«Сокращение», «снижение», «бюджет», «запрет», «процент», «контент» – слова, стремительно набирающие популярность. В СМИ ожидаются новые увольнения, объем рекламы на телевидении и радио усыхает на глазах, как и финансирование теле- и кинопроектов. Как будут развиваться события в мире российского кино – этому вопросу посвящена вторая часть разговора tvkinoradio.ru с кинопродюсерами. Первая — тут.
Алексей А. Петрухин (генеральный продюсер и президент компании Russian Film Group, продюсер фильмов «Вий», «Сматывай удочки», «Мужской сезон: Бархатная революция», «Вий-2. Путешествие в Китай»):
В целом кризис отразится на киноиндустрии намного сильнее, чем на других отраслях, ведь кино в России только начинает формироваться как бизнес. Но есть и положительные моменты. Сейчас мы минимизируем затраты, тщательнее подходим к планированию производственного цикла, внимательнее относимся к очень важным составляющим и отказываемся от того, без чего можно было бы и обойтись. Задумываемся о том, какие проекты действительно необходимо реализовать, а какие – не столь обязательны. В приоритете находятся проекты, в которых риски минимальны, в которых мы точно уверены, что они будут востребованы публикой. При этом мы не отказываемся от самых малобюджетных проектов, потому что они вполне способны окупиться за счет телепоказов. Пока не закрывает никакие проекты, но, в дальнейшем, возможно, приостановим разработки каких-то идей. Главные же проекты по-прежнему находятся в работе: «Вий-2. Путешествие в Китай», съемки которого уже запущены на «Мосфильме», и картина «Феникс» о супергерое нашего времени, которую мы делаем совместно с компанией «СТВ» и Сергеем Сельяновым. Кстати, наше сотрудничество с «СТВ» показательно, ведь, думаю, что в нынешних экономических условиях крупные компании будут сотрудничать для реализации масштабных проектов. Несмотря на конкуренцию в борьбе за зрителя, сейчас самое время, чтобы объединиться ради сохранения киноиндустрии. Знаете, в Китае слово (а точнее иероглиф) «кризис» означает «возможность» или «оздоровление», то есть это возможность многое переосмыслить, оттолкнуться от дна и вновь приступить к реализации своих целей.
Артем Васильев (генеральный продюсер компании Metrafilms, продюсер фильмов «Бумажный солдат», «Дау», «Под электрическими облаками»):
Перспективы для кино в случае усугубления кризиса строить, конечно, можно, но я полагаю, стоит умерить аппетиты. Судя хотя бы по тому, что прогнозируется сокращение рекламного рынка примерно на 25%, изменится телевизионное производство. Не будет в ближайшее время дорогостоящих проектов. Немаловажно, что для телевизионных проектов сейчас практически закрылся украинский рынок, второй по объему для русскоязычного телевидения. Из моих разговоров с представителями телеканалов, могу сделать вывод, что они пока не очень понимают, куда стоит идти. Пока у всех есть наработанные проекты в библиотеках, на которых какое-то время можно продержаться, как это уже бывало. А дальше, думаю, вопрос динамики – если рынок почувствует, что есть какие-то перспективы, то будет одна история, если нет, то придется привыкать к новым условиям, в том числе к меньшим возможностям.
В приоритете, полагаю, будут более дешевые продукты. Скажем так, самые востребованные аудиторией среди наиболее недорогих. Костюмные исторические сериалы или сложно-постановочное кино очевидно к таким проектам не относятся. Вероятно, будет продолжена тенденция к расширению ниши низкобюджетных комедий. Также будет развиваться анимация, поскольку она имеет перспективу продажи не на одну территорию. Возможно, совместное производство с другими странами получит новый импульс к развитию. Но масштабных фильмов-событий будет меньше. Да и в целом произойдет общее сокращение количества проектов.
Плюсы во всей этой ситуации есть. Во-первых, всем стоит спуститься с небес на землю и научиться реально оценивать свои возможности, соотнося их с уровнем таланта и мерой востребованности этого таланта. Во-вторых, производство у нас станет дешевле. Мы ведь не смогли стать каким-то значимым сервисным центром. Потому что при относительно неплохой киношной инфраструктуре, вся остальная, транспортная, например, сильно отстает. К тому же по большому счету, у нас не научились работать в сервисной режиме так, как это действительно нужно делать. Кризис, возможно, это исправит.
Юлия Мишкинене (генеральный директор продюсерского центра Vita Aktiva, продюсер фильмов «Охотник», «Интимные места», «Генерал»):
Отличие этого кризиса от всех предыдущих – это полная неопределенность. Пока невозможно предположить даже, когда наступит то дно, после которого будет возможен подъем. Соответственно и о перспективах говорить сложно. Но, понимаете, кино в нашей стране снималось даже во время Великой Отечественной войны. То есть кино и кинотеатры нужны людям всегда. Кроме того, я надеюсь, что этот кризис многих отрезвит: у нас много бессмысленных проектов, на которые тратится огромное количество денег, и в то же время есть хорошие, достойные проекты, на которые финансирование найти трудно. Может быть, произойдет какое-то перераспределение средств. Еще я надеюсь, что появится качественное недорогое кино, а недорогое кино можно делать в основном про отношения. Нам как раз таких фильмов не хватает.
Елена Яцура (независимый продюсер, продюсер фильмов «9 рота», «Огни притона», «Хит»):
Я в ситуации кризиса вижу целый ряд плюсов, честно говоря. Во-первых, в непростые времена в кино остаются только те, кому это на самом деле нужно, кто видит в этом для себя особый смысл. Поэтому может быть, благодаря кризису в кино станет меньше случайного народа, и наоборот – придут новые интересные люди. Во-вторых, экономическая модель может стать прозрачнее, потому что в острые моменты себестоимость определяется яснее, и соответственно, проще понять, что мы вкладываем и что за это получаем. Мы вполне можем выдавать лучшее качество за меньшие деньги.
Что касается приоритетов, то дело в том, что в нашем кино вообще все жанры и любые темы находятся в приоритете. Мы уверенно снимаем только неэкспортируемый ромком и авторское кино для узкого проката. Все остальное нам нужно еще учиться снимать, и поэтому у нас все востребовано. Да и что нам кризис, когда у нас в прокате на протяжении многих лет окупалось четыре фильма? А теперь окупается целых шесть. При этом производим больше восьмидесяти. Разве это не смешно?