оставшись режиссерами одного фильма. Но другие продолжили развиваться, в том числе Иван Дыховичный («Музыка для декабря»), Валерий Тодоровский («Подмосковные вечера»), Алексей Учитель («Мания Жизели»).

Едва ли не главным режиссером этой (да и следующей) эпохи стал еще один автор родом из перестройки — Алексей Балабанов, снявший в это время и эстетские драмы, вроде «Счастливых дней» и «Про уродов и людей», и народные хиты «Брат» и «Брат 2».

Ну а главным триумфатором 1990-х по наградам можно считать Никиту Михалкова: в 1991 году он получил «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля за «Урга — территория любви», а в 1995 году — «Оскар» за «Утомленных солнцем».

В плане оскаровских номинаций эпоха вообще была насыщенной: из шестнадцати номинаций на «Лучший фильм на иностранном языке» за всю историю отечественного кино четыре пришлись именно на 1990-е («Урга — территория любви», «Утомленные солнцем», «Кавказский пленник» и «Вор»).

Приглянулась Американской киноакадемии в это время и отечественная анимация: Александр Петров номинировался в 1990, 1998 и 2000 годах и в последний раз выиграл с работой «Старик и море», а в 1996 на награду претендовал «Гагарин» Алексея Харитиди.
 

Мультфильм «Гагарин» (1994)

В кино начинают вливаться кинематографисты с опытом в рекламе и клипах, что во многом определяет специфическую эстетику их работ и ориентированность на взаимодействие с широким зрителем. В числе таких авторов Тимур Бекмамбетов («Пешаварский вальс»), Григорий Константинопольский («Восемь с половиной долларов»). Многие из волны рекламщиков и клипмейкеров будут определять ландшафт отечественного кино в 2000-е и 2010-е.

Продолжается тренд на жанровое кино (главным образом — экшн, хорроры, комедии и эротика), которое однако в большинстве случаев не выдерживает никакой критики ни в плане технического качества, ни художественного. В качестве примеров того, как делать не надо, можно вспомнить комедии Анатолия Эйрамджана, Михаила Кокшенова, Сергея Никоненко.

В более приглядном свете новое лицо отечественной комедии представили Александр Рогожкин («Особенности национальной охоты», «Особенности национальной рыбалки»), Валерий Чиков («Не валяй дурака», «Не послать ли нам гонца?»), Дмитрий Астрахан («Ты у меня одна», «Все будет хорошо»), Владимир Меньшов («Ширли-Мырли»), Юрий Мамин («Окно в Париж», «Горько!»), Сергей Овчаров («Барабаниада»), Роман Качанов («ДМБ»).
 

Сцена из фильма «Все будет хорошо»  (1996)

Жанр в 1990-е приобрел больше социальных и вместе с тем фарсовых интонаций. Также стоит отметить «вторые фильмы» — экспериментальные ироничные переделки советского наследия: «Два капитана 2» Сергея Дебижева, «Трактористы 2» братьев Алейниковых. В схожем русле комической переработки канонов прошлого на новый лад был сделан один из ключевых фильмов эпохи — «Окраина» Петра Луцика.

Отдельного внимания заслуживают попытки создания самобытного российского хоррора, дешевого и сердитого: «Гонгофер» (Бахыт Килибаев), «Прикосновение» (Альберт Мкртчян), «Змеиный источник» (Николай Лебедев), «Упырь» (Сергей Винокуров), «Серебряные головы» (Евгений Юфит).
 

Фильм «Змеиный источник» (1997)

В направлении социальной драмы примечательными картинами можно назвать «Дюба-Дюба» Александра Хвана, «Луна-парк» Павла Лунгина, «Арбитра» Ивана Охлобыстина, «Макарова» и «Мусульманина» Владимира Хотиненко, «Лимиту» Дениса Евстигнеева, «Курочку Рябу» Андрея Кончаловского, «Время печали еще не пришло» Сергея Сельянова, «Любить по-русски» Евгения Матвеева, «Страну глухих» Валерия Тодоровского, «Ворошиловского стрелка» Станислава Говорухина, «Сочинение ко Дню Победы» Сергея Урсуляка, «Нежный возраст» Сергея Соловьева, «Москву» Александра Зельдовича.

Особняком стоят деревенские драмы Лидии Бобровой «Ой, вы, гуси…», «В той стране», сделанные на стыке документального и игрового кино. Традиционная для нашего кино тема Великой Отечественной войны в 1990-е несколько забывается, зато темы свежих военных конфликтов раскрываются в «Кавказском пленнике» Сергея Бодрова-старшего, «Блокпосте» Александра Рогожкина.
 

Сцена из фильма «Блокпост» (1998)

Несмотря на упавшее производство фильмов и толком отсутствующий кинопрокат, эпоха смогла породить новых киногероев. Ключевой — это, конечно же, «народный мститель» Данила Багров в фильмах «Брат» и «Брат 2» Алексея Балабанова.

