​«Краудфандинг – это колоссальный опыт. Деньги – это второе»

Краудфандинг в России и мире

Серьёзно о краудфандинге начали говорить после фильма «Железное небо». Вы, наверное, видели. Трешовый фильм, полная вакханалия про фашистов, которые после Второй Мировой войны перебрались на Луну, прошёл в кинотеатрах чуть ли не всего мира, включая Россию.
 
Сейчас в России краудфандинг растёт, и это очень хорошее время, чтобы всем нам заняться этим всерьёз. Благодаря Boomstarer с сентября 2012 года было собрано суммарно более 15 млн рублей на самые разные кинопроекты. Возможно, это не очень большая сумма, но, как мне кажется, для стартовых короткометражек — весомая цифра. За это же время появилось более 12 тысяч спонсоров, а самой большой взнос, который сделал один человек, составил 200 тыс. рублей.


 
На Kickstarter, крупнейшей мировой киноплощадке для краудфандинга, фильм «Veronica Mars» собрал $5,700 млн от 1000 спонсоров. Второй по успеху фильм — «Wish I was here».
 

Презентация проекта

 
Первое — это идея. Если идея не интересная и не актуальная, она вряд ли что получит — и это всем нам хорошо понятно. В качестве примера могу привести «28 панфиловцев», это на сегодня один из крупнейших крауд-проектов в сфере кино и видео. Создатели составили смету 300 тыс рублей, а собрали 3 млн, то есть в 10 раз больше. Фильм про Вторую Мировую, про подвиг героев. Когда эти ребята выходили на площадку Boomstarter, они выдвигали такой посыл: нет сейчас честных фильмов про Великую Отечественную войну, мало фильмов про настоящий героизм. Таким образом они заинтересовали многих спонсоров и преодолели планку довольно быстро.


 
Одна из важных вещей — это сторителлинг, то есть рассказ об основе проекта. Типичный крауд-проект как выглядит? Электронная презентация с картинками, видео и текстом. В тексте нужно указать не только, что вы молодые режиссёры и хотите денег, но и как происходит подготовка к съёмочному процессу, какие трудности преодолеваются. В интернете можно найти много информации по сторителлингу, но смысл всё равно остаётся одинаковым: завязка, кульминация, развязка. Сценаристам в этом отношении чуть проще, они лучше ориентируются.
 

Необходимо визуализировать вашу презентацию. Когда человек видит гору текста, она отпугивает его. Поэтому нужно всё разбавлять визуальным контентом: инфографика, фото со съёмной площадки, фото людей, работающих над проектом. Всё это идёт только на пользу проекту.

 
Для меня странно, почему наши кинематографисты мало пользуются видеообращениями. Вот я смотрю массу кинопроектов, и к моему удивлению обнаруживаю, что большая часть из них не содержит видеообращения. Что тут сложного? «Я Ваня Иванов, я снимаю свой фильм и сейчас расскажу, почему я это делаю». По статистике, проекты с видеообращениями быстрее получают финансирование, чем остальные. Короткий ролик максимум на две минуты особенно хорошо сыграет, если в нём есть вирусный эффект.

Продвижение проекта

Понятно, что вся история с краудфандингом — это «про деньги», но давайте сначала поговорим про такую вещь, как бонусы. Работая над фильмом, вы получаете ещё и кучу друзей, которые будут рассказывать об этом своим друзьям и так далее и всячески способствовать продвижению фильма. Вот, например, я сейчас работаю с Михаилом Задорновым над проектом о Вещем Олеге. Он перерыл кучу литературы для этого, у него масса информации. Однажды с ним связался человек из Украины, который пишет, что знает то место, которое посещал Вещий Олег, и готов показать, рассказать Задорнову, что это и как это. И вот такие истории с помощниками на крауд-проектах происходят постоянно.

В чём отличие краудфандинга от благотворительности? Здесь деньги дают не просто так.

Спонсоры получают взамен подарок. Я дал 100 рублей, за это я увижу своё имя в титрах. И я всех потащу смотреть: вот смотрите, моё имя. Сарафанное радио работает дважды. Первый раз — когда вы запускаете проект на площадке и получаете по 50-100 рублей от спонсоров, что, конечно, им самим приятно. Второй раз — когда спонсор получает свои вознаграждения.


 
Многие предлагают следующие вознаграждения. 100 рублей — «спасибо». 1000 рублей — «большое спасибо». И всё. Это неправильно. Есть ещё одна ошибка, которую совершают создатели. За 100 рублей — я поблагодарю вас на своей странице в соцсети. За 300 рублей — я пришлю электронный сертификат с благодарностью. За 500 рублей — бумажный сертификат с благодарностью. За тысячу – сертификат в рамке. И так далее. Это очень плохо, потому что одним спасибо сыт не будешь.
 
