01-02. «Золотая каска» (Жак Беккер, 1952) и «Наудачу, Бальтазар» (Робер Брессон, 1966)
Две версии одной и той же истории. И обе — по-своему уникальные.
03-05. «Токийская повесть», «Поздняя весна» и «Вкус сайры» (Ясудзиро Одзу, 1953; 1949; 1962)
Почти что невозможно найти четкие копии этих фильмов. И виноваты в этом слезы, которые вы не сможете сдержать во время просмотра.
06-07. «Жить», «Красная борода» (Акира Куросава, 1952; 1965)
Эти две картины дают вам прекрасную возможность сравнить актерское мастерство Такаси Симуры и Тосиро Мифунэ. И та, и другая — выше всяческих похвал. Загадка Куросавы для меня заключается в том, что это был режиссер, который никогда не отказывался от социального высказывания в своих фильмах, но в то же время всегда оставлял в них место зрелищности.
08-09. «Слова, написанные на ветру» (Дуглас Серк, 1956) и «Страх съедает душу» (Райнер Вернер Фассбиндер, 1974)
В «Словах, написанных на ветру» кадр с Дороти Мэлоун, спускающейся по лестнице, моментально сводит на нет усилия всех авторов рок-клипов. Настолько это круто. Что касается «Страх съедает душу», то Фассбиндер здесь оголяет всю нежность своего сердца, которая в других его работах прикрыта его внешними кинематографическими навыками.
10-14. «Тени», «Лица», «Женщина не в себе», «Убийство китайского букмекера» и «Премьера» (Джон Кассаветис, 1959; 1968; 1974; 1976; 1977)
Нет смысла пытаться выбрать какой-то один из фильмов Джона Кассаветиса. Все его работы — это отражение работы гения и исключительного ума.
15-18. «Нанук с Севера» (Роберт Флаэрти, 1922), «По поводу Ниццы», «Ноль за поведение» и «Аталанта» (Жан Виго, 1930; 1933; 1934)
Жан Виго и Роберт Флаэрти всегда казались мне в чем-то родственными режиссерами.
19-20. «49-я параллель», «Маленькая задняя комната» (Майкл Пауэлл и Эмерик Прессбургер, 1941; 1949)
В контексте творчества тандема Пауэлла-Прессбургера эти два фильма могут показаться такими би-муви. Но может быть именно из-за этого в них до сих пор ощущается удивительная свежесть, даже невзирая на то, что «49-я параллель» делалась как пропагандистское кино. Но вообще все фильмы, снятые «Лучниками» (прозвище режиссерского тандема Пауэлла-Прессбургера — прим. tvkinoradio.ru) — в списке самых красивых картин мира.
21-22. «Второе дыхание», «Армия теней» (Жан-Пьер Мельвиль, 1966; 1969)
Жан-Пьер Мельвиль — еще один режиссер, у которого трудно выбрать какую-то одну любимую работу. Остановимся на «Армии теней» и «Втором дыхании», поскольку на примере этих фильмов вы можете изучить гениальную игру Лино Вентуры и Поля Мерисса.
23-24. «Набережная туманов» (Марсель Карне, 1938) и «Похитители велосипедов» (Витторио Де Сика, 1948)
В мире есть только один Лино Вентура так же, как в мире есть только один Жан Габен. И мне никогда не доводилось видеть кого-либо похожего на Мишель Морган и Мишеля Симона. «Набережная туманов» — чистая актерская мелодрама, наполненная предвоенной атмосферой пессимизма. «Похитители велосипедов» доказывают, что даже самые скромные и крошечные мечты могут быть разорваны в клочья. Никогда больше в истории кино чувство надежды не было выражено такими минималистичными, но захватывающими дух средствами, как в финале этой картины.
25-28. «Ночь охотника» (Чарльз Лотон, 1955), «Туз в рукаве» (Билли Уалдер, 1951), «Симеон столпник» (Луис Бунюэль, 1965), «Джимми Хендрикс на рок-фестивале в Монтерее» (Крис Хагадус и Д.А. Пеннебейкер, 1986)
А все эти восхитительные картины связаны друг с другом сотнями едва уловимых нитей.
29. «Это Spinal Tap» (Роб Райнер, 1984)
Кадр из фильма «Это Spinal Tap» (1984)
Бонус!
Источники: Criterion