Важным материалом остается советское прошлое. Болезненные вопросы поднимаются в картинах «Чекист» Александра Рогожкина, «Троцкий» Леонида Марягина, «Серп и молот» Сергея Ливнева, «Какая чудная игра» Петра Тодоровского, «Хрусталев, машину!» Алексея Германа, «Телец» Александра Сокурова.

Параллельно острота поднимаемых тем начинает снижаться и выкристаллизовывается поджанр ретро-драмы с ностальгической интонацией. Среди таких картин можно отметить «Прорву» Ивана Дыховичного, «Над темной водой» Дмитрия Месхиева, «Возвращение Броненосца» Геннадия Полоки.
 

Сцена из фильма «Прорва» (1992)

В конце десятилетия возникают попытки возрождения формата отечественного блокбастера, большого сложнопостановочного кино. К таким фильмам можно отнести исторические эпопеи «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова, «Русский бунт» Александра Прошкина и «Романовы: Венценосная семья» Глеба Панфилова.

Ведущими актерами эпохи можно назвать Сергея Бодрова, Ренату Литвинову, Олега Меньшикова, Сергея Маковецкого, Владимира Машкова, Дмитрия Певцова, Алексея Серебрякова, Евгения Миронова, Чулпан Хаматову, Ингеборгу Дапкунайте, Ивана Охлобыстина, Михаила Евдокимова, Константина Хабенского, Сергея Безрукова и других.

 

2000-е

Отечественное кино постепенно оправляется от переходного периода 1990-х. Об этом вроде бы свидетельствуют цифры. Если в 2001 году в стране снимается 53 фильма, то в 2010 году это количество утраивается — 160 картин. Растет количество и уровень киностудий, в том числе на базе старых киностудий, вроде «Мосфильма». Восстанавливается кинопрокат, основой которого становятся несколько крупных сетей.

Впрочем, под вопросом остается момент перехода количества в качество. Российский кинематограф явно утрачивает всенародную любовь, какая была у советского кино. Более того, у значительной части зрителей формируется устойчивая неприязнь к национальным картинам. Своего рода девиз эпохи озвучивается в фильме «Изображая жертву» — «Русское кино — в жопе»). Как следствие — единицы российских фильмов окупаются в прокате.
 

Сцена из фильма «Изображая жертву» (2006)

Пожалуй, именно в это десятилетие в отечественном кинематографе особенно явно происходит разделение на зрительское и авторское кино. В последнее приходит целое поколение молодых, самобытных режиссеров: Борис Хлебников («Коктебель», «Свободное плавание», «Сумасшедшая помощь»), Алексей Попогребский («Коктебель», «Простые вещи»), Алексей Герман-младший («Последний поезд», «Гарпастум», «Бумажный солдат»), Илья Хржановский («4»), Рената Литвинова («Богиня: Как я полюбила»), Сергей Лобан («Пыль»), Николай Хомерики («Девять Семь Семь», «Сказка про темноту»), Иван Вырыпаев («Эйфория», «Кислород»), Кирилл Серебренников («Изображая жертву», «Юрьев день»), Игорь Волошин («Нирвана», «Я»), Алексей Мизгирев («Кремень», «Бубен, барабан»), Валерия Германика («Все умрут, а я останусь»), Бакур Бакурадзе («Шультес»), Василий Сигарев («Волчок»).

Дать какую-то общую характеристику этой волне режиссеров довольно трудно. Распространенное определение «новые тихие» явно слишком узкое. Однако можно отметить, что многие из них склонны работать с медленным темпом повествования, часто используется ручная камера, сюжетно-фабульная конструкция не столь важна, доминирует мрачный взгляд на действительность.
 

Трейлер фильма «Все умрут, а я останусь» (2008)

Впрочем, ключевое место как для внутреннего зрителя, так и для мирового среди нового поколения занимает, пожалуй, Андрей Звягинцев. Его дебют «Возвращение» в 2003 году получает «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля и номинируется на «Сезар» и «Золотой глобус», а «Изгнание» в 2007 году попадает в основной конкурс Каннского кинофестиваля.

Раз уж речь зашла о наградах, то в плане «Оскара» десятилетие оказалось крайне неудачным — если в 1970-1990-е годы у отечественного кино каждое десятилетие было 3-5 номинаций и по одной победе, то в 2000-е повезло лишь с одной номинацией — «12» Никиты Михалкова.
 

Трейлер фильма «12» (2007)

Из режиссеров старшего поколения ведущими мастером в мировом масштабе остается Александр Сокуров. В это десятилетие он снимает «Отца и сына», «Солнце», «Александру», но, пожалуй, главной его работой становится однокадровая притча «Русский ковчег».

Из важных работ других именитых авторов также стоит упомянуть «Остров» Павла Лунгина, «Отрыв» Александра Миндадзе, «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину» Андрея Хржановского, «Похороните меня за плинтусом» Сергея Снежкина.
 

Сцена из фильма «Русский ковчег» (2002)

Как всегда, активно развивается современная драма. Вспомним картины «Точка» Юрия Мороза, «Итальянец» Александра Кравчука, «Живой» Александра Велединского, «72 метра» Владимира Хотиненко, «Глянец» Андрея Кончаловского, «Россия 88» Павла Бардина.

Особое место среди лент актуальной тематики занимают бандитские драмы, в той или иной мере продолжающие мотивы балабановских «Братьев». Среди удачных картин «Сестры» Сергея Бодрова, «Бумер» Петра Буслова, а также «Жмурки» того же Балабанова. Ряд картин затрагивают тему недавних войн: «Война» Алексея Балабанова, «Пленный» Алексея Учителя, «9 рота» Федора Бондарчука.

Тема Великой Отечественной войны, подзабытая в 1990-е, вновь актуализируется. Правда, все чаще военная тематика разрабатывается в русле определенного жанра: детектива, экшна, фантастики и так далее. Среди военных картин нового времени можно выделить «В августе 44-го» Михаила Пташука, «Звезду» Николая Лебедева, «Кукушку» Александра Рогожкина, «Своих» Дмитрия Месхиева, «Сволочей» Александра Атанесяна, «Франц + Полина» Михаила Сегала, «Мы из будущего» Андрея Малюкова.
 

Сцены из фильма «Кукушка» (2002)

Градус ненависти к советскому прошлому продолжает снижаться, а жанр ретро-драмы становится господствующим для картин на эту тему. Отметим «Благословите женщину» Станислава Говорухина, «Папу» Владимира Машкова, «Водителя для Веры» Павла Чухрая, «Космос как предчувствие» и «Край» Алексея Учителя, мюзикл «Стиляги» Валерия Тодоровского. Впрочем, вся ностальгия и романтизация СССР перечеркивается фантасмагоричным хоррором Алексея Балабанова «Груз 200».

В кино пытаются привлечь наиболее активного зрителя — молодежь. Развивается жанр любовной драмы и ромкома: «Небо. Самолет. Девушка» Веры Сторожевой, «Прогулка» Алексея Учителя, «Питер FM» Оксаны Бычковой, «Связь» Авдотьи Смирновой, «Русалка» Анны Меликян.
 

Трейлер фильма «Питер FM» (2006)

Специфическую эволюцию переживает комедия. В начале десятилетия этот жанр склоняется в эксцентрике и абсурду, — «Даун Хаус» Романа Качанова, «Сказ про Федота Стрельца» Сергея Овчарова. Но уже к концу — господствующее положение занимают фильмы, сосредоточенные на юморе ниже пояса, где участвуют телезвезды, КВН-щики и участники стендап-шоу Comedy Club.

Во втором поджанре даже появляются свои лидеры: Кирилл Кузин («Самый лучший фильм»), Марюс Вайсберг («Гитлер капут!»), Сарик Андреасян («ЛОпуХИ: Эпизод первый»). Среди достойных фильмов комедийного жанра стоит отметить «День радио», «День выборов», созданные с участием «Квартета И».

Проклюнувшийся в конце 1990-х годов тренд на большое постановочное кино постепенно набирает обороты. С успехом в прокате проходят «Ночной дозор» Тимура Бекмамбетова, «Турецкий гамбит» Джаника Файзиева. Более скромным оказывается успех «Статского советника» Филиппа Янковского, «Монгола» Сергея Бодрова-старшего, «Адмирала» Андрея Кравчука, «Тараса Бульбы» Владимира Бортко, «Черной молнии» Александра Войтинского. «Обитаемый остров» Федора Бондарчука и вовсе проваливается.

В 2008 году «Ирония судьбы. Продолжение» становится прокатным хитом и вплоть до выхода «Сталинграда» в 2013 году занимает место самого кассового отечественного фильма в постсоветском российском кино. Успех картины вскоре породит сомнительный тренд на ремейки и сиквелы советской классики.
 

Трейлер фильма «Черная молния» (2009)

Если продолжать тему кассового успеха, то стоит отметить достижения анимационной студии «Мельница». Она запускает франшизу полнометражных мультфильмов «Три богатыря». С 2004 по 2010 годы выходит четыре картины, и каждая становится все более успешной в прокате.

Значительно расширяется и растет производство сериалов, некоторые из которых становятся хитами. В отдельных случаях это оказываются достаточно масштабные проекты. И не случайно к сериалам обращаются многие крупные кинорежиссеры. Так Александр Митта снимает «Границу: Таежный роман», Владимир Бортко — «Идиота» и «Мастера и Маргариту», Николай Досталь — «Штрафбат», Александр Прошкин — «Доктора Живаго», Сергей Урсуляк — «Ликвидацию».

Судьбам российского кино в 2010-е годы мы посвятим отдельный итоговый материал об уходящем десятилетии в декабре.
 

 


Обложка: кадр из фильма «Изображая жертву» (2006) / киностудия «West»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *