Ридли Скотт – английский кинорежиссёр и продюсер
Жанры
Если систематизировать фильмографию режиссера по жанрам, то в первую очередь необходимо выделить его исторические и научно-фантастические картины.
К истории Скотт обратился уже в дебютных «Дуэлянтах», отправившись во Францию времен Наполеоновских войн. Затем было открытие Нового Света в «1492: Завоевание рая», безумный императорский Рим в «Гладиаторе», мрачное средневековье в «Царстве небесном» и «Робин Гуде», и Древний Египет в «Исходе».
Вторая страсть режиссера, научная фантастика, принесла ему первый кассовый успех и мировое признание. В «Чужом» и его приквеле «Прометей» исследуются отдалённые уголки космоса и неразгаданные тайны вселенной. В «Бегущем по лезвию» (по мнению особенно чутких критиков, втором и последнем действительно великом фильме Скотта) воссоздается Земля будущего.
Не меньше прошлого и будущего Скотта интересуют наши дни, исследуемые обычно в различных вариациях криминального кино. В ленте «Тот, кто меня бережёт» режиссер сплавил элементы нуара и мелодрамы. В «Черном дожде» добавил экшна. «Тельма и Луиза» остается непревзойденным образцом криминального роуд-муви с феминистским подтекстом. Авантюрный сюжет «Великолепной аферы» реализуется средствами комедии, тогда как криминальная завязка «Советника» служит толчком к созданию экзистенциального триллера.
Часть картин Скотта – несколько неожиданные проекты, своего рода эксперименты в области ранее неизвестных постановщику жанров. Например, сказочная, хоть не совсем детская «Легенда», психологический триллер «Ганнибал» (сиквел «Молчания ягнят»), военная драма «Черный ястреб» и, что уж совсем неожиданно, романтическая комедия «Хороший год». Можно как угодно сомневаться в том, насколько удачны эти и другие проекты Скотта, однако бесспорно – в каждой картине режиссер сохраняет свой уникальный творческий почерк, визуальное изящество и смысловую многослойность. Оттого даже его ошибки заслуживают внимания.
Законодатель мод
Не менее революционным оказался «Бегущий по лезвию». В фильме, никем не замеченном на момент выхода, атмосфера нуара впервые была положена на футуристический антиутопический сюжет. Этот микс стал основой киберпанка, бум которого пришелся на 90-е, когда вышли «Странные дни», «Джонни Мнемоник», «Пятый элемент», «Матрица» и т.д. Ридли Скотт, по сути, дедушка этого всего.
Еще один переворот в киноиндустрии режиссер совершил на рубеже тысячелетий, сняв «Гладиатора». Картина возродила жанр пеплума, казалось бы, надежно забытый на протяжении трех десятилетий. Бронзовые торсы, батальные сцены с привлечением тысяч статистов, мечи и сандалии, бури эмоций в «Трое», «Александре», «300 спартанцах» – не видать нам всего этого не будь старика Ридли Скотта.
Визуальный стиль
Пространство своих картин режиссер неизменно щедро наполняет деталями, изысканными фактурами, красивыми или причудливыми поверхностями, а также разного рода киногеничными элементами: тенями, огнями, водой, дождем, туманом, дымом. Во многом благодаря Скотту Лос-Анджелес 2019 года из «Бегущего по лезвию» по сию пору остается эталоном футуристического города. То же можно сказать о космическом корабле из «Чужого», клаустрофобическое пространство которого – один сплошной непролазный лабиринт из коридоров, туннелей и технических помещений.
Быть может, история и научная фантастика привлекают Скотта как раз тем, что дают широкое поле для работы с дизайном, декорациями, костюмами, реквизитом. Не зря апофеозом визуального буйства в его фильмографии стала «Легенда» – сказочный материал подстегивал создание самых немыслимых фантастических образов. В современности режиссер также знает, из чего создать картинку и как заставить ее работать на центральную идею: глянцевая, избыточная роскошь в «Советнике» контрастирует с пустотой внутри героев, а заодно выявляет хрупкость их мира.
Работая на телевидении и в рекламе, Скотт самостоятельно делал наброски, эскизы и раскадровки к каждому новому проекту. Привычка осталась и переросла в исключительное внимание к дизайну пространства, которое режиссер демонстрирует в своих фильмах. Сам Скотт говорит об этом так: «Когда я читаю сценарий, то сразу вижу его в действии и начинаю рисовать раскадровку практически с первых же страниц». Подход позволяет доступно доносить идеи до коллег и при этом сохранять в неизменности первоначальные основные идеи, не говоря уже об упрощении процессов подготовки и съемок.
Страсть к яркой изобразительности Скотта проявляется и в создаваемых им образах. В содружестве режиссера и швейцарского художника Ганса Рудольфа Гигера родился один из самых жутких и запоминающихся монстров в истории кино – инопланетный ксеноморф. В недооцененной «Легенде» примечательна трактовка Сатаны как гигантского быкообразного алого чудища. Одним из самых ярких образов «Царства небесного» является прокаженный король Иерусалим, скрывающий следы своей болезни под маской – художественная выдумка, не имеющая ничего общего с действительностью, зато какая эффектная. Ну а «Бегущий по лезвию» и вовсе переполнен разного рода гротескными футуристическими персонажами, образ каждого из которых словно бы по-своему отвечает на центральный вопрос картины: «Что есть человек?».
Кадры из фильмов Скотта порой сравнивают с полотнами великих живописцев прошлого: Рембрандта, Франсиско Гойи, Уильяма Тернера. К примеру, в «Дуэлянтах» режиссером умело имитировалось естественное освещение. Среди любимых приемов Скотта – направление луча света через дым или туман и смелые светотеневые контрасты. Первое работает на формирование ирреальной таинственной атмосферы, пронизывающей «Чужого», «Бегущего по лезвию», «Черный дождь», «Прометея», «Исход» и др. Второе, как правило, подчеркивает ключевой конфликт большинства картин Скотта – противостояние Добра и Зла.
В том же русле режиссер работает с цветом. Яркий тому пример – финал «Чужого», где Сигурни Уивер в одном лишь белом нижнем белье противостоит ксеноморфу. Со схожей целью Скотт часто обращается к другому приему – в почти монохромном изображении делает вкрапления мелких, но ярких цветовых пятен. Подобное можно увидеть на общих планах, например, в «Гладиаторе», «Робин Гуде» или «Исходе».
Громоздкая драматургия
Многослойность
Еще одна особенность картин Ридли Скотта – их смысловая многослойность. Лучшие работы режиссера в действительности оказываются глубже, чем может показаться на первый взгляд. Исторический блокбастер «Гладиатор» в руках Скотта оборачивается экзистенциальной драмой. Научно-фантастический боевик «Бегущий по лезвию» становятся философским трактатом о разуме и его способности суждения. В «Тельме и Луизе» сквозь традиционный роуд-муви просвечивается поэтическая ода человеческой свободе. Того же «Чужого», при наличии всех необходимых элементов зрелищного кино, можно трактовать как притчу об извечном противостоянии человека и непрестанно сгущающегося вокруг него Зла, персонифицированного в образе ксеноморфа. Тема столкновения Добра и Зла, кстати, для Скотта центральная, красной нитью проходящая через все его творчество: «Легенда», «Гладиатор», «Ганнибал», «Гангстер», «Прометей». Что интересно, в недавнем «Советнике», тоже обыгрывающем элементы коммерческого кино (чего стоит только звездный актерский состав), режиссер пришел к безличной и непреодолимой трактовке Зла – ни победить, ни даже увидеть его нельзя, можно лишь пожинать его плоды.
Смыслы и подтексты, формируемые Скоттом далеко не всегда традиционны. В «Бегущем по лезвию» допускается возможность, что андроид может оказаться в большей степени человеком, чем настоящий человек. «Тельма и Луиза» из-за феминистского мотива в свое время вызвала немало нареканий со стороны консервативной публики. «Черный ястреб», хоть и посвящен провальной военной операции, является нестыдным, искренним и убедительным патриотическим гимном. В «Ганнибале» маньяк-психопат предстает элегантным старцем, человеком эпохи Возрождения, чей изъян кроется лишь в исключительно хорошем вкусе, не позволяющем относиться к измельчавшему современнику иначе как к ужину. Любопытен и «Исход», в котором Бог трактуется как капризный ребенок, из ведомых ему одному соображений проявляющий себя тем самым Злом, абсолютным, всесильным и непостижимым.
Герой
Роли сильных, неоднозначных личностей, разумеется, требуют соответствующего воплощения. Работы в картинах Скотта стали поворотными, во всяком случае знаковыми, для Сигурни Уивер, Харрисона Форда, Тома Круза, Сьюзен Сарандон, Деми Мур, Рассела Кроу, Хоакина Феникса, Орландо Блума и многих других звезд мировой величины. Сами актеры отзываются о Скотте как редком режиссере, который прислушивается к их мнению и приветствует выход за рамки привычных правил. Известный фанатизм Скотта, впрочем, не всеми приходится по душе: на съемках «Бегущего по лезвию» Харрисон Форд постоянно конфликтовал с режиссером, обвиняя последнего в излишней требовательности и упрямстве. Как бы то ни было, плодом этого противостояния стала лучшая роль в карьере Форда, доказавшая его потенциал сильного драматического актера. Надо полагать, в карьере Кристиана Бэйла роль Моисея в «Исходе» тоже займет не последнее место.