Надо видеть: любимые фильмы Эдгара Райта

01. «Прокол» (Брайан Де Пальма, 1981)

 

С гордостью заявляю, что я — большой поклонник Брайана Де Пальмы. В 70-е годы его стиль значительно отличался от таких режиссеров, как Стивен Спилберг, Джордж Лукас и Мартин Скорсезе, и этому есть объяснение. Его фильмы требовали, прежде всего, созерцания формы. Даже не самые сильные работы Де Пальмы отмечены печатью гения, а его лучшие картины — это образцы чистого кино. В их числе — «Прокол». В этом фильме нет ни одного лишнего кадра. Де Пальма создал аудиовизуальный триллер, где использовал стедикам, полиэкран, зональные линзы и различные сложные оптические эффекты, которые делают историю более захватывающей. Некоторые режиссеры — это прекрасные рассказчики, которые при этом никак не обозначают свое авторство, но Де Пальма, подобно Альфреду Хичкоку, манипулирует аудиторией в своем узнаваемом стиле.

 

02. «Бразилия» (Терри Гиллиам, 1985)

 

Когда я впервые посмотрел «Бразилию» в конце 80-х годов, у меня было ощущение, будто меня сбил грузовик. Это такое сильное и смелое высказывание, столь радостное в своем эскапизме и одновременно столь сокрушительное в своем нигилизме, что мой подростковый ум разорвало в клочья. Я не совсем понимал смысл увиденного, но аналогов у этого просто не было. Впрочем, ничего подобного «Бразилии» не появилось до сих пор.

 

03. «Скромное обаяние буржуазии» (Луис Бунюэль, 1972)

«Скромное обаяние буржуазии» (Луис Бунюэль, 1972)Кадр из фильма «Скромное обаяние буржуазии» (1972)

Я рос в английской провинции, и мечтать о видеомагнитофоне не приходилось. Поэтому мой доступ к мировому кино ограничивали четыре канала. Серджио Леоне и Жак Тати были теми немногими европейскими режиссерами, с которыми я успел познакомиться в подростковом возрасте. Во время учебы в колледже я узнал о сюрреализме. Увидел «Андалузского пса» и «Золотой век» Луиса Бунюэля. Но его любимым фильмом для меня стало «Скромное обаяние буржуазии». Смотреть его — захватывающая, хоть и не для всех выполнимая задача. У Бунюэля дьявольское, провокационное чувство юмора и тонкий ум. И, между прочим, «Скромное обаяние буржуазии» напрямую повлияло на «Монти Пайтон».

 

04. «Глаза без лица» (Жорж Франжю, 1959)

Кадр из фильма «Глаза без лица» (Жорж Франжю, 1959)Кадр из фильма «Глаза без лица» (Жорж Франжю, 1959)

Хоррорами я увлекся в очень раннем возрасте. Зная об этом, отец часто рассказывал мне о фильме, который он считал величайшим хоррором в истории. Черно-белое французское кино, «по-настоящему кровавое», как он утверждал. Отец рассказывал сюжет: история о сумасшедшем хирурге, который пытается восстановить лицо своей дочери, попавшей в аварию, уродуя других девушек. Каждый раз отец вспоминал все новые детали, так что я был убежден, что это самое страшное и великое кино в мире. Но, к сожалению, отец не мог вспомнить название фильма. Мне долго не удавалось опознать картину, и только годы спустя я наконец узнал, что это «Глаза без лица». Я посмотрел фильм с отцом и, конечно, согласился, что это выдающееся кино.
 

05. «Голова» (Боб Рейфелсон, 1968)

 

«Голова» — мой любимый фильм с участием музыкантов. Конечно, есть «Вечер трудного дня» с The Beatles, но «Голова» мне ближе, потому что успех картины был своего рода пирровой победой — она ускорила распад The Monkees. Снят фильм Бобом Рейфелсоном, а сценарий написал Джек Николсон. Проще всего описать его так: The Monkees устали от своего телевизионного образа и пытаются вырваться за его пределы. Сегодня «Голова» — классика кино о рок-музыке.

 

06. «Подглядывающий» (Майкл Пауэлл, 1960)

Кадр из фильма «Подглядывающий» Кадр из фильма «Подглядывающий»

Я монтировал фильм «Скотт Пилигрим против всех» на Шарлотт-стрит в Лондоне. Две ключевые локации «Подглядывающего» были буквально за дверью моего рабочего места. Я видел картину раза два-три, но работая там же, где его снимали, решил пересмотреть на большом экране. Картины Майкла Пауэлла всегда производили на меня впечатление, но в тот раз эффект был особенно жутким. Даже понимая, что фильм — это выдумка, я с опаской стал ходить по улицам, где его снимали. «Подглядывающий» заставляет задуматься о темных делишках и страшных секретах, которые люди держат за закрытыми дверями.

 

07. «Академия Рашмор» (Уэс Андерсон, 1998)

 

Шедевр Уэса Андерсона, сияющий сегодня так же ярко, как и тогда, когда он только вышел. Статус культовой классики подтверждается огромным числом фильмов, клипов, рекламных роликов и телешоу, сделанных под очевидным влиянием «Академии Рашмор».

 

08. «Самурай» (Жан-Пьер Мельвиль, 1967)

 

«Самурай» — фильм, к которому я возвращаюсь снова и снова. Как и в любом минималистичном кино, чем меньше оно заявляет, тем больше хочется его исследовать. Влияние этого фильма Жан-Пьера Мельвиля можно обнаружить много где. Например, в «Водителе» Уолтера Хилла, в «Леоне» Люка Бессона или в «Драйве» Николаса Виндинга Рефна. Даже несколько сцен моих «Типа крутых легавых» заимствованы из «Самурая». Мельвиль взял классический для японской культуры образ героя-одиночки и «поженил» его с гангстерскими драмами 40-х, а в итоге открыл эпоху нео-нуара. А еще картина потрясает тем, как мало в ней диалогов.   

 

09. «Это Spinal Tap» (Роб Райнер, 1984)

 

В этом фильме, как и в «Аэроплане», «Американском оборотне в Париже» и «Воспитании Аризоны», я знаю каждую строку. Как режиссер, который начинал с телевизионных комедий, могу подтвердить, что «Это Spinal Tap» — «настольный» фильм любого комедийного сценариста, актера и постановщика моего поколения. А то, что играют в нем американские актеры, изображающие английский акцент, только делает картину ироничнее. В общем, трудно переоценить значение этого фильма. Он стоит в одном ряду с «Житием Брайана по Монти Пайтон». По сути, это часть культурного кода, помогающая определить перспективы творческого сотрудничества. Или вам нравится «Это Spinal Tap», или с вами даже не стоит разговаривать.

 

10. «Обход» (Николас Роуг, 1971)

 

Я большой почитатель Николаса Роуга, а «Обход» и «А теперь не смотри» считаю образцами лучшего монтажа в истории кино. Приемы, использованные в этих фильмах, впечатляют даже сегодня. «Обход» — чистая кинематографическая поэзия. Кадры здесь рифмуются друг с другом, рождая по-настоящему гипнотический эффект. В фильме просто фантасмагорический массив изображений, но при этом он сложен в структуру, рождающую гениальный смысл. И «Обход», и «А теперь не смотри» начинаются своего рода увертюрами, задающими тему. Первые пять минут «Обхода» говорят вам все, не говоря ничего — перед нами захватывающий коллаж и одна из величайших открывающих сцен. И что еще лучше — остальной фильм ей соответствует.

 

11. «Двухполосное шоссе» (Монте Хеллман, 1971)

Кадр из фильма «Двухполосное шоссе» Кадр из фильма «Двухполосное шоссе»

Наверное, не очень круто признаваться, что ты не понял фильм, который считается культовым. Но это лучше, чем делать вид, что ты «въехал» в картину, когда на самом деле это не так. «Двухполосное шоссе» Монта Хеллмана для меня как раз такая загадка. Нет другого фильма, который я смотрел бы больше раз, чем этот, пытаясь разгадать его смысл. Да я даже специально ездил на шоссе 66, где проходили съемки. Но все равно я вынужден констатировать, что это кино остается для меня нерешенной головоломкой. Но то, что я говорю о «Двухполосном шоссе», все равно свидетельствует, как глубоко эта картина проникла мне под кожу. И я продолжу исследовать этот фильм, даже если никогда не доберусь до его сути.

Источник: Criterion

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *