1«Выпускник» (Майк Николс, 1967)
Трейлер фильма «Выпускник» (1967)
В юности я смотрел кучу чисто коммерческих фильмов. Мне они нравились, многие я пересматривал снова и снова. Но действительно важной картиной для меня стал «Выпускник». Благодаря этому фильму я понял, что кино может быть чем-то большим, чем просто развлечением.
Интересно, что в Тайване, куда фильм дошел только лет через пять после релиза в Америке, картина подверглась цензуре. Героини Энн Бэнкрофт и Кэтрин Росс стали не матерью и дочерью, а сестрами. Однако даже это не испортило впечатление от фильма.
2«2001 год: Космическая одиссея» (Стэнли Кубрик, 1968)
Трейлер фильма «2001 год: Космическая одиссея» (1968)
Люблю фильмы Стэнли Кубрика, а «Космическая одиссея», пожалуй, самая любимая у него картина. Идеи Кубрика — это чистое визуальное пиршество, причем во многом он опережал свое время. Подумать только, как много вещей было им вдохновлено, взять хотя бы те же «Звездные войны». И каждый раз при просмотре я буквально чувствую ту интенсивность, с которой режиссер работал над картиной.
Мне было лет тринадцать-четырнадцать, когда я впервые увидел «Космическую одиссею». Я не был искушен в кино тогда и ничего не знал об арт-кино, поскольку рос на обычных китайских и голливудских фильмах. А тут я был прямо потрясен. Ничего не понимал, но был загипнотизирован. И чувствовал, что смотрю что-то необычное и уникальное. Тогда я посмотрел фильм еще раз и снова ничего не понял, но это уже не имело значения. Главное, что я узнал, что кино способно на большее, чем просто рассказывать истории.
3«Девичий источник» (Ингмар Бергман, 1960)
Сцена из фильма «Девичий источник» (1960)
Я большой фанат Ингмара Бергмана. Его фильм «Девичий источник» изменил мою жизнь. Это было первое кино с рейтингом R, которое я увидел в Тайване. Мне как раз тогда исполнилось восемнадцать лет, и я был совершенно потрясен. Причем я даже не знал, что мне предстоит увидеть — просто пошел с кем-то за компанию на показ в Академии искусств. Этот фильм расскрыл мне настоящую силу кинематографа. Прежде я не встречал ничего подобного. Мне даже трудно было кому-либо объяснить, о чем это кино.
Изобразительный ряд фильма, его тема, художественная сила, религиозные вопросы — все это очень сильно изменило меня. Именно после просмотра этого фильмы я втайне захотел стать режиссером. Только поначалу я даже самому себе боялся в этом признаться.
4«Персона» (Ингмар Бергман, 1966)
Сцена из фильма «Персона» (1966)
Это одна из моих самых любимых картины. Первый ее просмотр буквально неэлектризовал меня. Это был один из тех опытов, что меняют твою жизнь. Меня действительно потрясло увиденное — как можно ставить вопрос о существовании Бога таким красивым образом. Потрясающий опыт.
5«Похитители велосипедов» (Роберто Росселлини, 1948)
Трейлер фильма «Похитители велосипедов» (1948)
Мне неплохо дается мелодрама и все забавное и эмоциональное. Я знаю, что у меня к этому талант. Но в «Похитителях велосипедов» Роберто Росселлини, как и во всех других картинах итальянского неореализма, планка мелодрамы поднята на совершенно особый уровень — к философским и социальным высотам. Это очень сильно на меня повлияло. Жаль, что сегодня таких картины все меньше и люди скорее подражают тому, что уже было. Как режиссер я это вижу, но это скорее уже моя профессиональная проблема.
6«Птицы» (Альфред Хичкок, 1963)
Сцена из фильма «Птицы» (1963)
Чем старше я становлюсь, тем больше я начинаю ценить Альфреда Хичкока. Я начинаю видеть многие вещи, которые не замечал, будучи моложе, например, перверсии его героев. Мой любимый фильм у него — это «Птицы». Волнующее, страшное кино. В юности я видел в нем лишь жутких птичек, но сейчас понимаю, что это прежде всего картина о перверсиях и женской сексуальности. Активность птиц здесь синхронизируется с чувствами героинь: волнение, ревность, гнев. Все это гениально сделано.
7«Рим» (Федерико Феллини, 1972)
Трейлер фильма «Рим» (1972)
Мои любимые фильмы — это те, которые нравятся мне непонятно за что. Просто что-то меня цепляет, и при этом совершенно не хочется ничего анализировать. «Рим» — это сатира, но такая мистическая. То кино, что задевает на уровне подсознания.
8«Дорога» (Федерико Феллини, 1954)
Фильм «Дорога» (1954)
Федерико Феллини вообще мне очень близок. В том числе его ранние работы, вроде «Дороги». Каждый раз плачу во время просмотра. Это, конечно, слезовыжималка, но при этом выполненная на высочайшем художественном уровне.
9«Поздняя весна» (Ясудзиро Одзу, 1949)
Фильм «Поздняя весна» (1949)
Очень азиатское кино, которое на первый взгляд не кажется художественным достижением. Здесь все сделано очень скромно, разворачивается очень медленно, и это жанр семейной драмы. Когда дочь уходит от отца и выходит замуж, герой чистит яблоко, делает паузу.
Ясудзиро Одзу очень хорошо изобразил, как в ходе жизни, уже имея определенный опыт, приходишь к разочарованию. Эта сцена абсолютно не выглядит как драматичная, но что-то в ней все равно задевает, и даже трудно понять, что именно. Одзу большой мастер. При этом мне не очень нравится актерская игра в картине, исполнители как будто не очень живые. Но в целом фильм очень красив, а композиция и кадры выполнены блестяще сдержанно.
10«Токийская повесть» (Ясудзиро Одзу, 1953)
Трейлер фильма «Токийская повесть» (1953)
Одна из величайших, если не самая великая семейная драма, на мой взгляд. Тоже очень восточная. Все действие очень спокойное, ничего излишне драматичного, но в итоге тебя пронзает от мысли о том, как же жизнь трагична и как она разочаровывает. Мне близка эта тема.
Одзу демонстрирует очень небольшую перемену в жизни, однако через нее он раскрывает суть жизни. Ничто не стоит на месте, и единственное, что неизменно — это принцип постоянных перемен. Меня в свое время просто покорила эта мысль. В общем, очень жизненное кино.
11«Бесконечная любовь» (Ли Ханьсян, 1963)
Трейлер фильма «Бесконечная любовь» (1963)
Причина по которой я выделю этот фильм — он всегда напоминает мне о временах моей невинности. Из-за него, думаю, я в каждую свою картину стараюсь привнести тему чистоты и невинности. Этот фильм — мелодраматическая версия китайской оперы, был очень популярен в Тайване. Настолько, что некоторые пересматривали его по пятьсот раз. Реплики из картины ушли в народ. Люди брали с собой еду и шли в кинотеатры, чтобы смотреть это кино весь день.
Мои родители его часто пересматривали. Это из-за пласта культуры, который зафиксирован в этом фильме, и который из-за последствий гражданской войны был в Тайване упущен. При этом это далеко не величайший фильм всех времен, но в нем есть что-то очень честное и прямое.
Я плачу, каждый раз плачу, когда смотрю его. Но все равно смотрю ради чувства невинности. Современные китайские фильмы имеют мало общего с реальной традицией китайского кино. Настоящая традиция китайского кино — это фильмы, вроде «Бесконечной любви».
12«Ливан» (Самуэль Маоз, 2009)
Трейлер фильма «Ливан» (2009)
Действительно захватывающее кино. Оно целиком снято как бы изнутри танка, и это очень эффектное решение, сильное и исключительное. Вряд ли эту картину стоит включать в список фильмов на все времена, однако в свое время она произвела на меня достаточно большое впечатление.
Источники: BFI, The New York Times, Rotten Tomatoes, The Telegraph.
Обложка: Энг Ли на съемках фильма «Жизнь Пи» (2012) / Jake Netter / 20th Century Fox