Должно быть пять уровней вознаграждений. Как можно отблагодарить «правильно»? Первое — это сам продукт. Вы можете предложить спонсорам сам фильм. Причём можно сделать градацию: за 200 руб вы можете предложить ссылку на просмотр кино за неделю до его официального релиза; за 400 руб — DVD-диск. Очень хорошо работают бонусы, которые вовлекают спонсоров в сам фильм, например, второстепенная роль в фильме и указание имени спонсора на афише (ну, и в титрах, само собой). Есть вещи, которые работают на человеческом тщеславии, чувстве собственной жадности — например, вставить изображение спонсора в кадр, он будет рад такому сюрпризу. И, наконец, контакты: все возможности социальных сетей должны быть предоставлены спонсорам для того, чтобы они почувствовали себя непосредственным участником съёмок. Мне очень нравится эта идея, когда спонсор может через твиттер или через «Вконтакте» задать любой вопрос, таким образом, ощущая себя непосредственным участником процесса.
 
И ещё есть такая штука, которая очень популярна на Западе, её называют «Big Idea». Если перевести на русский, «миссия». Любой фильм, который мы снимаем, должен нести в себе миссию, сверхидею, он решает какую-то проблему, доводит её до зрителя. Какая-то мера, которая объединяет людей. Как это работает на практике: тот же Задорнов рассказывает, что делает фильм не просто о Вещем Олеге, он пишет о том, что это будет кино про наше государство, это объединяет нас. В этом фильме будет то, о чём ни один учебник никогда не рассказывал. Такие вещи очень хорошо работают.

Например, нам нужна камера. Мы не пишем, что нам нужны деньги на камеру, а пишем: я снимаю фильм, который покажет, как становилась Москва. Не обязательно указывать философские мировоззренческие смыслы. Надо это использовать на более понятном языке — и у вас будет камера.

 

Продвижение проекта

 
Мы все зависим от продвижения нашего фильма. Автор готовился-готовился, запускается и… что делать дальше — непонятно. Если вы снимаете фильм, логично параллельно создать паблик в «Вконтакте» или в других соцсетях и нагонять туда людей. Это, в первую очередь, друзья, родственники, знакомые. Но не стоит забывать и про ваших операторов, художников и других членов съёмочной группы. Я не очень хорошо знаю процесс кинопроизводства изнутри, но в каждой группе есть человек, который всегда будет защищать ваш фильм от «врагов». Такой защитник обязательно должен быть, и его обязательно нужно привлекать к работе в соцсетях. Это та аудитория, которая о вас и узнаёт.

Только заниматься этим нужно заранее, чтобы ещё до старта о вашем фильме уже знали, в том числе и потенциальные кандидаты-спонсоры.

 
Кстати, ещё один момент, который касается соцсетей. Многие делают ошибку, рассылая свои посты примерно такого содержания: «Всем привет. Это вот мой новый фильм, лайк ми, репост ми и так далее». Очень плохо, я прошу вас так не делать. Репосты — это хорошо, но мы ищем деньги, а не лайки. Пишите: «Поддержите нас деньгами. Станьте нашими спонсорами. 100 рублей имеют значение». Ну и «репост ми», конечно. То есть спонсор должен точно понимать, что от него хотят. А то я посмотрел картинки, прочёл текст, внизу подпись: «Спасибо, что прочли про нас». Ну, пожалуйста.


 
И ещё вот что важно. Посты на стене «Вконтакте» должны меняться хотя бы каждые три дня. А лучше каждые два дня. Вы сами это знаете: читаете ленту, закрыли, через какое-то время опять заходите, а там совсем всё другое. Лента меняется кардинальным образом каждые пять минут, новых записей — постов 20 в минуту. Поэтому надо постоянно менять свои обращения, чтобы напоминать вашим друзьям о вашем фильме. Но на первом этапе я рекомендую сосредоточиться на личных сообщениях. И не копипастить тексты, не применять какой-то шаблон, потому что одинаковые тексты могут банить или забрасывать их в антиспам. Плюс к этому умный человек всегда отличает шаблон от личного сообщения.
 

Блогеры — уникальный ресурс. У каждого из них по 200 или по 200 000 подписчиков — не имеет значения. Имеет значение, что к ним прислушиваются.

​Если блогер пишет статью у себя в ЖЖ о вашем проекте, какая-то часть его аудитории заинтересуется фильмом, вполне возможно, что кое-кто из них станет спонсором. Но блогерам неинтересно писать о фильме, которого нет. Поэтому вам надо уже иметь какой-то материал или набрать определённую сумму, а потом уже писать блогерам. Со СМИ всё то же самое, только в сто раз больше и лучше. Надо только помнить, что, рассылая свои письма блогерам и в СМИ, вам надо иметь электронный пресс-релиз с информацией о чём фильм, кто его делает, сколько денег уже удалось собрать, а не писать в письме: «Чтобы узнать больше, кликните на эту ссылочку». Никто кликать не будет.
 

Если не получилось…

 
Если финансирование не получилось — ничего страшного. Вы должны понимать, что ваш проект получил огласку, его знают. У нас был недавно случай, когда ребята не успели собрать деньги к сроку. Но с ними связался крупный инвестор и предложил им 30 млн рублей, но не через площадку, а передал им деньги лично. Тем и хорош краудфандинг, что без него не было бы этих 30 млн. Создатели фильмов не всегда видят свои ошибки, но с помощью краудфандинга они могут получить советы от друзей или сторонников, у которых глаз ещё не замылился. Это колоссальный уникальный опыт.
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *