Опыт до дебютного фильма
Антон Бильжо (режиссер и автор сценария фильм «Рыба-мечта»): Я окончил журфак, работал в разных газетах и журналах, в программе «Дачники», потом в рекламе. Параллельно что-то писал. Представить себя в качестве режиссера я себе никогда не позволял, но в какой-то момент решился и позволил. Поступил в ВКСР в мастерскую Хотинеко. Там нашел похожих на себя людей и сразу понял, что я на своем месте. К дебюту основательно готовился несколько лет — долго писал сценарий, ходил по продюсерам. А до этого сделал шесть короткометражек, в том числе получасовое «Сказание о нас с Евгенией».
Маргарита Михайлова (режиссер и автор сценария фильма «Хит»): По первому образованию я инженер — окончила кафедру архитектуры строительного факультета в институте в Перми. Работала помощником архитектора промышленных зданий. Но скоро мне стало скучно, и я переехала в Москву. Стала делать SMM-агентство, одно время работала пиарщиком сайта PublicPost, то есть в основном это вещи, связанные с интернетом. Параллельно я два года училась у Ани Фенченко и Коли Хомерики. Как диплом сняла короткометражку, которая мне кажется очень искренней — до сих пор больно ее смотреть.
О готовности снять первый полный метр
Об участии режиссера в работе над сценарием
На съемках фильма «Хит»
Маргарита Михайлова: Для меня написание сценария — это как приключение. У «Хита» сначала был сценарий короткометражки, собранный из моей жизни и жизни моих друзей. Потом Хомерики сказал дописать до полного метра, и я показала текст продюсеру Елене Яцуре. В процессе написания этого сценария я, по сути, училась быть режиссером, и благодаря этому стала понимать, какое кино я могу снимать. Но я не тот человек, который может написать классический сценарий — на меня насылали разных редакторов, которые говорили о правилах написания сценария, но, на мой взгляд, правил никаких не должно быть.
На съемках фильма «Добрый вечер»
Федор Константинович: Очевидно, что режиссер не может просто взять чужой сценарий и снять его. Режиссер неизбежно пропускает сюжетный материал через себя, интерпретирует, адаптирует и так далее. Столь же очевидна мысль, что любое кино начинается именно со сценария. Литературная база это неотъемлемый элемент художественной структуры фильма. В итоге, мне кажется, не существует идеального рецепта, касающегося работы над сценарием. Все индивидуально, зависит от конкретных обстоятельств. Однако следует помнить, что если во время съемки режиссер не перепишет «литературный» сценарий фильма от корки до корки несколько раз, то это вообще не режиссер. Таким образом, автором «реального» сценария все равно является режиссер. Отсюда вся трагедия сценаристов.
О подготовке
Антон Бильжо: «Рыбу-мечту» я придумал в Эстонии, в том месте, где провожу время каждое лето. Плюс я заранее договорился с мэром, с людьми, которые там живут. То есть можно сказать, что препродакшн начался сильно заранее — я прекрасно знал эти места, и мне не нужно было искать локации. Но в то же время из-за того, что бюджет оказался не таким, как я себе представлял, многое пришлось менять прямо накануне съемок. В результате все равно не обошлось без спешки. Пожалуй, это просто часть процесса производства любого малобюджетного кино.
На съемках фильма «Добрый вечер»
Федор Константинович: Для меня всегда есть предподготовительная фаза и фаза активной подготовки. Первая длится несколько лет — это накопление идей, опыта, профессиональных контактов. Когда проект уже готов состояться, я вместе с продюсерами назначаю сроки съемок, организовываю логистику, занимаюсь производственными хлопотами, определяю команду, кастинг и так далее. Это и есть фаза активной подготовки. У производства «на коленке», когда все делается своими силами, есть такая особенность — сроки должны быть максимально сжатыми. Действовать надо быстро и четко, на данном этапе любая задержка или даже сомнение может стать для проекта роковым.
О поиске бюджета для дебюта
Федор Константинович: Очевидно, без денег кино невозможно, но при этом деньги не гарантируют, что проект состоится и, тем более что он будет успешным. На «Добром вечере» я понимал, что располагаю некой суммой, которую заработал, накопил или занял, и в рамках этих средств и будет реализовываться кино. Важно было четко осознать, что никому, кроме меня этот проект не нужен, рассчитывать надо только на свои силы, и так оно и должно быть. Исходя из этого, начинаешь более трезво рассчитывать силы, сразу понимаешь, что можно себе позволить, а что нет. Все взаимосвязано, поэтому существующая сумма влияет на любые аспекты производства фильма, в том числе и на сценарий. То есть я оставляю в работе только те идеи, которые можно реализовать в рамках моих возможностей.
Антон Бильжо: У нас было две краудфандинговые кампании. Первая оказалась неуспешной, потому что на тот момент не было сил и времени этим серьезно заниматься. Да и сумма была завышена — мы просили несколько миллионов. Потом, чтобы доделать постпродакшн, запустили на Planeta.ru еще один краудфандинг. Это была ежедневная командная работа, к которой были подключены Юлия Мишкинене, мой папа, Андрей Бильжо, и многие наши друзья. Настя Луковникова модерировала весь процесс из Бразилии. Мы придумывали лоты, писали новости и так далее. В итоге мы собрали больше 600 тысяч рублей, которые пошли на звук, цветокоррекцию и компьютерную графику.
На съемках фильма «Рыба-мечта»
Совет тем, кто планирует собрать денег с помощью краудфандинга, могу дать такой. Надо понимать, что это трудозатратный процесс. Ничего не произойдет само. Надо ставить себя на место людей, которые пожертвуют свои деньги, и думать о том, что им может быть интересно. Увы, обычно мы окружаем себя иллюзиями на этот счет. Поможет, если вы представите, что просите на кино у компании друзей, и общаетесь соответствующим образом — привлекая их как друзей, а не как людей с деньгами.
О работе с продюсером
Антон Бильжо: Продюсера нужно убедить и заразить. И важно при этом найти своего человека, оказаться в правильное время в правильном месте. Важен хороший контакт, какой возник у нас с Юлией Мишкинене.
На съемках фильма «Хит»
Маргарита Михайлова: Мне кажется, что я просто понравилась Елене Яцуре. Никаких логических оснований ей заниматься этим проектом, я не вижу. Правда, сначала, чтобы она прочитала сценарий, мне пришлось звонить ей месяца два каждый день — но я решила, что пока она не скажет «нет», я не отстану. Зато в итоге у меня не было с ней ни одного творческого разногласия.
На съемках фильма «Добрый вечер»
Федор Константинович: Важный момент — статус моего проекта. Это не блокбастер, а скромное (в финансовом плане) кино, на котором нельзя заранее прокрутить большие деньги. Проект вряд ли мог быть интересен большим продюсерам. Поэтому я искал молодых продюсеров, которые, как и я, только завоевывают индустрию. Уверен, что для эффективного взаимодействия, продюсеры и режиссер должны находиться примерно в одной весовой категории. Мне повезло встретить продюсеров Кирилла Алехина и Дмитрия Шарова. У ребят есть свой молодой продакшн, есть большой профессиональный опыт и желание создавать хорошее кино. Именно с этого понимания начинается реальная работа над подобным проектом.
Команда: подбор и работа
Федор Константинович: Подбор команды это вопрос опыта. Команда собирается во многом благодаря твоим предыдущим проектам. Есть круг профессиональных связей, который возникает при любом кино-теле-производстве. Если у меня вдруг нет какого-то человека, я просто обзваниваю своих коллег. Это нормальный рабочий процесс. Важно лишь иметь хоть какой-то опыт. Да, конечно, тяжело найти команду на своих первых съемках. Это своего рода испытание, когда ты самый первый раз договариваешься с людьми. Но уже во второй раз процесс проходит намного легче, а затем становится обычной рабочей практикой.
На съемках фильма «Рыба-мечта»
Антон Бильжо: У каждого, кто читает сценарий, в голове возникает свое кино. Режиссеру же важно донести до каждого свое видение, чтобы все понимали, над чем именно они работают. Как минимум, тут помогают достаточно стандартные вещи — референсы, режиссерская экспликация и проговаривание всех деталей. Подобные вещи могут казаться ничего не значащими, а на самом деле они помогают настроиться на нужный лад и увидеть будущее кино. Но при этом важно, чтобы ваша история всех цепляла.
Как дебютанту привлечь известных актеров?
Маргарита Михайлова: Как искать актеров было не очень понятно. Но помогла Яцура и кастинг-директор Лиза Шмакова, с которой мы сразу друг друга поняли. Сначала нашли Юлию Ауг. С ней оказалось все просто — ей понравилось, как я рассказываю про кино, при этом сценарий она прочитала только на съемках. На роль Чурсина мы искали не столько актера, сколько личность. В итоге Юра пришел в последний момент прямо на площадку. Он сказал, что ему понравилась роль тем, что в ней есть, что играть. Иногда мы просто встречались с актерами на улице, болтали и сразу принимали решение. То есть поиск был долгим, но все решалось легко.
Кадр из фильма «Рыба-мечта». Актриса Северия Янушаускайте
Антон Бильжо: Оказывается, актеры иногда готовы участвовать в проекте, если им кажется интересным сценарий. Я сценарий отправлял многим, далеко не всем он нравился, в итоге кастинг занял несколько долгих месяцев. Особенно затянулись поиски актрисы. Хотя мне сразу говорили про Северию Янушаускайте, я стал пробовать других. Но в результате, конечно, она оказалась и самой убедительной на пробах, и сразу поняла, что нужно делать, и как будто бы сразу увидела мой фильм. А Володя Мишуков поразил меня тем, что оказался единственным, кто счел важной работу своего героя — профессию корректора. Другие относились к этому, как к шутке. Вот на подобных кодах мы и нашли друг друга. В целом я понял такую вещь: можно смотреть многих актеров, но нужного ты чувствуешь сразу.
На съемках фильма «Добрый вечер»
Федор Константинович: Известные актеры часто с большим вниманием относятся к неформатным проектам. Стандартные проекты для них рутина и способ заработать на хлеб и вино. Неформатная история может быть интереснее в творческом плане. На кастинге я встречался с разными артистами, не делая разграничений на известных и неизвестных. Важнее всего мне было, чтобы ребята максимально попадали в роль. Не менее важно, чтобы мы могли находиться в общении на равных. Это та же история, что и с продюсерами, и с другими членами команды. Невозможно нормально работать с артистами из другой лиги, которые как бы делали бы мне одолжение.
Самое сложное на съемках
Маргарита Михайлова: Сложно было справиться с объемом работы, который свалился во время съемок. Прежде всего, съемки были физически очень тяжелыми, потому, что КПП был так устроен, что некоторые смены длились до двадцати часов. Иногда объекты приходилось искать в последний момент, что было особенно сложно с учетом того, что мы хотели сделать кино визуально интересным. Кроме того, несколько раз мне приходилось за ночь переписывать сценарий, потому что я понимала, что чего-то не хватает. Но у меня никогда не было паники. Я буквально запретила себе нервничать. Просто потому, что у меня была задача сделать все возможное, чтобы получилось максимально хорошо.
Кадр из фильма «Рыба-мечта»
Антон Бильжо: У нас было всего восемнадцать смен, то есть график был напряженный, и это стало самой главной проблемой. Также сложно было с погодными условиями — вода была очень холодной, в ней нельзя было долго находиться, а у нас при этом было довольно много водных сцен. Были и другие проблемы. Например, в первый же день съемок в камеру попала вода. Снимай мы в России, это был бы конец фильма, но в Эстонии технику страхуют, поэтому нам принесли другую камеру. На следующий день вода попала и в нее. Благо камера отошла. В общем, мы все время ходили по какой-то грани, и из-за этого фильм сняли на шоке, на адреналине, на измененном состоянии сознания. И думаю, это передалось фильму и даже пошло на пользу.
На съемках фильма «Добрый вечер»
Федор Константинович: Всегда есть маленькие житейские обстоятельства. Болезни, опоздания, усталость, настроение, личные драмы и мелодрамы. Не сценарные ошибки, не производственные сложности отвлекают на съемках, а вот такие маленькие человеческие обстоятельства. Их нужно уметь преодолеть, выйти на площадку и сосредоточиться на текущей сцене фильма. Заставить людей отвлечься от своей личной жизни и перевести фокус на кино. Это, пожалуй, для меня самая большая сложность на площадке.
Самое сложное на постпродакшне
Маргарита Михайлова: Тяжелей всего было собрать картину. Она не собиралась, потому что мы не сняли где-то 30% сцен. Из-за этого сценарий отчасти дописывался на посте. Но у меня был лучший режиссер монтажа — Петр Хазизов. Он предложил работать так: он складывает «колбасу», я редактирую, делаем финальную версию. Мы сделали вариант, но чего-то не хватало. Я как раз тогда смотрела на YouTube, как музыканты делают видео, и решила добавить эстетику видеоклипа. Для этого по всем друзьям стали собирать музыку и поэзию. Это было не трудно, но долго. Отдельная сложность была с визуальными эффектами. У нас было четыре человека, которые этим занимались, и я никому не могла объяснить, что я хочу. Мне нужно было что-то похожее на Мондриана, но меня никто не понимал. В итоге я решила делать графику сама «на коленке» вместе с художником из Перми Леной Слобцевой. Получилось очень дешевое, но красивое решение.
Федор Константинович на съемках фильма «Добрый вечер»
Федор Константинович: На посте неизбежно происходит такая штука. Из проекта уходит внимание и энергия просто потому, что люди не могут полгода быть сосредоточенными только на моем кино. Однако для общей целостности фильма необходимо сохранить ту эмоцию, которая была раскрыта и реализована на съемочной площадке. Тут остается только самому терпеть и держаться в тонусе, и подпитывать тех, кто доделывает проект.
Отличие полного метра от короткого
На съемках фильма «Добрый вечер»
Нужны ли режиссеру глубокие технические знания?
Антон Бильжо: Без глубоких технических знаний режиссеру можно обойтись, если его окружают профессиональные люди. У режиссера должно быть общее видение и умение формулировать задачи. А в технических вопросах разбираться хорошо, но не обязательно. Кроме того, у режиссера хватает и других вещей, на которых необходимо концентрироваться.
На съемках фильма «Хит»
Маргарита Михайлова: Технические знания режиссеру очень важны — как устроена камера, какая есть оптика и так далее. Потому что технические вещи определяют природу кино, а если ты не понимаешь природу вещей, то ты скован в понимании результата. Отчасти поэтому у меня и были такие проблемы с «Хитом», что я многих вещей не знала и осваивала их по ходу.
На съемках фильма «Добрый вечер»
Федор Константинович: Важны ли для режиссера технические знания? И да, и нет. Самое важное это знание человека. Техника идет на втором месте. С оператором, художником, звукорежиссером надо, прежде всего, иметь хороший человеческий контакт. Потому что от того, какой у меня будет контакт, например, с оператором зависит, какой в итоге будет свет. Если я полезу в его епархию, стану рассказывать ему, как ставить свет, это будет явная ошибка, сбой в системе. У каждого должна быть своя зона ответственности. Но это не отменяет необходимости знать всю техническую базу по всем цехам. В конце концов, это же так увлекательно: лампочки, линзы, волны, амплитуды, разноцветные фильтры, разноцветные кнопочки.
Совет режиссерам-дебютантам
Антон Бильжо: Мой совет — не ждать продюсера. Вместо этого, если вы верите, что это кино должно быть снято, лучше готовиться самому и готовиться максимально подробно. Тем более что любой подготовки скорей всего окажется мало. Процесс устроен не так, что вы написали сценарий, а дальше ждете продюсера, который вам все устроит. Нет. Вы должны понимать, что ваше кино, прежде всего, нужно вам. Поэтому на любом этапе относитесь к этому так, будто фильм уже начался. А продюсер сам подтянется, если вы все хорошо придумали.
Маргарита Михайлова: Не хочу предостерегать дебютантов от ошибок. Наоборот, ошибайтесь — это интересно.